Отстранение от работы по требованию органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Отстранение от работы по требованию органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Отстранение от работы в связи с правонарушением
(КонсультантПлюс, 2025)Суд... разрешая требование о признании приказа об отстранении от работы незаконным, пришел к выводу о его удовлетворении, поскольку отстранение истицы от работы произведено ответчиком в нарушение требований ст. 76 ТК РФ, предусматривающей перечень оснований для отстранения работника от работы, в который не входит отстранение работника от работы в связи с обращением в правоохранительные органы для проверки на наличие в действиях работника состава преступления по факту кражи. Требование правоохранительных органов об отстранении Б. от работы и судебное решение по данному вопросу отсутствуют..."
(КонсультантПлюс, 2025)Суд... разрешая требование о признании приказа об отстранении от работы незаконным, пришел к выводу о его удовлетворении, поскольку отстранение истицы от работы произведено ответчиком в нарушение требований ст. 76 ТК РФ, предусматривающей перечень оснований для отстранения работника от работы, в который не входит отстранение работника от работы в связи с обращением в правоохранительные органы для проверки на наличие в действиях работника состава преступления по факту кражи. Требование правоохранительных органов об отстранении Б. от работы и судебное решение по данному вопросу отсутствуют..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Как отстранить работника от работыОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
Готовое решение: Как уволить работника за хищение имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Так, вы должны отстранить работника от работы по требованию уполномоченных органов или должностных лиц. В частности, в вашу организацию может поступить постановление суда о временном отстранении подозреваемого от должности. Основанием для вынесения такого постановления может быть ходатайство следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора (абз. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 76 ТК РФ, п. 10 ч. 2 ст. 29, ч. 1 - 3 ст. 114 УПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, вы должны отстранить работника от работы по требованию уполномоченных органов или должностных лиц. В частности, в вашу организацию может поступить постановление суда о временном отстранении подозреваемого от должности. Основанием для вынесения такого постановления может быть ходатайство следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора (абз. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 76 ТК РФ, п. 10 ч. 2 ст. 29, ч. 1 - 3 ст. 114 УПК РФ).
Статья: Актуальные вопросы вины как субъективного основания юридической ответственности в трудовом праве
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Уточнение содержания понятия вины работодателя видится крайне важным для ответа на вопрос: должен ли он в том или ином случае нести ответственность перед работником? Так, например, С.В. Савин предлагает освободить работодателя от материальной ответственности за незаконное лишение работника возможности трудиться в случае, когда имеет место отстранение работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <16>. В таких ситуациях данный автор предлагает возложить обязанность по возмещению неполученного работником заработка на соответствующий государственный орган. Однако представляется, что данный вопрос должен решаться в зависимости от того, принял ли работодатель все зависящие от него меры для недопущения нарушения трудовых прав работника. Так, если незаконность отстранения работника была либо должна была быть, исходя из ситуации, для него очевидной (например, требование об отстранении предъявлено неуполномоченным на это лицом либо с нарушением установленной законом процедуры), то следует признать в деянии работодателя, издающего приказ об отстранении работника на основании такого требования, наличие вины. В такой ситуации работодатель не принял всех необходимых мер, в частности, по обжалованию незаконного требования, а лицо, принимающее решение об отстранении (как правило, руководитель организации), осознавало либо должно было осознавать противоправный характер этого решения. Переложение ответственности на соответствующий государственный орган по аналогии с нормами ст. 1069 и 1070 ГК РФ (ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда) видится здесь неуместным. В предусмотренных этими статьями ГК РФ случаях вред причиняется непосредственно действиями данных органов. В случае же незаконного отстранения, независимо от того, по чьей инициативе оно производится, вред (ущерб) работнику причиняет работодатель изданием приказа об отстранении.
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Уточнение содержания понятия вины работодателя видится крайне важным для ответа на вопрос: должен ли он в том или ином случае нести ответственность перед работником? Так, например, С.В. Савин предлагает освободить работодателя от материальной ответственности за незаконное лишение работника возможности трудиться в случае, когда имеет место отстранение работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <16>. В таких ситуациях данный автор предлагает возложить обязанность по возмещению неполученного работником заработка на соответствующий государственный орган. Однако представляется, что данный вопрос должен решаться в зависимости от того, принял ли работодатель все зависящие от него меры для недопущения нарушения трудовых прав работника. Так, если незаконность отстранения работника была либо должна была быть, исходя из ситуации, для него очевидной (например, требование об отстранении предъявлено неуполномоченным на это лицом либо с нарушением установленной законом процедуры), то следует признать в деянии работодателя, издающего приказ об отстранении работника на основании такого требования, наличие вины. В такой ситуации работодатель не принял всех необходимых мер, в частности, по обжалованию незаконного требования, а лицо, принимающее решение об отстранении (как правило, руководитель организации), осознавало либо должно было осознавать противоправный характер этого решения. Переложение ответственности на соответствующий государственный орган по аналогии с нормами ст. 1069 и 1070 ГК РФ (ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда) видится здесь неуместным. В предусмотренных этими статьями ГК РФ случаях вред причиняется непосредственно действиями данных органов. В случае же незаконного отстранения, независимо от того, по чьей инициативе оно производится, вред (ущерб) работнику причиняет работодатель изданием приказа об отстранении.
