Отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Управление архитектуры и градостроительства
(КонсультантПлюс, 2025)Управление архитектуры и градостроительства вправе в порядке самоконтроля отменить выданное им разрешение на строительство, если выявлено его несоответствие требованиям законодательства на момент выдачи
(КонсультантПлюс, 2025)Управление архитектуры и градостроительства вправе в порядке самоконтроля отменить выданное им разрешение на строительство, если выявлено его несоответствие требованиям законодательства на момент выдачи
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Отмена в административном либо судебном порядке разрешения на строительство или ввод объекта недвижимости в эксплуатацию не является основанием для признания постройки самовольной
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 222 ГК РФ, ч. 1 ст. 55 ГрК РФОтмена разрешения на строительство или ввод в эксплуатацию объекта в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом не свидетельствует о том, что такой объект является самовольной постройкой.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 222 ГК РФ, ч. 1 ст. 55 ГрК РФОтмена разрешения на строительство или ввод в эксплуатацию объекта в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом не свидетельствует о том, что такой объект является самовольной постройкой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства. К таким выводам пришел Верховный Суд РФ, который указал, что право на самоконтроль существует, но самоконтроль может реализовываться только если установлены нарушения <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства. К таким выводам пришел Верховный Суд РФ, который указал, что право на самоконтроль существует, но самоконтроль может реализовываться только если установлены нарушения <1>.
Статья: О некоторых аспектах влияния законодательства об охране объектов культурного наследия на осуществление градостроительной деятельности
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Д.С. Некрестьянов отмечает такую особенность отмены разрешения на строительство в порядке самоконтроля, как отсутствие пресекательных сроков, также указывая на то, что критерий добросовестного поведения крайне редко применяется судами к действиям государственных и муниципальных органов <21>.
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Д.С. Некрестьянов отмечает такую особенность отмены разрешения на строительство в порядке самоконтроля, как отсутствие пресекательных сроков, также указывая на то, что критерий добросовестного поведения крайне редко применяется судами к действиям государственных и муниципальных органов <21>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"26. Отмена разрешения на строительство или на ввод в эксплуатацию объекта, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке или уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом не свидетельствует о том, что такой объект является самовольной постройкой.
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"26. Отмена разрешения на строительство или на ввод в эксплуатацию объекта, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке или уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом не свидетельствует о том, что такой объект является самовольной постройкой.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Статья: Разрешения на строительство, которые запрещают
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 1)Экономическая коллегия отметила, что апелляционная и кассационная инстанция подошли к делу формально, исходили только из отсутствия у службы оснований, предусмотренных частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ для прекращения действия разрешения на строительство, но не рассмотрели вопрос законности вынесения первоначального ненормативного акта. Так, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 1)Экономическая коллегия отметила, что апелляционная и кассационная инстанция подошли к делу формально, исходили только из отсутствия у службы оснований, предусмотренных частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ для прекращения действия разрешения на строительство, но не рассмотрели вопрос законности вынесения первоначального ненормативного акта. Так, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под отменой разрешения на строительство уполномоченным органом в порядке самоконтроля подразумеваются случаи, в которых орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия законодательству, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций, в случае допущения нарушений в процессе выдачи разрешения на строительство. Такими нарушениями могут быть, в частности, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, истечение срока действия договора аренды, несоблюдение санитарных правил при проектировании, отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под отменой разрешения на строительство уполномоченным органом в порядке самоконтроля подразумеваются случаи, в которых орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия законодательству, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций, в случае допущения нарушений в процессе выдачи разрешения на строительство. Такими нарушениями могут быть, в частности, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, истечение срока действия договора аренды, несоблюдение санитарных правил при проектировании, отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации.
Статья: Пределы усмотрения органов местного самоуправления в случае отмены административного акта в сфере градостроительства
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Например, в ноябре 2018 г. администрацией Находкинского городского округа О.А. Лобановой было выдано разрешение на строительство многоэтажного жилого дома. В декабре 2020 г. зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, а в январе 2021 г. невластный субъект продал объект незавершенного строительства обществу с ограниченной ответственностью. Орган местного самоуправления в феврале 2021 г. в порядке самоконтроля отменил разрешение на строительство, выданное в 2018 г.
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Например, в ноябре 2018 г. администрацией Находкинского городского округа О.А. Лобановой было выдано разрешение на строительство многоэтажного жилого дома. В декабре 2020 г. зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, а в январе 2021 г. невластный субъект продал объект незавершенного строительства обществу с ограниченной ответственностью. Орган местного самоуправления в феврале 2021 г. в порядке самоконтроля отменил разрешение на строительство, выданное в 2018 г.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)2.19. Отмена разрешения на строительство или разрешения на ввод в эксплуатацию, уведомления о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом не свидетельствует о том, что такой объект является СП, - см. комментарий к п. 26 Постановления.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)2.19. Отмена разрешения на строительство или разрешения на ввод в эксплуатацию, уведомления о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом не свидетельствует о том, что такой объект является СП, - см. комментарий к п. 26 Постановления.
