Ответственность 223-фз 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность 223-фз 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Ответственность при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, учитывая субсидирование закупки основных средств, приобретаемых в собственность субъекта Федерации и в оперативное управление Истца, за счет средств бюджета бюджетной системы... суд... не мог прийти к иным выводам и не применить положения Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе предусмотренную Постановлением Правительства N 783 меру поддержки бизнеса в виде списания неустойки по исполненным в 2020 году обязательствам..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, учитывая субсидирование закупки основных средств, приобретаемых в собственность субъекта Федерации и в оперативное управление Истца, за счет средств бюджета бюджетной системы... суд... не мог прийти к иным выводам и не применить положения Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе предусмотренную Постановлением Правительства N 783 меру поддержки бизнеса в виде списания неустойки по исполненным в 2020 году обязательствам..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Рассмотрение и оценка заявок на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ отклонить заявку, если соответствие доптребованиям о наличии опыта подтверждено договором субподряда
(КонсультантПлюс, 2025)Опыт по отдельным видам работ можно подтвердить только контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ, или договором, заключенным по Закону N 223-ФЗ. Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком по контракту независимо от того, привлекались ли субподрядчики. Результат работ субподрядчика должен соответствовать лишь условиям договора, заключенного между генподрядчиком и субподрядчиком, а не основного контракта. Субподрядчик, выполняющий строительно-монтажные работы на объекте капстроительства, не имеет опыта строительства (реконструкции) объекта капстроительства в совокупном объеме возникающих обязательств.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ отклонить заявку, если соответствие доптребованиям о наличии опыта подтверждено договором субподряда
(КонсультантПлюс, 2025)Опыт по отдельным видам работ можно подтвердить только контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ, или договором, заключенным по Закону N 223-ФЗ. Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком по контракту независимо от того, привлекались ли субподрядчики. Результат работ субподрядчика должен соответствовать лишь условиям договора, заключенного между генподрядчиком и субподрядчиком, а не основного контракта. Субподрядчик, выполняющий строительно-монтажные работы на объекте капстроительства, не имеет опыта строительства (реконструкции) объекта капстроительства в совокупном объеме возникающих обязательств.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Абзацем 6 подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства N 2571 установлено, что договором, предусмотренным в том числе пунктом 2 позиции 17 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Абзацем 6 подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства N 2571 установлено, что договором, предусмотренным в том числе пунктом 2 позиции 17 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Решение Верховного Суда РФ от 11.12.2024 N АКПИ24-854
<Об отказе в удовлетворении заявления признании недействующим письма ФАС России от 10.09.2018 N АК/72218/18 "По вопросу отнесения хозяйствующих субъектов (ООО, АНО) к субъектам Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и, муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц">рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть" о признании недействующим письма Федеральной антимонопольной службы от 10 сентября 2018 г. N АК/72218/18 "По вопросу отнесения хозяйствующих субъектов (ООО, АНО) к субъектам Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
<Об отказе в удовлетворении заявления признании недействующим письма ФАС России от 10.09.2018 N АК/72218/18 "По вопросу отнесения хозяйствующих субъектов (ООО, АНО) к субъектам Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и, муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц">рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть" о признании недействующим письма Федеральной антимонопольной службы от 10 сентября 2018 г. N АК/72218/18 "По вопросу отнесения хозяйствующих субъектов (ООО, АНО) к субъектам Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)При этом включение поставщика в РНП представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение, являясь санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений, влечет для него негативные последствия в виде фактического (как показано выше) лишения возможности в течение двух лет участвовать в закупочных процедурах по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)При этом включение поставщика в РНП представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение, являясь санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений, влечет для него негативные последствия в виде фактического (как показано выше) лишения возможности в течение двух лет участвовать в закупочных процедурах по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Готовое решение: Какие особенности учитывать при закупке продуктов питания по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Остаточный срок годности продуктов питания рекомендуем определять периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо датой, а не в процентах. Аналогичная рекомендация содержится в Письме Минсельхоза России от 30.10.2020 N 4/1855, выпущенном в отношении закупок по Закону N 44-ФЗ. Полагаем, что на него можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Остаточный срок годности продуктов питания рекомендуем определять периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо датой, а не в процентах. Аналогичная рекомендация содержится в Письме Минсельхоза России от 30.10.2020 N 4/1855, выпущенном в отношении закупок по Закону N 44-ФЗ. Полагаем, что на него можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ.