Статья: Сотрудники крадут "горючку". Что делать?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Правда, есть еще один вариант, хоть и не самый простой. Работник, в соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ, может быть отстранен от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Правда, есть еще один вариант, хоть и не самый простой. Работник, в соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ, может быть отстранен от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Готовое решение: Как уволить работника в связи с лишением специального права
(КонсультантПлюс, 2025)Предварительно отстранять от работы работника, уже лишенного специального права, нужно в редких случаях. Например, по требованию уполномоченного органа до вынесения им решения о лишении работника специального права.
(КонсультантПлюс, 2025)Предварительно отстранять от работы работника, уже лишенного специального права, нужно в редких случаях. Например, по требованию уполномоченного органа до вынесения им решения о лишении работника специального права.
Статья: Отдельные проблемы, связанные с правом на труд медицинских работников (часть вторая)
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)В этой связи ошибочным является требование контролирующих органов к работодателю осуществлять отстранение от работы лица, не подтвердившего свою квалификацию (при условии, что работник обязан сам пройти установленную процедуру), по абз. 7 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. с обязанностью работодателя предлагать работнику все отвечающие установленным требованиям имеющиеся вакансии. В данном случае отстранять от работы следует по абз. 9 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)В этой связи ошибочным является требование контролирующих органов к работодателю осуществлять отстранение от работы лица, не подтвердившего свою квалификацию (при условии, что работник обязан сам пройти установленную процедуру), по абз. 7 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. с обязанностью работодателя предлагать работнику все отвечающие установленным требованиям имеющиеся вакансии. В данном случае отстранять от работы следует по абз. 9 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья: Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные основные оплачиваемые отпуска в 2024 году
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Напомним, что вместе с заключением под стражу работник может быть и отстранен от работы - согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если такое отстранение состоялось, то некоторые специалисты предлагают данный период отстранения не включать в стаж на отпуск, поскольку ч. 2 ст. 121 ТК РФ позволяет в стаж на отпуск не включать "время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса". Конечно же, есть и противники этого мнения, которые указывают на первичность заключения под стражу или на то, что в ст. 121 ТК РФ имеются в виду только отстранения без уважительных причин, а требование уполномоченного органа они считают уважительной причиной.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Напомним, что вместе с заключением под стражу работник может быть и отстранен от работы - согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если такое отстранение состоялось, то некоторые специалисты предлагают данный период отстранения не включать в стаж на отпуск, поскольку ч. 2 ст. 121 ТК РФ позволяет в стаж на отпуск не включать "время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса". Конечно же, есть и противники этого мнения, которые указывают на первичность заключения под стражу или на то, что в ст. 121 ТК РФ имеются в виду только отстранения без уважительных причин, а требование уполномоченного органа они считают уважительной причиной.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Например, если следователь применяет к подозреваемому гражданину РФ меру пресечения в виде заключения под стражу в связи с возбуждением уголовного дела, то такой гражданин фактически не может исполнять свои трудовые обязанности. Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Временное отстранение от должности работника возможно в порядке ст. 111 и 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), где указано, что при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 ч с момента поступления такого ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого от должности направляется по месту его работы.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Например, если следователь применяет к подозреваемому гражданину РФ меру пресечения в виде заключения под стражу в связи с возбуждением уголовного дела, то такой гражданин фактически не может исполнять свои трудовые обязанности. Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Временное отстранение от должности работника возможно в порядке ст. 111 и 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), где указано, что при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 ч с момента поступления такого ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого от должности направляется по месту его работы.
Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях (до 01.08.2025)Ответственность работодателя за неотстранение от работы (за допуск к работе) работников, прибывших на территорию РФ, может наступить по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Напомним, что работника необходимо отстранить от работы (не допускать к работе) по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 8, 9 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Ограничения допуска к работе из-за угрозы распространения коронавируса могут устанавливаться, в частности, на уровне субъектов РФ (пп. "у", "ф" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, пп. "г" п. 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794)).