Ответственность за нарушение правил землепользования и застройки
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение правил землепользования и застройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2023 N 88-24224/2023 (УИД 68RS0004-01-2022-003600-93)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: Истец является собственником жилого дома и земельного участка. Соседнее домовладение принадлежит ответчикам. Ответчики привезли собак, разместили вольеры и открыли собачий приют без согласования с ветеринарной службой, администрацией сельского поселения.
Решение: Отказано.Между тем стороной истца в нарушение правил ст. ст. 56 и 67 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств нарушения ответчиками Правил землепользования и застройки на территории <адрес>, нецелевого использования земельного участка, привлечения ответчиков к ответственности за организацию и осуществление незаконной деятельности, за нарушение экологических, санитарно-гигиенических, ветеринарных и иных правил. Ссылки заявителя на то, что размещение ответчиками на спорном земельном участке большого количества домашних животных нарушает права истца как собственника, не связанные с лишением владения, создает невыносимые условия для его проживания, фактически основаны только на объяснениях самого К. и материалами дела не подтверждаются.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: Истец является собственником жилого дома и земельного участка. Соседнее домовладение принадлежит ответчикам. Ответчики привезли собак, разместили вольеры и открыли собачий приют без согласования с ветеринарной службой, администрацией сельского поселения.
Решение: Отказано.Между тем стороной истца в нарушение правил ст. ст. 56 и 67 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств нарушения ответчиками Правил землепользования и застройки на территории <адрес>, нецелевого использования земельного участка, привлечения ответчиков к ответственности за организацию и осуществление незаконной деятельности, за нарушение экологических, санитарно-гигиенических, ветеринарных и иных правил. Ссылки заявителя на то, что размещение ответчиками на спорном земельном участке большого количества домашних животных нарушает права истца как собственника, не связанные с лишением владения, создает невыносимые условия для его проживания, фактически основаны только на объяснениях самого К. и материалами дела не подтверждаются.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 15.08.2024 N 33-29378/2024 (УИД 23RS0031-01-2023-010986-52)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) О взыскании убытков, компенсации морального вреда; 3) О прекращении нарушения покоя и тишины граждан.
Обстоятельства: Сторонам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок. Без согласования с истцом ответчик возвел вольер на части земельного участка, находящейся в его пользовании, который используется для содержания собак. Истец утверждает, что действия ответчика нарушают законодательство о ветеринарии, о содержании и защите животных, а также его права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, права долевого собственника земельного участка.
Решение: Отказано.Как установлено судом первой инстанции стороной истца в нарушение правил статей 56 и 67 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств нарушения ответчиками Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования ..., нецелевого использования ответчиком земельного участка, привлечения ... 2 к ответственности за организацию и осуществление незаконной деятельности, за нарушение экологических, санитарно-гигиенических, ветеринарных и иных правил. Ссылки заявителя на то, что размещение ответчиком на спорном земельном участке большого количества домашних животных нарушает права истца как собственника, не связанные с лишением владения, создает невыносимые условия для его проживания, фактически основаны только на объяснениях самой ... 1 и материалами дела не подтверждаются.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) О взыскании убытков, компенсации морального вреда; 3) О прекращении нарушения покоя и тишины граждан.
Обстоятельства: Сторонам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок. Без согласования с истцом ответчик возвел вольер на части земельного участка, находящейся в его пользовании, который используется для содержания собак. Истец утверждает, что действия ответчика нарушают законодательство о ветеринарии, о содержании и защите животных, а также его права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, права долевого собственника земельного участка.
