Ответственность за нарушение санитарно-защитные зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение санитарно-защитные зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Курганского областного суда от 07.05.2024 N 33а-1038/2024 (УИД 45RS0026-01-2023-001587-28)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании недействительным решения.
Обстоятельства: Истец указал, что нарушено его право на получение в собственность за плату смежного участка, ему отказано во внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны в отношении образуемого земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в санитарно-защитной зоне, установленной в отношении соседнего земельного участка оспариваемым решением.
Решение: Отказано.Доводы апелляционной жалобы относительно компетенции эксперта, который провел санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта СЗЗ, аккредитации лиц, проводивших исследования, отсутствия сведений о предупреждении этих лиц об ответственности за качество и объективность экспертизы, дачу заведомо ложного заключения нельзя признать состоятельными, поскольку предметом настоящего спора является судебная оценка решения, принятого Управлением Роспотребнадзора по Курганской области по результатам рассмотрения заявления об установлении санитарно-защитной зоны, а не проверка соблюдения процедуры проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и полномочий лиц, проводивших соответствующие исследования. Как следует из материалов дела, сомнений в компетенции эксперта, который провел санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта СЗЗ, и лиц, проводивших исследования, у административного ответчика не возникло.
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании недействительным решения.
Обстоятельства: Истец указал, что нарушено его право на получение в собственность за плату смежного участка, ему отказано во внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны в отношении образуемого земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в санитарно-защитной зоне, установленной в отношении соседнего земельного участка оспариваемым решением.
Решение: Отказано.Доводы апелляционной жалобы относительно компетенции эксперта, который провел санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта СЗЗ, аккредитации лиц, проводивших исследования, отсутствия сведений о предупреждении этих лиц об ответственности за качество и объективность экспертизы, дачу заведомо ложного заключения нельзя признать состоятельными, поскольку предметом настоящего спора является судебная оценка решения, принятого Управлением Роспотребнадзора по Курганской области по результатам рассмотрения заявления об установлении санитарно-защитной зоны, а не проверка соблюдения процедуры проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и полномочий лиц, проводивших соответствующие исследования. Как следует из материалов дела, сомнений в компетенции эксперта, который провел санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта СЗЗ, и лиц, проводивших исследования, у административного ответчика не возникло.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2024 по делу N 88-10252/2024 (УИД 61RS0025-01-2022-001732-06)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О прекращении деятельности автомойки.
Обстоятельства: Истцы указали, что хозяйственная деятельность по эксплуатации автомойки осуществляется без соблюдения требований действующего законодательства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Таким образом, само по себе осуществление ФИО10 деятельности, в результате которой образуются загрязняющие атмосферный воздух вещества, без установления санитарно-защитной зоны, а равно привлечение ответчика к административной ответственности, не является безусловным основанием для признания установленной вины ответчика в причинении вреда окружающей среде и приостановлении указанной деятельности, поскольку последнее применятся к виновному лицу в случае, если нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О прекращении деятельности автомойки.
Обстоятельства: Истцы указали, что хозяйственная деятельность по эксплуатации автомойки осуществляется без соблюдения требований действующего законодательства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Таким образом, само по себе осуществление ФИО10 деятельности, в результате которой образуются загрязняющие атмосферный воздух вещества, без установления санитарно-защитной зоны, а равно привлечение ответчика к административной ответственности, не является безусловным основанием для признания установленной вины ответчика в причинении вреда окружающей среде и приостановлении указанной деятельности, поскольку последнее применятся к виновному лицу в случае, если нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новый подход в установлении санитарно-защитных зон при размещении и проектировании промышленных объектов
(Краузе В.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Правила установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, также предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации <11>. Однако оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном Постановлении, и привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются только до 1 января 2025 г. <12>.
