Ответственность за нарушение избирательного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение избирательного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об эффективности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о выборах
(Петрыкина Н.И., Адигамов А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Как демонстрируют приведенные в таблице показатели, наблюдается выраженная тенденция как снижения общего количества должностных лиц, привлеченных за рассматриваемый период к административной ответственности, так и уменьшения, менее выраженного, их процентного соотношения среди всех привлеченных к административной ответственности за нарушения избирательного законодательства.
(Петрыкина Н.И., Адигамов А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Как демонстрируют приведенные в таблице показатели, наблюдается выраженная тенденция как снижения общего количества должностных лиц, привлеченных за рассматриваемый период к административной ответственности, так и уменьшения, менее выраженного, их процентного соотношения среди всех привлеченных к административной ответственности за нарушения избирательного законодательства.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правопорядок в избирательном процессе
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Повсеместное внедрение дистанционного электронного голосования несомненно вызовет коренную перестройку всей действующей избирательной системы. Это коснется организационных, материальных и, конечно же, юридических вопросов проведения выборов. Изменения видны уже сейчас, при экспериментальном режиме проведения выборов. К ним относятся: существенное изменение функций избирательных комиссий и способов их осуществления, изменение технологии голосования и подсчета голосов, отсутствие правоотношений между участковыми избирательными комиссиями и избирателями в день голосования, возникновение нового формата проблемы тайны голосования и адекватного учета мнения избирателей по итогам голосования. По мнению отдельных авторов, "в пересмотре будут нуждаться нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, вместо административной ответственности за незаконное получение избирательного бюллетеня за другого избирателя необходимо будет предусмотреть в КоАП и УК РФ составы правонарушений, связанных с применением мер ответственности за незаконный доступ к электронному бюллетеню дистанционного электронного голосования" <4>. Следует также отметить далеко не однозначное отношение к этому виду голосования в зарубежных странах <5>.
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Повсеместное внедрение дистанционного электронного голосования несомненно вызовет коренную перестройку всей действующей избирательной системы. Это коснется организационных, материальных и, конечно же, юридических вопросов проведения выборов. Изменения видны уже сейчас, при экспериментальном режиме проведения выборов. К ним относятся: существенное изменение функций избирательных комиссий и способов их осуществления, изменение технологии голосования и подсчета голосов, отсутствие правоотношений между участковыми избирательными комиссиями и избирателями в день голосования, возникновение нового формата проблемы тайны голосования и адекватного учета мнения избирателей по итогам голосования. По мнению отдельных авторов, "в пересмотре будут нуждаться нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, вместо административной ответственности за незаконное получение избирательного бюллетеня за другого избирателя необходимо будет предусмотреть в КоАП и УК РФ составы правонарушений, связанных с применением мер ответственности за незаконный доступ к электронному бюллетеню дистанционного электронного голосования" <4>. Следует также отметить далеко не однозначное отношение к этому виду голосования в зарубежных странах <5>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Глава 13. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Глава 13. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Глава XI. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Глава XI. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения мировыми судьями дел об избирательных правонарушениях
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)Развитие демократического государства невозможно представить без "здоровых" избирательных правоотношений, связанных с формированием органов государственной власти и органов местного самоуправления. Важной гарантией соблюдения избирательных прав граждан является применение мер ответственности за нарушения избирательного законодательства.
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)Развитие демократического государства невозможно представить без "здоровых" избирательных правоотношений, связанных с формированием органов государственной власти и органов местного самоуправления. Важной гарантией соблюдения избирательных прав граждан является применение мер ответственности за нарушения избирательного законодательства.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Заявители утверждали, что действовавшее законодательное определение понятия предвыборной агитации, а также открытый перечень деятельности, относившейся к предвыборной агитации, не позволяли отграничить ее от информирования избирателей. На практике это приводило к тому, что сотрудников средств массовой информации привлекали к ответственности за нарушения избирательного законодательства в части распространения агитационных материалов в отсутствие четкого законодательного регулирования. Это ставило под сомнение эффективность деятельности средств массовой информации, являющихся важной частью гражданского общества и правового государства.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Заявители утверждали, что действовавшее законодательное определение понятия предвыборной агитации, а также открытый перечень деятельности, относившейся к предвыборной агитации, не позволяли отграничить ее от информирования избирателей. На практике это приводило к тому, что сотрудников средств массовой информации привлекали к ответственности за нарушения избирательного законодательства в части распространения агитационных материалов в отсутствие четкого законодательного регулирования. Это ставило под сомнение эффективность деятельности средств массовой информации, являющихся важной частью гражданского общества и правового государства.
Статья: Конституционно-правовая и внутрипартийная ответственность депутатов и кандидатов в депутаты: общее и особенное
(Колосова Н.М., Мамедова В.Э.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Комплексность конституционной ответственности проявляется в неоднородности элементов, входящих в ее состав, что позволяет выделять в качестве ее разновидностей парламентскую ответственность и ответственность за нарушение избирательного законодательства, которые наиболее тесно взаимодействуют с внутрипартийной ответственностью. При этом как названные, так и другие разновидности конституционной ответственности пересекаются с иными видами юридической и социальной ответственности, вбирая в себя их отдельные элементы.
(Колосова Н.М., Мамедова В.Э.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Комплексность конституционной ответственности проявляется в неоднородности элементов, входящих в ее состав, что позволяет выделять в качестве ее разновидностей парламентскую ответственность и ответственность за нарушение избирательного законодательства, которые наиболее тесно взаимодействуют с внутрипартийной ответственностью. При этом как названные, так и другие разновидности конституционной ответственности пересекаются с иными видами юридической и социальной ответственности, вбирая в себя их отдельные элементы.
Статья: Избирательный кодекс Бразилии как пример унифицированного федерального законодательного акта в области избирательных правоотношений
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Относительно соотношения избирательных законов друг с другом по содержанию следует отметить, что кодексом урегулированы, во-первых, материально-правовые аспекты избирательных отношений (избирательные права, хотя и не исчерпывающим образом <45>, органы электоральной юстиции, ответственность за нарушения избирательного законодательства), во-вторых, отдельные вопросы избирательного процесса (наиболее подробно в кодексе регламентируется голосование <46>). Закон N 9.504 считается специальным по отношению к кодексу <47>, он более детально регулирует порядок выборов: особое внимание в нем уделено проведению предвыборных опросов (ст. 33 - 35) и предвыборной агитации (36-57-J), финансированию выборов (статьи 16-C-32), а также голосованию при помощи электронных средств (статьи 59 - 64).
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Относительно соотношения избирательных законов друг с другом по содержанию следует отметить, что кодексом урегулированы, во-первых, материально-правовые аспекты избирательных отношений (избирательные права, хотя и не исчерпывающим образом <45>, органы электоральной юстиции, ответственность за нарушения избирательного законодательства), во-вторых, отдельные вопросы избирательного процесса (наиболее подробно в кодексе регламентируется голосование <46>). Закон N 9.504 считается специальным по отношению к кодексу <47>, он более детально регулирует порядок выборов: особое внимание в нем уделено проведению предвыборных опросов (ст. 33 - 35) и предвыборной агитации (36-57-J), финансированию выборов (статьи 16-C-32), а также голосованию при помощи электронных средств (статьи 59 - 64).