Отстранение от должности муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Отстранение от должности муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Местная администрация" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Положения статей 36, 37 Федерального закона N 131-ФЗ в своей совокупности предусматривают возможность исполнения полномочий главы муниципального образования, являющегося главой администрации в случаях досрочного прекращения его полномочий, применения к нему мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности только должностным лицом местного самоуправления или уполномоченным муниципальным служащим, определяемым в соответствии с уставом муниципального образования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Таким образом, отстранение от замещаемой должности муниципального служащего целесообразно, например, в целях недопущения препятствий со стороны муниципального служащего, в отношении которого проводится проверка, расследованию правонарушения (сокрытия доказательств, свидетельствующих о совершении проступка, и др.), недопущения повторных правонарушений со стороны муниципального служащего, создания условий для обеспечения нормального функционирования комиссии по проведению служебной проверки и т.д.
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Таким образом, отстранение от замещаемой должности муниципального служащего целесообразно, например, в целях недопущения препятствий со стороны муниципального служащего, в отношении которого проводится проверка, расследованию правонарушения (сокрытия доказательств, свидетельствующих о совершении проступка, и др.), недопущения повторных правонарушений со стороны муниципального служащего, создания условий для обеспечения нормального функционирования комиссии по проведению служебной проверки и т.д.
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Законодательное регулирование института предотвращения и урегулирования конфликта интересов, помимо обязанности самих государственных (гражданских) служащих, лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, работников организаций (далее - должностные лица) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта, содержит такую же обязанность представителя нанимателя (работодателя) в отношении подчиненных ему лиц. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению и урегулированию вплоть до отстранения от должности. Об этом свидетельствуют ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) <1>, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) <2> и ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) <3>. Также это нормы иных федеральных законов о видах государственной службы, которые такую обязанность возлагают как на прямого руководителя (начальника), так и на непосредственного руководителя (начальника) сотрудника <4>. В этой связи следует положительно отметить поручение рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать такие меры у подчиненных (подп. "а" п. 7 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 <5>). Это не только позволит унифицировать правовое регулирование, но и обеспечит более эффективное регулирование конфликта интересов, так как непосредственные руководители (начальники) обладают большей информацией о своих сотрудниках, особенно в условиях больших коллективов.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Законодательное регулирование института предотвращения и урегулирования конфликта интересов, помимо обязанности самих государственных (гражданских) служащих, лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, работников организаций (далее - должностные лица) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта, содержит такую же обязанность представителя нанимателя (работодателя) в отношении подчиненных ему лиц. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению и урегулированию вплоть до отстранения от должности. Об этом свидетельствуют ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) <1>, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) <2> и ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) <3>. Также это нормы иных федеральных законов о видах государственной службы, которые такую обязанность возлагают как на прямого руководителя (начальника), так и на непосредственного руководителя (начальника) сотрудника <4>. В этой связи следует положительно отметить поручение рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать такие меры у подчиненных (подп. "а" п. 7 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 <5>). Это не только позволит унифицировать правовое регулирование, но и обеспечит более эффективное регулирование конфликта интересов, так как непосредственные руководители (начальники) обладают большей информацией о своих сотрудниках, особенно в условиях больших коллективов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"3. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"3. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)[А]втор утверждает, что Конституционная палата Верховного суда произвольно отстранила его от исполнения обязанностей мэра, несмотря на то, что в соответствии со статьей 87 Органического закона об органах муниципального управления подобные решения входят в сферу компетенции муниципального совета. Государство-участник заявило, что наличие окончательного приговора служит одним из оснований полного отсутствия на посту, которое в свою очередь оправдывает смещение мэра с должности в соответствии с вышеупомянутым положением. Сделав вывод о том, что содержание автора под стражей на основании приговора, вынесенного за неподчинение судебному решению о принятии временных мер защиты, носило произвольный характер и что разбирательство по его делу было проведено с нарушением гарантий надлежащей правовой процедуры, предусмотренных в статье 14 Пакта, Комитет считает, что смещение автора с должности мэра и фактическое поражение в праве голосовать и быть избранным представляют собой нарушение пункта b) статьи 25 Пакта (пункт 7.12 Соображения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)[А]втор утверждает, что Конституционная палата Верховного суда произвольно отстранила его от исполнения обязанностей мэра, несмотря на то, что в соответствии со статьей 87 Органического закона об органах муниципального управления подобные решения входят в сферу компетенции муниципального совета. Государство-участник заявило, что наличие окончательного приговора служит одним из оснований полного отсутствия на посту, которое в свою очередь оправдывает смещение мэра с должности в соответствии с вышеупомянутым положением. Сделав вывод о том, что содержание автора под стражей на основании приговора, вынесенного за неподчинение судебному решению о принятии временных мер защиты, носило произвольный характер и что разбирательство по его делу было проведено с нарушением гарантий надлежащей правовой процедуры, предусмотренных в статье 14 Пакта, Комитет считает, что смещение автора с должности мэра и фактическое поражение в праве голосовать и быть избранным представляют собой нарушение пункта b) статьи 25 Пакта (пункт 7.12 Соображения).
Статья: Конфликт интересов на должности председателя КСП
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В силу ч. 4.1 ст. 12.1 Закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, обязаны:
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В силу ч. 4.1 ст. 12.1 Закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, обязаны:
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)Например, требования об увольнении в связи с утратой доверия были включены в представление в отношении заместителя министра правительства региона в связи с вымогательством им взятки за сокрытие нарушений при производстве строительной компанией ремонта автомобильных дорог на территории области и будущее покровительство организации. Вместе с тем инициативные действия должностного лица, направленные на совершение преступных деяний, не могут быть квалифицированы как совершенные в условиях конфликта интересов. Отстранение от должности и последующее увольнение при наличии достаточных оснований в таких случаях должно осуществляться путем применения иных норм законодательства, в том числе уголовно-процессуального.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)Например, требования об увольнении в связи с утратой доверия были включены в представление в отношении заместителя министра правительства региона в связи с вымогательством им взятки за сокрытие нарушений при производстве строительной компанией ремонта автомобильных дорог на территории области и будущее покровительство организации. Вместе с тем инициативные действия должностного лица, направленные на совершение преступных деяний, не могут быть квалифицированы как совершенные в условиях конфликта интересов. Отстранение от должности и последующее увольнение при наличии достаточных оснований в таких случаях должно осуществляться путем применения иных норм законодательства, в том числе уголовно-процессуального.
Статья: Совершенствование организационно-правового механизма порядка передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, предусмотренного законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 6)Кроме этого, не всегда представляется возможным отстранение должностного лица от взаимодействия с организацией, в которой у него имеется личный интерес, особенно в тех случаях, когда подобная организация признается в этой сфере ключевым контрагентом государственного или муниципального органа, где должностное лицо замещает должность или когда решения должностного лица затрагивают в целом всю отрасль, в которой функционирует подобная организация.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 6)Кроме этого, не всегда представляется возможным отстранение должностного лица от взаимодействия с организацией, в которой у него имеется личный интерес, особенно в тех случаях, когда подобная организация признается в этой сфере ключевым контрагентом государственного или муниципального органа, где должностное лицо замещает должность или когда решения должностного лица затрагивают в целом всю отрасль, в которой функционирует подобная организация.