Решение: Отказано.Как установлено судом первой инстанции стороной истца в нарушение правил статей 56 и 67 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств нарушения ответчиками Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования ..., нецелевого использования ответчиком земельного участка, привлечения ... 2 к ответственности за организацию и осуществление незаконной деятельности, за нарушение экологических, санитарно-гигиенических, ветеринарных и иных правил. Ссылки заявителя на то, что размещение ответчиком на спорном земельном участке большого количества домашних животных нарушает права истца как собственника, не связанные с лишением владения, создает невыносимые условия для его проживания, фактически основаны только на объяснениях самой ... 1 и материалами дела не подтверждаются.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законов в сфере капитального строительства
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2022, N 9)В ходе прокурорских проверок выявляется несоответствие правовых актов органов местного самоуправления положениям федерального законодательства в сфере капитального строительства. Так, в Омской области по результатам рассмотрения представления прокурора района, внесенного главе муниципального района, орган местного самоуправления принял административные регламенты оказания муниципальных услуг по рассмотрению уведомлений о планируемых строительстве, реконструкции и завершении строительства, реконструкции индивидуальных жилых домов. Виновное в допущенных нарушениях должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2022, N 9)В ходе прокурорских проверок выявляется несоответствие правовых актов органов местного самоуправления положениям федерального законодательства в сфере капитального строительства. Так, в Омской области по результатам рассмотрения представления прокурора района, внесенного главе муниципального района, орган местного самоуправления принял административные регламенты оказания муниципальных услуг по рассмотрению уведомлений о планируемых строительстве, реконструкции и завершении строительства, реконструкции индивидуальных жилых домов. Виновное в допущенных нарушениях должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Такая ситуация является тупиковой для арендатора: с одной стороны, использование земельного участка в соответствии с целями, указанными в договоре аренды, противоречит положениям публичного права, так что арендатор может быть привлечен к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка. С другой стороны, использование земельного участка в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования, указанными в правилах землепользования и застройки, приводит к нарушению договора аренды, которое в зависимости от условий договора может повлечь наложение на арендатора имущественных санкций или даже стать основанием для расторжения договора. Часть 8 ст. 36 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, воплощающая в себе институт несоответствующего использования в российском праве, защищает собственников и иных правообладателей земельных участков от изменений градостроительных регламентов, дозволяя использовать участки в соответствии с ранее осуществляемым использованием без установления срока приведения использования участка в соответствие с градостроительным регламентом <3>. Однако такая защита не является абсолютной: после внесения изменений в правила землепользования и застройки арендатор не сможет возводить на земельном участке новые объекты капитального строительства и реконструировать уже существующие, если в конечном итоге они не будут соответствовать новому градостроительному регламенту <4>.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Такая ситуация является тупиковой для арендатора: с одной стороны, использование земельного участка в соответствии с целями, указанными в договоре аренды, противоречит положениям публичного права, так что арендатор может быть привлечен к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка. С другой стороны, использование земельного участка в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования, указанными в правилах землепользования и застройки, приводит к нарушению договора аренды, которое в зависимости от условий договора может повлечь наложение на арендатора имущественных санкций или даже стать основанием для расторжения договора. Часть 8 ст. 36 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, воплощающая в себе институт несоответствующего использования в российском праве, защищает собственников и иных правообладателей земельных участков от изменений градостроительных регламентов, дозволяя использовать участки в соответствии с ранее осуществляемым использованием без установления срока приведения использования участка в соответствие с градостроительным регламентом <3>. Однако такая защита не является абсолютной: после внесения изменений в правила землепользования и застройки арендатор не сможет возводить на земельном участке новые объекты капитального строительства и реконструировать уже существующие, если в конечном итоге они не будут соответствовать новому градостроительному регламенту <4>.
Нормативные акты
<Письмо> Минстроя России от 19.08.2024 N 47636-СМ/08
<О мерах по устранению типичных нарушений законодательства о градостроительной деятельности>2) предпринять меры по их устранению, а также привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительной деятельности;
<О мерах по устранению типичных нарушений законодательства о градостроительной деятельности>2) предпринять меры по их устранению, а также привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительной деятельности;
<Письмо> Минрегиона РФ от 13.04.2011 N 9079-ИП/08
<О разработке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании>По мнению Минрегиона России, документы территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании, порядка их применения могут быть разработаны органами местного самоуправления самостоятельно, а в части разработки картографических материалов и документов с привлечением организаций, имеющих соответствующую лицензию.
<О разработке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании>По мнению Минрегиона России, документы территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании, порядка их применения могут быть разработаны органами местного самоуправления самостоятельно, а в части разработки картографических материалов и документов с привлечением организаций, имеющих соответствующую лицензию.