(Краузе В.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Правила установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, также предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации <11>. Однако оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном Постановлении, и привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются только до 1 января 2025 г. <12>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также открытым остается вопрос о последствиях нарушения предусмотренной обязанности об обращении за установлением СЗЗ в отношении возводимого до 01.01.2025 объекта в 3-месячный срок с момента его создания: на первый взгляд, кроме возможности привлечения к административной ответственности, иные "стимулы" для установления СЗЗ отсутствуют. В указанном случае до 2025 года будет действовать нормативная СЗЗ в отношении объекта в соответствии с классификацией по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также открытым остается вопрос о последствиях нарушения предусмотренной обязанности об обращении за установлением СЗЗ в отношении возводимого до 01.01.2025 объекта в 3-месячный срок с момента его создания: на первый взгляд, кроме возможности привлечения к административной ответственности, иные "стимулы" для установления СЗЗ отсутствуют. В указанном случае до 2025 года будет действовать нормативная СЗЗ в отношении объекта в соответствии с классификацией по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Нормативные акты
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 135
(ред. от 19.12.2007)
"О введении в действие Санитарных правил и нормативов - СанПиН 2.1.8./2.2.4.1383-03"
(вместе с "СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.06.2003)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2003 N 4710)3.19. СЗЗ и зона ограничений не могут иметь статус селитебной территории, а также не могут использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т.п.
(ред. от 19.12.2007)
"О введении в действие Санитарных правил и нормативов - СанПиН 2.1.8./2.2.4.1383-03"
(вместе с "СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.06.2003)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2003 N 4710)3.19. СЗЗ и зона ограничений не могут иметь статус селитебной территории, а также не могут использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т.п.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2003 N 18
"О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03"
(вместе с "СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.01.2003)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.03.2003 N 4329)3.18. СЗЗ и ЗОЗ определяются в соответствии с методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке, с учетом возможного суммирования ЭМП, создаваемых отдельными источниками, входящими в состав ПРТО.
"О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03"
(вместе с "СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.01.2003)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.03.2003 N 4329)3.18. СЗЗ и ЗОЗ определяются в соответствии с методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке, с учетом возможного суммирования ЭМП, создаваемых отдельными источниками, входящими в состав ПРТО.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Наконец, ст. 17 Федерального закона N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также определяет необходимость радиационного контроля. Организация, эксплуатирующая пункт захоронения радиоактивных отходов, проводит радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, установленных для такого пункта захоронения, с учетом его последующего закрытия и необходимости проведения периодического радиационного контроля на период потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов. Требования к проведению периодического радиационного контроля после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов и порядок его проведения устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Наконец, ст. 17 Федерального закона N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также определяет необходимость радиационного контроля. Организация, эксплуатирующая пункт захоронения радиоактивных отходов, проводит радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, установленных для такого пункта захоронения, с учетом его последующего закрытия и необходимости проведения периодического радиационного контроля на период потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов. Требования к проведению периодического радиационного контроля после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов и порядок его проведения устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Следующей проблемой использования земель сельскохозяйственного назначения является размещение скотомогильников. Скотомогильник является объектом первого класса опасности в любой сельской местности, где содержатся сельскохозяйственные животные. При размещении скотомогильников должны быть выдержаны требования СанПиН, размещение должно осуществляться на сухом возвышенном месте без контакта с подземными водами (уровень стояния грунтовых вод от поверхности земли должно составлять не менее 2 метров), расположение скотомогильника должно быть согласовано с территориальными органами ветеринарного надзора. Несоблюдение данных требований создает угрозу здоровью людей, образует состав правонарушения, влекущий административную и уголовную ответственность. Место для строительства скотомогильников должно выбираться с учетом последствий для окружающей среды.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Следующей проблемой использования земель сельскохозяйственного назначения является размещение скотомогильников. Скотомогильник является объектом первого класса опасности в любой сельской местности, где содержатся сельскохозяйственные животные. При размещении скотомогильников должны быть выдержаны требования СанПиН, размещение должно осуществляться на сухом возвышенном месте без контакта с подземными водами (уровень стояния грунтовых вод от поверхности земли должно составлять не менее 2 метров), расположение скотомогильника должно быть согласовано с территориальными органами ветеринарного надзора. Несоблюдение данных требований создает угрозу здоровью людей, образует состав правонарушения, влекущий административную и уголовную ответственность. Место для строительства скотомогильников должно выбираться с учетом последствий для окружающей среды.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)7) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Невыполнение данной обязанности влечет наступление административной ответственности.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)7) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Невыполнение данной обязанности влечет наступление административной ответственности.