Статья: Отмена в порядке самоконтроля публичных актов - юридических фактов гражданского права
(Суслова С.И.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Таким образом, в настоящее время нет сомнений в том, что если отмена публичного акта оказывает влияние на уже существующее субъективное право собственности, приводя к необходимости его прекращения или трансформации <14>, то суд признает отмену акта невозможной и противоречащей закону. В других же ситуациях, когда акт публичной власти, выступает в качестве юридического факта гражданского права, но не оказывает непосредственного влияния на динамику гражданского правоотношения, то решение суда будет, скорее всего, отрицательным. Вместе с тем такой подход судов к актам публичной власти в качестве юридических фактов гражданского права не выглядит убедительным, особенно в свете складывающейся практики по возмещению убытков участникам частноправовых отношений, возникших в связи с отменой ранее принятых публичных актов. Как справедливо указывается в юридической литературе, положительная практика по возмещению убытков является единичной <15>. Для примера можно привести решение, в котором суд взыскал в пользу застройщика убытки, понесенные в связи со сносом самовольной постройки. На строительство здания было выдано разрешение на строительство, которое в дальнейшем было отменено в порядке самоконтроля. Признать отмену неправомерной застройщику не удалось. Однако суды взыскали в пользу застройщика убытки в размере рыночной стоимости затрат, произведенных на строительство объекта, размер которых был определен по результатам судебной экспертизы <16>.
(Суслова С.И.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Таким образом, в настоящее время нет сомнений в том, что если отмена публичного акта оказывает влияние на уже существующее субъективное право собственности, приводя к необходимости его прекращения или трансформации <14>, то суд признает отмену акта невозможной и противоречащей закону. В других же ситуациях, когда акт публичной власти, выступает в качестве юридического факта гражданского права, но не оказывает непосредственного влияния на динамику гражданского правоотношения, то решение суда будет, скорее всего, отрицательным. Вместе с тем такой подход судов к актам публичной власти в качестве юридических фактов гражданского права не выглядит убедительным, особенно в свете складывающейся практики по возмещению убытков участникам частноправовых отношений, возникших в связи с отменой ранее принятых публичных актов. Как справедливо указывается в юридической литературе, положительная практика по возмещению убытков является единичной <15>. Для примера можно привести решение, в котором суд взыскал в пользу застройщика убытки, понесенные в связи со сносом самовольной постройки. На строительство здания было выдано разрешение на строительство, которое в дальнейшем было отменено в порядке самоконтроля. Признать отмену неправомерной застройщику не удалось. Однако суды взыскали в пользу застройщика убытки в размере рыночной стоимости затрат, произведенных на строительство объекта, размер которых был определен по результатам судебной экспертизы <16>.
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Таким образом, государство требует от правообладателей участков в границах ЗОУИТ соблюдать повышенный стандарт осмотрительности. При этом встречаются случаи отмены уже выданного разрешения на строительство в порядке так называемого самоконтроля, когда "уполномоченный орган выдал разрешение на строительство, но впоследствии установил, что оно выдано в противоречие с действующим законодательством на момент его выдачи, и прекращение действия такого разрешения на строительство является правомерным" <12>.
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Таким образом, государство требует от правообладателей участков в границах ЗОУИТ соблюдать повышенный стандарт осмотрительности. При этом встречаются случаи отмены уже выданного разрешения на строительство в порядке так называемого самоконтроля, когда "уполномоченный орган выдал разрешение на строительство, но впоследствии установил, что оно выдано в противоречие с действующим законодательством на момент его выдачи, и прекращение действия такого разрешения на строительство является правомерным" <12>.
Статья: Объекты самовольного строительства: взгляд со стороны контрольно-надзорных органов
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Если уполномоченный орган в порядке самоконтроля отменил выданные разрешения на строительство, то в этом случае возведенный объект также не является самовольной постройкой (пункт 26 Постановления Пленума N 44).
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Если уполномоченный орган в порядке самоконтроля отменил выданные разрешения на строительство, то в этом случае возведенный объект также не является самовольной постройкой (пункт 26 Постановления Пленума N 44).
Статья: Отмена в порядке самоконтроля благоприятствующих административных актов
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Указанная норма активно применяется. При этом суды допускают ее распространение и на сферы специального публично-правового регулирования, оценивая правомерность отмены органами местного самоуправления в порядке самоконтроля, к примеру, распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства <13>, разрешений на строительство <14>, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию <15>, разрешений на реконструкцию <16>, градостроительных планов земельных участков <17>, решений о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса <18>, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка <19> и многих других муниципальных правовых актов, являющихся результатом предоставления административных услуг.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Указанная норма активно применяется. При этом суды допускают ее распространение и на сферы специального публично-правового регулирования, оценивая правомерность отмены органами местного самоуправления в порядке самоконтроля, к примеру, распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства <13>, разрешений на строительство <14>, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию <15>, разрешений на реконструкцию <16>, градостроительных планов земельных участков <17>, решений о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса <18>, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка <19> и многих других муниципальных правовых актов, являющихся результатом предоставления административных услуг.