Относится ли пенсионный фонд к органам государственной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Относится ли пенсионный фонд к органам государственной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Субъекты, выполняющие публично-правовые функции и выступающие в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (актуально до 18.11.2024 включительно)
Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46
Применимые нормы: пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, ч. 1 ст. 53, п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК РФПод иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, Банк России. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, если выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46
Применимые нормы: пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, ч. 1 ст. 53, п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК РФПод иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, Банк России. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, если выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 333.37 "Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ"Пунктом 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46) разъяснено, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции, таковым является, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Платят ли НДС при реализации работ (услуг) учреждения, находящиеся в ведении органов госвласти (органов местного самоуправления) или наделенные их исключительными полномочиями
(КонсультантПлюс, 2025)Суд признал, что полномочия Пенсионного фонда РФ по своей правовой природе относятся к функциям органов исполнительной власти на основании позиции Конституционного Суда по вопросу отнесения Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и управления в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".
Платят ли НДС при реализации работ (услуг) учреждения, находящиеся в ведении органов госвласти (органов местного самоуправления) или наделенные их исключительными полномочиями
(КонсультантПлюс, 2025)Суд признал, что полномочия Пенсионного фонда РФ по своей правовой природе относятся к функциям органов исполнительной власти на основании позиции Конституционного Суда по вопросу отнесения Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и управления в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)К сожалению, проблемными для судебной практики все еще остаются некоторые вопросы, связанные с отнесением к сфере административного судопроизводства споров, в которых одной из сторон является лицо, наделенное публичными полномочиями (например, пенсионный фонд), не являющееся органом государственной власти в строгом смысле данного термина <1>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)К сожалению, проблемными для судебной практики все еще остаются некоторые вопросы, связанные с отнесением к сфере административного судопроизводства споров, в которых одной из сторон является лицо, наделенное публичными полномочиями (например, пенсионный фонд), не являющееся органом государственной власти в строгом смысле данного термина <1>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Указанная правовая позиция подтверждена в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", согласно которому признан утратившим силу п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", ранее разъяснивший, что Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к государственным органам, которые в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Указанная правовая позиция подтверждена в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", согласно которому признан утратившим силу п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", ранее разъяснивший, что Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к государственным органам, которые в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П
"По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"4. Таким образом, к моменту издания Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в сфере регулирования организационно - правовых форм и механизмов реализации конституционного права на государственную пенсию сложилась противоречивая ситуация: принятые в начале 90-х годов законоположения, которыми определяется круг субъектов, наделенных полномочиями по назначению и выплате государственных пенсий, не согласуются с позднейшим законодательством. По одной совокупности законодательных актов Пенсионный фонд Российской Федерации - самостоятельное финансово - кредитное учреждение, созданное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации; Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет финансирование выплат государственных пенсий, а органы социальной защиты населения, относящиеся либо к исполнительным органам государственной власти, либо к органам местного самоуправления, - назначение и выплату пенсий. По другой совокупности законодательных актов Пенсионный фонд Российской Федерации на правах страховщика осуществляет не только финансирование, но и назначение и выплату государственных пенсий на основе обязательного (государственного) пенсионного страхования в рамках более широкой системы обязательного социального страхования. При этом в заключительных положениях федеральных законов, регулирующих обязательное социальное страхование, в том числе обязательное (государственное) пенсионное страхование, и организационные механизмы единой пенсионной службы, не указано, какие из прежних законоположений, касающихся организационно - правовых форм осуществления назначения и выплаты государственных пенсий, утрачивают силу.