Ситуация: Какие установлены правила выпаса скота и какова ответственность за их нарушение?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Правила выпаса скота, а также ограничения, связанные с выпасом скота, установлены нормативными актами в области благоустройства, правилами землепользования и застройки и др.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Правила выпаса скота, а также ограничения, связанные с выпасом скота, установлены нормативными актами в области благоустройства, правилами землепользования и застройки и др.
Статья: ВС решал, можно ли использовать часть участка не по назначению
(Князев А.Г., Олейник И.А., Степанова Л., Сулима А., Устименко О.)
("Административное право", 2021, N 2)Проблема состоит в том, что сведения ЕГРН не всегда отражают полную информацию о разрешенных видах использования земельного участка, которая, в свою очередь, содержится в правилах землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. Например, в ЕГРН в обязательном порядке не отображается информация о вспомогательных видах разрешенного использования.
(Князев А.Г., Олейник И.А., Степанова Л., Сулима А., Устименко О.)
("Административное право", 2021, N 2)Проблема состоит в том, что сведения ЕГРН не всегда отражают полную информацию о разрешенных видах использования земельного участка, которая, в свою очередь, содержится в правилах землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. Например, в ЕГРН в обязательном порядке не отображается информация о вспомогательных видах разрешенного использования.
Вопрос: Как выбрать кадастрового инженера?
("Официальный сайт Росреестра", 2021)Проект межевания территории - при определении местоположения границ земельных участков, образуемых из государственных и муниципальных земель, земельных участков в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границ определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) в границ установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
("Официальный сайт Росреестра", 2021)Проект межевания территории - при определении местоположения границ земельных участков, образуемых из государственных и муниципальных земель, земельных участков в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границ определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) в границ установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако если в ходе проведения проверки орган муниципального земельного контроля выявил нарушения требований земельного законодательства, за которое административная ответственность предусмотрена законодательством субъекта РФ, то привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется также в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. N 295-ОЗ <1> протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.9 "Использование земельных участков и (или) объектов капитального строительства с нарушениями правил землепользования и застройки", составляются должностными лицами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, уполномоченными губернатором Томской области. Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях от 2 апреля 2008 г. N 1506-ЗПО <2> должностные лица органов местного самоуправления уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях только за нарушение правил землепользования и застройки территории муниципального образования, которые установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3.1.1, п. 10 ст. 10.1). В соответствии с ч. 9 ст. 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з <3> при осуществлении муниципального контроля должностными лицами органов местного самоуправления в пределах компетенции составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 4.6 (противоправные действия должностных лиц, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако если в ходе проведения проверки орган муниципального земельного контроля выявил нарушения требований земельного законодательства, за которое административная ответственность предусмотрена законодательством субъекта РФ, то привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется также в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. N 295-ОЗ <1> протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.9 "Использование земельных участков и (или) объектов капитального строительства с нарушениями правил землепользования и застройки", составляются должностными лицами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, уполномоченными губернатором Томской области. Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях от 2 апреля 2008 г. N 1506-ЗПО <2> должностные лица органов местного самоуправления уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях только за нарушение правил землепользования и застройки территории муниципального образования, которые установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3.1.1, п. 10 ст. 10.1). В соответствии с ч. 9 ст. 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з <3> при осуществлении муниципального контроля должностными лицами органов местного самоуправления в пределах компетенции составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 4.6 (противоправные действия должностных лиц, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует помнить, что за возведение самовольной постройки предусмотрена административная ответственность, в частности КоАП РФ предусматривает следующие составы: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), использование земельных участков не по целевому назначению (ст. 8.8), нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ст. 9.4), нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует помнить, что за возведение самовольной постройки предусмотрена административная ответственность, в частности КоАП РФ предусматривает следующие составы: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), использование земельных участков не по целевому назначению (ст. 8.8), нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ст. 9.4), нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5).
Статья: Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение вида разрешенного использования земельного участка: анализ судебной практики
(Ястребов А.Е., Малявкина Н.В., Алексикова О.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В статье анализируются актуальные тенденции развития судебной практики по вопросу о привлечении к административной ответственности за нарушение правил выбора вида разрешенного использования земельных участков. Высказаны предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.
