Ответственность медицинских работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность медицинских работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Право на медицинскую помощь" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи."
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Послерейсовый медицинский осмотр водителей
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечение к дисциплинарной ответственности водителя за непредъявление путевого листа медицинскому работнику при прохождении послерейсового медицинского осмотра для проставления отметки признается правомерным
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечение к дисциплинарной ответственности водителя за непредъявление путевого листа медицинскому работнику при прохождении послерейсового медицинского осмотра для проставления отметки признается правомерным
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
(ред. от 24.06.2025)1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует обратить внимание на то, что установление возрастных ограничений при даче согласия на медицинское вмешательство не связано законодателем с вопросами гражданской или процессуальной дееспособности или с возрастом наступления уголовной ответственности. Возникает вопрос: почему возможность давать согласие на медицинское вмешательство установлена именно с 15 лет? Безусловно, этот вопрос не является однозначным, нужно решение, которое не позволит, с одной стороны, следовать неразумным поступкам несовершеннолетних, но, с другой стороны, гарантирует от злоупотреблений родительскими правами <1>. Кроме того, при определении этого возраста нужно помнить и об ответственности медицинских работников за качество оказания медицинской помощи.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует обратить внимание на то, что установление возрастных ограничений при даче согласия на медицинское вмешательство не связано законодателем с вопросами гражданской или процессуальной дееспособности или с возрастом наступления уголовной ответственности. Возникает вопрос: почему возможность давать согласие на медицинское вмешательство установлена именно с 15 лет? Безусловно, этот вопрос не является однозначным, нужно решение, которое не позволит, с одной стороны, следовать неразумным поступкам несовершеннолетних, но, с другой стороны, гарантирует от злоупотреблений родительскими правами <1>. Кроме того, при определении этого возраста нужно помнить и об ответственности медицинских работников за качество оказания медицинской помощи.
Статья: Обязательные требования и права медицинских и фармацевтических работников
(Осинцев Д.В.)
("Медицинское право", 2022, N 2)Вопрос об ответственности медицинских и фармацевтических работников, по всей видимости, выступает одним из проблемных как на теоретическим уровне, так и в практике правоприменения в связи с тем, что правонарушения скрываются за чередой казусов, именуемых "врачебная ошибка", которая, учитывая рисковый характер деятельности в сфере охраны здоровья граждан, зачастую служит основанием для освобождения практикующего медицинского работника от юридической ответственности. Вместе с тем с текущего года ситуация кардинальным образом изменилась, так как утверждение перечней правовых актов, устанавливающих обязательные требования, не предполагает каких-либо лакун и недоговоренностей в сфере регламентации медицинской и фармацевтической деятельности. В этой связи вопрос о врачебной ошибке становится неактуальным, так как юридическая оценка деятельности в сфере здравоохранения в любом случае будет дана как с позиции ответственности, так и иных разрешительных и контрольно-надзорных средств регламентации. В этой связи актуальным становится страхование охраняемых законом интересов пациента от ненадлежащей медицинской и фармацевтической практики и установление четких критериев демаркации уголовной и административной ответственности в данной сфере.
(Осинцев Д.В.)
("Медицинское право", 2022, N 2)Вопрос об ответственности медицинских и фармацевтических работников, по всей видимости, выступает одним из проблемных как на теоретическим уровне, так и в практике правоприменения в связи с тем, что правонарушения скрываются за чередой казусов, именуемых "врачебная ошибка", которая, учитывая рисковый характер деятельности в сфере охраны здоровья граждан, зачастую служит основанием для освобождения практикующего медицинского работника от юридической ответственности. Вместе с тем с текущего года ситуация кардинальным образом изменилась, так как утверждение перечней правовых актов, устанавливающих обязательные требования, не предполагает каких-либо лакун и недоговоренностей в сфере регламентации медицинской и фармацевтической деятельности. В этой связи вопрос о врачебной ошибке становится неактуальным, так как юридическая оценка деятельности в сфере здравоохранения в любом случае будет дана как с позиции ответственности, так и иных разрешительных и контрольно-надзорных средств регламентации. В этой связи актуальным становится страхование охраняемых законом интересов пациента от ненадлежащей медицинской и фармацевтической практики и установление четких критериев демаркации уголовной и административной ответственности в данной сфере.