"По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"4. Таким образом, к моменту издания Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в сфере регулирования организационно - правовых форм и механизмов реализации конституционного права на государственную пенсию сложилась противоречивая ситуация: принятые в начале 90-х годов законоположения, которыми определяется круг субъектов, наделенных полномочиями по назначению и выплате государственных пенсий, не согласуются с позднейшим законодательством. По одной совокупности законодательных актов Пенсионный фонд Российской Федерации - самостоятельное финансово - кредитное учреждение, созданное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации; Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет финансирование выплат государственных пенсий, а органы социальной защиты населения, относящиеся либо к исполнительным органам государственной власти, либо к органам местного самоуправления, - назначение и выплату пенсий. По другой совокупности законодательных актов Пенсионный фонд Российской Федерации на правах страховщика осуществляет не только финансирование, но и назначение и выплату государственных пенсий на основе обязательного (государственного) пенсионного страхования в рамках более широкой системы обязательного социального страхования. При этом в заключительных положениях федеральных законов, регулирующих обязательное социальное страхование, в том числе обязательное (государственное) пенсионное страхование, и организационные механизмы единой пенсионной службы, не указано, какие из прежних законоположений, касающихся организационно - правовых форм осуществления назначения и выплаты государственных пенсий, утрачивают силу.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых отнесено к компетенции Пенсионного фонда РФ;
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых отнесено к компетенции Пенсионного фонда РФ;
Вопрос: О лекарственном обеспечении в рамках набора социальных услуг граждан при их выезде за пределы субъекта РФ, в котором они проживают, в другой субъект РФ на срок более шести месяцев.
(Письмо Минтруда России от 01.12.2022 N 26-3/10/В-16635)В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - лекарственные препараты) отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (далее - органы здравоохранения).
(Письмо Минтруда России от 01.12.2022 N 26-3/10/В-16635)В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - лекарственные препараты) отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (далее - органы здравоохранения).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К государственным органам, не являющимся органами государственной власти, но имеющим право выступать государственными заказчиками, относятся на федеральном уровне - Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ; на региональном уровне - контрольные органы представительных органов субъектов РФ, избирательные комиссии субъектов РФ. Органы управления государственными внебюджетными фондами также имеют два уровня (ст. 144 БК РФ): федеральный уровень, к которому относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К государственным органам, не являющимся органами государственной власти, но имеющим право выступать государственными заказчиками, относятся на федеральном уровне - Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ; на региональном уровне - контрольные органы представительных органов субъектов РФ, избирательные комиссии субъектов РФ. Органы управления государственными внебюджетными фондами также имеют два уровня (ст. 144 БК РФ): федеральный уровень, к которому относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)А.М. Волков, следуя в русле западноевропейской административно-правовой теории, в числе активных субъектов административного права выделяет централизованные органы публичной администрации и децентрализованные органы и организации (публичные организации), не входящие в иерархическую систему публичной власти и образуемые в целях осуществления специфических управленческих функций и программ или предоставления публичных услуг (Банк России, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, государственные корпорации, саморегулируемые организации, торгово-промышленные палаты) <1>. Некоторые ученые-административисты предлагают использовать для обозначения активных субъектов административного права термин "публично-правовой регулятор" и относят к категории таких субъектов органы исполнительной власти и публичные учреждения (государственные корпорации, публично-правовые компании), деятельность которых направлена на реализацию публичного интереса посредством публично-правового воздействия <2>.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)А.М. Волков, следуя в русле западноевропейской административно-правовой теории, в числе активных субъектов административного права выделяет централизованные органы публичной администрации и децентрализованные органы и организации (публичные организации), не входящие в иерархическую систему публичной власти и образуемые в целях осуществления специфических управленческих функций и программ или предоставления публичных услуг (Банк России, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, государственные корпорации, саморегулируемые организации, торгово-промышленные палаты) <1>. Некоторые ученые-административисты предлагают использовать для обозначения активных субъектов административного права термин "публично-правовой регулятор" и относят к категории таких субъектов органы исполнительной власти и публичные учреждения (государственные корпорации, публично-правовые компании), деятельность которых направлена на реализацию публичного интереса посредством публично-правового воздействия <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9. Осуществление государственного надзора и контроля над реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по ОПС также относится к полномочиям федеральных органов государственной власти по ОПС в Российской Федерации.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9. Осуществление государственного надзора и контроля над реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по ОПС также относится к полномочиям федеральных органов государственной власти по ОПС в Российской Федерации.