(Ястребов А.Е., Малявкина Н.В., Алексикова О.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В статье анализируются актуальные тенденции развития судебной практики по вопросу о привлечении к административной ответственности за нарушение правил выбора вида разрешенного использования земельных участков. Высказаны предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение минимальных отступов от границ земельного участка?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, ст. 8.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" за нарушение правил землепользования и застройки, утвержденных органами местного самоуправления, установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 4 000 руб.; на должностных лиц - от 4 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц - от 10 000 до 40 000 руб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, ст. 8.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" за нарушение правил землепользования и застройки, утвержденных органами местного самоуправления, установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 4 000 руб.; на должностных лиц - от 4 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц - от 10 000 до 40 000 руб.
Статья: Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Поскольку градостроительное зонирование реализуется на местном (муниципальном) уровне, за исключением городов федерального значения, то в основе градостроительного зонирования лежит функциональное зонирование, предусмотренное генпланами муниципальных образований, поэтому важно, чтобы разработке ПЗЗ предшествовала разработка генпланов. Таким образом, между генпланами и ПЗЗ существует тесная связь. ПЗЗ разрабатываются на основе генплана и направлены на реализацию его положений. Функциональное зонирование является основой для градостроительного зонирования. Например, генпланом выделяется зона жилищной застройки, в ПЗЗ такая зона может дифференцироваться на зоны малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки. Главная цель градостроительного зонирования - установление территориальных зон и определение разрешенных типов использования, что является ключевой частью ПЗЗ, которыми устанавливаются виды деятельности, разрешенные на определенном участке. Градостроительное зонирование делает назначение участков ясным и публичным, так как оно определяется в правовых актах, доступных для общественного ознакомления на сайте муниципалитета. Таким образом, инвесторы, планирующие финансировать строительство или реконструкцию объектов недвижимости, граждане, желающие построить индивидуальные жилые дома, иные лица могут заранее узнать правовой режим земельных участков в определенной зоне, выяснить типы разрешенного использования участка. Следует отметить, что ПЗЗ являются достаточно гибким механизмом - они могут изменяться в установленном порядке, градостроительным законодательством предусмотрены механизмы гибкости, позволяющие на законном основании отклоняться от установленных в ПЗЗ требований. В то же время неправомерное нарушение установленных форм использования земли, превышение максимальных границ застройки, определенных в нормах землепользования и строительства, приводят к привлечению виновных к административной ответственности, отказу в предоставлении разрешения на строительство и введение объекта в эксплуатацию, а также к классификации здания капитального строительства как незаконной постройки.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Поскольку градостроительное зонирование реализуется на местном (муниципальном) уровне, за исключением городов федерального значения, то в основе градостроительного зонирования лежит функциональное зонирование, предусмотренное генпланами муниципальных образований, поэтому важно, чтобы разработке ПЗЗ предшествовала разработка генпланов. Таким образом, между генпланами и ПЗЗ существует тесная связь. ПЗЗ разрабатываются на основе генплана и направлены на реализацию его положений. Функциональное зонирование является основой для градостроительного зонирования. Например, генпланом выделяется зона жилищной застройки, в ПЗЗ такая зона может дифференцироваться на зоны малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки. Главная цель градостроительного зонирования - установление территориальных зон и определение разрешенных типов использования, что является ключевой частью ПЗЗ, которыми устанавливаются виды деятельности, разрешенные на определенном участке. Градостроительное зонирование делает назначение участков ясным и публичным, так как оно определяется в правовых актах, доступных для общественного ознакомления на сайте муниципалитета. Таким образом, инвесторы, планирующие финансировать строительство или реконструкцию объектов недвижимости, граждане, желающие построить индивидуальные жилые дома, иные лица могут заранее узнать правовой режим земельных участков в определенной зоне, выяснить типы разрешенного использования участка. Следует отметить, что ПЗЗ являются достаточно гибким механизмом - они могут изменяться в установленном порядке, градостроительным законодательством предусмотрены механизмы гибкости, позволяющие на законном основании отклоняться от установленных в ПЗЗ требований. В то же время неправомерное нарушение установленных форм использования земли, превышение максимальных границ застройки, определенных в нормах землепользования и строительства, приводят к привлечению виновных к административной ответственности, отказу в предоставлении разрешения на строительство и введение объекта в эксплуатацию, а также к классификации здания капитального строительства как незаконной постройки.