Статья: Право на жизнь и производство аборта: уголовно-правовые аспекты
(Чирков Ф.В.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Как известно, действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (ст. 123 УК РФ), и административную ответственность медицинских работников за нарушение сроков, установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности (ст. 6.32 КоАП РФ) <8>. Ответственность самой беременной женщины не предусматривается (даже в тех случаях, когда аборт при сроке свыше 12 недель проводится с ее согласия и при ее инициировании в отсутствие медицинских или социальных показаний). Эти законодательные решения позволяют рассматривать аборт не как прерывание беременности, а как действия третьих лиц, непосредственно направленные на прерывание беременности. При этом в зависимости от статуса этих "третьих лиц" сами действия получают оценку либо как преступление, либо как нарушение предписанных правил проведения операции по прерыванию беременности. На наш взгляд, такая логика не вписывается в концептуальные рамки политики охраны жизни как традиционной российской духовно-нравственной ценности.
(Чирков Ф.В.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Как известно, действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (ст. 123 УК РФ), и административную ответственность медицинских работников за нарушение сроков, установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности (ст. 6.32 КоАП РФ) <8>. Ответственность самой беременной женщины не предусматривается (даже в тех случаях, когда аборт при сроке свыше 12 недель проводится с ее согласия и при ее инициировании в отсутствие медицинских или социальных показаний). Эти законодательные решения позволяют рассматривать аборт не как прерывание беременности, а как действия третьих лиц, непосредственно направленные на прерывание беременности. При этом в зависимости от статуса этих "третьих лиц" сами действия получают оценку либо как преступление, либо как нарушение предписанных правил проведения операции по прерыванию беременности. На наш взгляд, такая логика не вписывается в концептуальные рамки политики охраны жизни как традиционной российской духовно-нравственной ценности.
Статья: Безопасность медицинской деятельности: уголовно-правовой аспект
(Сенокосова Е.К.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Ключевые слова: безопасность, медицинская деятельность, медицинская помощь, уголовная ответственность, медицинский работник.
(Сенокосова Е.К.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Ключевые слова: безопасность, медицинская деятельность, медицинская помощь, уголовная ответственность, медицинский работник.
Готовое решение: Как организовать проведение предварительного медицинского осмотра при приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)10. Какая ответственность предусмотрена для работодателя в случае приема работника без обязательного предварительного медицинского осмотра
(КонсультантПлюс, 2025)10. Какая ответственность предусмотрена для работодателя в случае приема работника без обязательного предварительного медицинского осмотра
Статья: Установление потерпевшего при ятрогенных преступлениях
(Тонких О.С.)
("Современное право", 2024, N 10)1. Иванов Н.Г. Уголовная ответственность медицинского работника за причинение вреда человеку при несоблюдении клинических рекомендаций / Н.Г. Иванов // Медицинское право. 2023. N 2. С. 2 - 6.
(Тонких О.С.)
("Современное право", 2024, N 10)1. Иванов Н.Г. Уголовная ответственность медицинского работника за причинение вреда человеку при несоблюдении клинических рекомендаций / Н.Г. Иванов // Медицинское право. 2023. N 2. С. 2 - 6.
Статья: Медицинская помощь больше не услуга? (законодательные и правоприменительные проблемы, связанные с введением примечания к ст. 238 УК РФ)
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 8)Действующие на момент принятия УК РФ 1996 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. <6> говорили о медицинских услугах только как дополнительных к бесплатной медицинской помощи и их не смешивали. Так, в ст. 20 Основ закреплялось право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения, право на "дополнительные медицинские и иные услуги" на основе программ дополнительного медицинского страхования и за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством. Поэтому вопрос о привлечении к ответственности медицинских работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь населению, по ст. 238 УК РФ за небезопасное оказание услуг даже не возникал.
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 8)Действующие на момент принятия УК РФ 1996 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. <6> говорили о медицинских услугах только как дополнительных к бесплатной медицинской помощи и их не смешивали. Так, в ст. 20 Основ закреплялось право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения, право на "дополнительные медицинские и иные услуги" на основе программ дополнительного медицинского страхования и за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством. Поэтому вопрос о привлечении к ответственности медицинских работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь населению, по ст. 238 УК РФ за небезопасное оказание услуг даже не возникал.