Отмена решения о приеме в гражданство
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена решения о приеме в гражданство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование института прекращения российского гражданства против воли гражданина
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Итак, правовая регламентация института денатурализации требует пересмотра. Широкая вариативность оснований прекращения гражданства по инициативе государства во многом сближает эту меру с лишением гражданства, запрещенным на конституционном уровне (ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации) <16>. Кроме того, в литературе по конституционному праву уже обращается внимание на то, что прекращение гражданства независимо от воли лица выступает частным случаем лишения гражданства <17>. Нельзя не заметить, что на законодательном уровне термин "лишение гражданства" никак не раскрывается, а потому не исключена возможность принятия управленческих решений, направленных на фактическое лишение личности ее гражданства под видом иных правовых механизмов (отмена гражданства, прекращение гражданства). К слову, применяемый в прежнем законодательстве механизм отмены решения о приеме в гражданство имел более весомые конституционные основания, чем прекращение такового. В действительности прекращается не гражданство как правовое состояние, а решение о приеме в него признается недействительным. Иное толкование вступает в противоречие с принципом неотъемлемости российского гражданства.
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Итак, правовая регламентация института денатурализации требует пересмотра. Широкая вариативность оснований прекращения гражданства по инициативе государства во многом сближает эту меру с лишением гражданства, запрещенным на конституционном уровне (ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации) <16>. Кроме того, в литературе по конституционному праву уже обращается внимание на то, что прекращение гражданства независимо от воли лица выступает частным случаем лишения гражданства <17>. Нельзя не заметить, что на законодательном уровне термин "лишение гражданства" никак не раскрывается, а потому не исключена возможность принятия управленческих решений, направленных на фактическое лишение личности ее гражданства под видом иных правовых механизмов (отмена гражданства, прекращение гражданства). К слову, применяемый в прежнем законодательстве механизм отмены решения о приеме в гражданство имел более весомые конституционные основания, чем прекращение такового. В действительности прекращается не гражданство как правовое состояние, а решение о приеме в него признается недействительным. Иное толкование вступает в противоречие с принципом неотъемлемости российского гражданства.
Статья: Проблемные правовые, экономические и политические аспекты приобретения гражданства по рождению и прекращения гражданства
(Курилюк Ю.Е.)
("Современное право", 2025, N 5)Положения Федерального закона от 28.04.2023 N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" заслуживают пристального внимания, поскольку существенно расширяют варианты приобретения гражданства по рождению, что закономерно ставит вопрос о готовности государства (прежде всего, финансовой) выполнять взятые на себя обязательства, а также увеличивают перечень оснований прекращения гражданства, что ставит вопрос о допустимости принятия таких решений. Автор, анализируя последствия расширения возможностей получения гражданства по рождению (в том числе экономические), приходит к выводу о необходимости пересмотра правового регулирования гражданства. В статье проводятся параллели между законодательным закреплением основ института гражданства законами разных лет, что позволяют автору сделать вывод о необходимости возвращения понятия отмены решения о приеме в гражданство и его разграничения с прекращением гражданства.
(Курилюк Ю.Е.)
("Современное право", 2025, N 5)Положения Федерального закона от 28.04.2023 N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" заслуживают пристального внимания, поскольку существенно расширяют варианты приобретения гражданства по рождению, что закономерно ставит вопрос о готовности государства (прежде всего, финансовой) выполнять взятые на себя обязательства, а также увеличивают перечень оснований прекращения гражданства, что ставит вопрос о допустимости принятия таких решений. Автор, анализируя последствия расширения возможностей получения гражданства по рождению (в том числе экономические), приходит к выводу о необходимости пересмотра правового регулирования гражданства. В статье проводятся параллели между законодательным закреплением основ института гражданства законами разных лет, что позволяют автору сделать вывод о необходимости возвращения понятия отмены решения о приеме в гражданство и его разграничения с прекращением гражданства.
Нормативные акты
Статья: О заключении фиктивного брака с иностранными гражданами и лицами без гражданства
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 1)Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации по установленному факту заключенного фиктивного брака осуществляется в судебном порядке.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 1)Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации по установленному факту заключенного фиктивного брака осуществляется в судебном порядке.
Статья: К вопросу о прекращении гражданства Российской Федерации
(Игнатушко И.В., Дроздова М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Утратить приобретенное гражданство Российской Федерации можно по основаниям, предусмотренным ст. 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". На то, что указанный механизм не является лишением гражданства, указал Конституционный Суд РФ. В его Определении от 11 февраля 2021 г. N 183-О сказано, что не допускается лишение гражданства РФ, законно приобретенного. Отмена решения о приеме лица в российское гражданство допустима, если после вынесения этого решения выявляется факт невыполнения гражданином условий приобретения гражданства, установленных законодательно. Данная процедура является конституционно допустимой мерой. Также Конституционный Суд подчеркивает, что действующая редакция ст. 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" конкретизирует ранее действовавшее положение об отмене решения о приобретении лицом гражданства Российской Федерации в случае установления в судебном порядке факта представления им при приобретении гражданства заведомо ложных сведений <7>. Отмена решения о приобретении лицом гражданства Российской Федерации обусловлена тем, что гражданин не выполнил взятые на себя обязательства. Соответственно, признается ничтожность решения о приеме в гражданство Российской Федерации, гражданин освобождается от обязательств перед государством, а государство - перед гражданином.