Форма: Декларация о соответствии участника единым требованиям, предъявляемым к участникам запроса предложений в электронной форме по Закону N 223-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)е) сведения об Участнике отсутствуют в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
(КонсультантПлюс, 2025)е) сведения об Участнике отсутствуют в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Статья: Что нужно знать заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ, о цифровизации закупочной деятельности
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)В действительности эти критерии очень похожи на требования к участникам закупок, которые содержатся в ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Похожий набор обязательных требований к участникам закупки содержится и в положениях о закупке большинства заказчиков по Закону N 223-ФЗ.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)В действительности эти критерии очень похожи на требования к участникам закупок, которые содержатся в ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Похожий набор обязательных требований к участникам закупки содержится и в положениях о закупке большинства заказчиков по Закону N 223-ФЗ.
Вопрос: Как учитываются пени за неисполнение, ненадлежащее исполнение госконтракта в бухгалтерском и налоговом учете?
(Консультация эксперта, 2025)В контракт может быть включено условие об удержании суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю) (п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)В контракт может быть включено условие об удержании суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю) (п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Ст. 19.28 КоАП: как избежать волчьего билета для участия в закупках
(Кузнецов К.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 1)<3> Которые заказчик должен установить в соответствии со ст. 31 Закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов закупки, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
(Кузнецов К.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 1)<3> Которые заказчик должен установить в соответствии со ст. 31 Закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов закупки, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Регистрация сим-карт в ЕСИА
(Габелли Г.К.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)К сведению. Бюджетные организации или компании с государственным участием, заключившие договоры на услуги связи по закупочным процедурам по Федеральному закону N 44-ФЗ или Федеральному закону N 223-ФЗ, должны воспользоваться услугой "Регистрация корпоративной сим-карты для сотрудников бюджетных организаций и компаний с государственным участием".
(Габелли Г.К.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)К сведению. Бюджетные организации или компании с государственным участием, заключившие договоры на услуги связи по закупочным процедурам по Федеральному закону N 44-ФЗ или Федеральному закону N 223-ФЗ, должны воспользоваться услугой "Регистрация корпоративной сим-карты для сотрудников бюджетных организаций и компаний с государственным участием".
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Отметим также, что практика судов общей юрисдикции содержит в том числе примеры привлечения к ответственности по указанным статьям участников антиконкурентных соглашений, реализованных не только в ходе проведения торгов, предусмотренных Федеральными законами N 44-ФЗ и 223-ФЗ, но также в ходе иных конкурентных процедур, проведение которых обязательно в силу закона (например, Закона о недрах, Земельного кодекса, Водного кодекса и др.). - Прим. авт.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Отметим также, что практика судов общей юрисдикции содержит в том числе примеры привлечения к ответственности по указанным статьям участников антиконкурентных соглашений, реализованных не только в ходе проведения торгов, предусмотренных Федеральными законами N 44-ФЗ и 223-ФЗ, но также в ходе иных конкурентных процедур, проведение которых обязательно в силу закона (например, Закона о недрах, Земельного кодекса, Водного кодекса и др.). - Прим. авт.
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Оштрафовать могут за проведение закупки не по Закону N 44-ФЗ, когда того требует Закон N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Оштрафовать могут за проведение закупки не по Закону N 44-ФЗ, когда того требует Закон N 223-ФЗ.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)У организаторов конкурентных процедур по Закону N 44-ФЗ (т.е. у заказчиков) может сложиться впечатление, что единственным требованием, которое они должны предъявлять к участникам закупок строительных работ на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является требование о наличии у них взноса в КФ ОДО, соответствующего уровню ответственности, необходимому для заключения контракта по результатам проводимой заказчиком конкурентной процедуры. Ведь это фонд, который специально формируется, чтобы обеспечить исполнение членами СРО обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ). Наличие взноса в КФ ВВ как бы презюмируется: если бы его не было, организация в принципе не смогла бы вступить в ряды членов СРО.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)У организаторов конкурентных процедур по Закону N 44-ФЗ (т.е. у заказчиков) может сложиться впечатление, что единственным требованием, которое они должны предъявлять к участникам закупок строительных работ на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является требование о наличии у них взноса в КФ ОДО, соответствующего уровню ответственности, необходимому для заключения контракта по результатам проводимой заказчиком конкурентной процедуры. Ведь это фонд, который специально формируется, чтобы обеспечить исполнение членами СРО обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ). Наличие взноса в КФ ВВ как бы презюмируется: если бы его не было, организация в принципе не смогла бы вступить в ряды членов СРО.