Статья: Общественный контроль за негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации: проблемы организации и осуществления
(Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 1)Конституция Российской Федерации закрепила правовой статус многонационального народа России как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, реализующего свои полномочия как непосредственно (например, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (в частности, через деятельность органов публичной власти). При этом конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в системе юридических гарантий, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля, который позволяет гражданам России, общественным объединениям, а также иным негосударственным некоммерческим организациям осуществлять контроль за деятельностью, актами и решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
(Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 1)Конституция Российской Федерации закрепила правовой статус многонационального народа России как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, реализующего свои полномочия как непосредственно (например, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (в частности, через деятельность органов публичной власти). При этом конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в системе юридических гарантий, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля, который позволяет гражданам России, общественным объединениям, а также иным негосударственным некоммерческим организациям осуществлять контроль за деятельностью, актами и решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)- в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ;
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)- в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ;
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отнесение ПФР к видам государственных внебюджетных фондов означает, что на утверждение, формирование и использование бюджета ПФР, равно как и бюджета Российской Федерации в целом, распространяются нормативные правила бюджетного процесса. В соответствии со ст. 6 БК бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отнесение ПФР к видам государственных внебюджетных фондов означает, что на утверждение, формирование и использование бюджета ПФР, равно как и бюджета Российской Федерации в целом, распространяются нормативные правила бюджетного процесса. В соответствии со ст. 6 БК бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Статья: Сроки хранения электронной отчетности в фонды и ФНС
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 9)1. Отчеты в ПФР. В Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236; далее - Типовой перечень 2019 года) есть ст. 624, где как раз фигурирует отчетность по персонифицированному учету. Не очень понятно, сноска (1) про 75 лет в электронном виде относится только к ПФР или и к страхователю тоже? Если к страхователю эта сноска не относится, то как быть тогда со ст. 450 типового Перечня 2019 года, где четко прописано про сведения о трудовом стаже, ведь СЗВ-СТАЖ как раз эту информацию и содержит? Есть еще и третий вариант срока хранения - шесть лет по пп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Каков же в итоге корректный срок хранения СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в электронном виде?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 9)1. Отчеты в ПФР. В Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236; далее - Типовой перечень 2019 года) есть ст. 624, где как раз фигурирует отчетность по персонифицированному учету. Не очень понятно, сноска (1) про 75 лет в электронном виде относится только к ПФР или и к страхователю тоже? Если к страхователю эта сноска не относится, то как быть тогда со ст. 450 типового Перечня 2019 года, где четко прописано про сведения о трудовом стаже, ведь СЗВ-СТАЖ как раз эту информацию и содержит? Есть еще и третий вариант срока хранения - шесть лет по пп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Каков же в итоге корректный срок хранения СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в электронном виде?
"Недобросовестность в вещном праве: монография"
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)В-четвертых, и нормативное регулирование, и практика показывают, что необходимо усовершенствование правового статуса Пенсионного фонда России как участника общественных отношений, складывающихся в связи с предоставлением населению материнского капитала. Сотрудники территориальных органов Пенсионного фонда должны более ответственно и добросовестно относиться к исполнению своих служебных обязанностей. Необходимо проводить с сотрудниками пенсионного фонда разъяснительно-воспитательную работу, в рамках которой указывать на особую значимость тех категорий населения, с которыми они работают. Дети и пенсионеры нуждаются в постоянной заботе и защите, и если так получилось, что мать родила ребенка только с целью получить материнский капитал и теперь не учитывает права и интересы своего ребенка, то Пенсионный фонд вместе с государственными органами исполнительной и законодательной власти может в рамках своих полномочий защитить ребенка от недобросовестных действий родителей.
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)В-четвертых, и нормативное регулирование, и практика показывают, что необходимо усовершенствование правового статуса Пенсионного фонда России как участника общественных отношений, складывающихся в связи с предоставлением населению материнского капитала. Сотрудники территориальных органов Пенсионного фонда должны более ответственно и добросовестно относиться к исполнению своих служебных обязанностей. Необходимо проводить с сотрудниками пенсионного фонда разъяснительно-воспитательную работу, в рамках которой указывать на особую значимость тех категорий населения, с которыми они работают. Дети и пенсионеры нуждаются в постоянной заботе и защите, и если так получилось, что мать родила ребенка только с целью получить материнский капитал и теперь не учитывает права и интересы своего ребенка, то Пенсионный фонд вместе с государственными органами исполнительной и законодательной власти может в рамках своих полномочий защитить ребенка от недобросовестных действий родителей.