(Игнатушко И.В., Дроздова М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Утратить приобретенное гражданство Российской Федерации можно по основаниям, предусмотренным ст. 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". На то, что указанный механизм не является лишением гражданства, указал Конституционный Суд РФ. В его Определении от 11 февраля 2021 г. N 183-О сказано, что не допускается лишение гражданства РФ, законно приобретенного. Отмена решения о приеме лица в российское гражданство допустима, если после вынесения этого решения выявляется факт невыполнения гражданином условий приобретения гражданства, установленных законодательно. Данная процедура является конституционно допустимой мерой. Также Конституционный Суд подчеркивает, что действующая редакция ст. 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" конкретизирует ранее действовавшее положение об отмене решения о приобретении лицом гражданства Российской Федерации в случае установления в судебном порядке факта представления им при приобретении гражданства заведомо ложных сведений <7>. Отмена решения о приобретении лицом гражданства Российской Федерации обусловлена тем, что гражданин не выполнил взятые на себя обязательства. Соответственно, признается ничтожность решения о приеме в гражданство Российской Федерации, гражданин освобождается от обязательств перед государством, а государство - перед гражданином.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1390 "О порядке принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства РФ" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1390 "О порядке принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства РФ" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правомерность приобретения гражданства Российской Федерации как фактор, влияющий на осуществление экстрадиции
(Овчинникова Е.О.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)В случае получения сведений, свидетельствующих о проведении в отношении натурализованного лица мероприятий, направленных на прекращение его гражданства, целесообразно продлить срок экстрадиционной проверки до завершения таких мероприятий с указанием компетентным органам на необходимость неукоснительного соблюдения сроков их проведения, установленных законом, и направления их результатов, в том числе заверенной копии заключения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации, о признании паспорта недействительным.
(Овчинникова Е.О.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)В случае получения сведений, свидетельствующих о проведении в отношении натурализованного лица мероприятий, направленных на прекращение его гражданства, целесообразно продлить срок экстрадиционной проверки до завершения таких мероприятий с указанием компетентным органам на необходимость неукоснительного соблюдения сроков их проведения, установленных законом, и направления их результатов, в том числе заверенной копии заключения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации, о признании паспорта недействительным.
Статья: Прекращение гражданства в сравнительно-правовом обозрении
(Климкова (Марачева) В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Анализ законодательных положений свидетельствует о том, что данное основание оформляет сложившуюся практику отмены решений о приобретении гражданства РФ в связи с совершением преступления.
(Климкова (Марачева) В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Анализ законодательных положений свидетельствует о том, что данное основание оформляет сложившуюся практику отмены решений о приобретении гражданства РФ в связи с совершением преступления.
Статья: Проблемы реформирования института гражданства в Российской Федерации
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что фактически данная норма оформляет сложившуюся практику отмены решений о приобретении гражданства Российской Федерации в связи с совершением преступления.
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что фактически данная норма оформляет сложившуюся практику отмены решений о приобретении гражданства Российской Федерации в связи с совершением преступления.
Статья: Вопросы приобретения и прекращения гражданства в связи с принятием в Российскую Федерацию новых субъектов
(Марачева В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" <18> вводит фактически новое основание для отмены решения о приобретении гражданства путем внесения изменений в ст. 208 УК РФ. Если ранее статья звучала как "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", то сейчас - "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а равно участие в вооруженном конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации". Внесение данного изменения обусловлено реалиями СВО и опасностью совершения указанного преступления натурализованными гражданами РФ.
(Марачева В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" <18> вводит фактически новое основание для отмены решения о приобретении гражданства путем внесения изменений в ст. 208 УК РФ. Если ранее статья звучала как "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", то сейчас - "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а равно участие в вооруженном конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации". Внесение данного изменения обусловлено реалиями СВО и опасностью совершения указанного преступления натурализованными гражданами РФ.
Статья: Сравнительный анализ правового регулирования вопросов двойного гражданства в странах межгосударственного объединения БРИКС
(Пронякина С.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Однако Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" допускается отмена решения о приеме в гражданство в случае установленного вступившим в законную силу приговором суда факта совершения лицом ряда преступлений против общественной безопасности, сопряженных с осуществлением террористической деятельности <34>. Конституционный Суд РФ в Определении от 11 февраля 2021 г. N 183-О обозначил правовую позицию, согласно которой отмена решения о приеме лица в российское гражданство, когда после его вынесения выявлен факт невыполнения этим лицом установленных законом условий приобретения гражданства, не является лишением гражданства, а представляет собой конституционно допустимую меру <35>.
(Пронякина С.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Однако Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" допускается отмена решения о приеме в гражданство в случае установленного вступившим в законную силу приговором суда факта совершения лицом ряда преступлений против общественной безопасности, сопряженных с осуществлением террористической деятельности <34>. Конституционный Суд РФ в Определении от 11 февраля 2021 г. N 183-О обозначил правовую позицию, согласно которой отмена решения о приеме лица в российское гражданство, когда после его вынесения выявлен факт невыполнения этим лицом установленных законом условий приобретения гражданства, не является лишением гражданства, а представляет собой конституционно допустимую меру <35>.