Отмена или признание утратившим силу правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена или признание утратившим силу правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы осуществления муниципального контроля и законодательство об обязательных требованиях
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Соответствующие акты должны быть опубликованы не позднее чем за девяносто дней до дня их вступления в силу и могут быть введены в действие либо с 1 марта, либо с 1 сентября. Кроме того, предусматривается ряд положений о действии обязательных требований в случае упразднения (ликвидации), реорганизации принявшего их органа и в иных случаях, связанных с отменой или признанием утратившими силу правовых актов, устанавливающих полномочия по их принятию, или существованием противоречий между обязательными требованиями. Более того, срок действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, ограничен и составляет шесть лет, но может быть продлен по результатам оценки применения обязательных требований на срок не более шести лет <6>. Думается, указанные положения могут быть актуальными для всех нормативных правовых актов, а не только содержащих обязательные требования. Однако на сегодняшний день отсутствует универсальный закон, который установил бы подобные требования ко всем правовым актам, обладающим нормативным характером.
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Соответствующие акты должны быть опубликованы не позднее чем за девяносто дней до дня их вступления в силу и могут быть введены в действие либо с 1 марта, либо с 1 сентября. Кроме того, предусматривается ряд положений о действии обязательных требований в случае упразднения (ликвидации), реорганизации принявшего их органа и в иных случаях, связанных с отменой или признанием утратившими силу правовых актов, устанавливающих полномочия по их принятию, или существованием противоречий между обязательными требованиями. Более того, срок действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, ограничен и составляет шесть лет, но может быть продлен по результатам оценки применения обязательных требований на срок не более шести лет <6>. Думается, указанные положения могут быть актуальными для всех нормативных правовых актов, а не только содержащих обязательные требования. Однако на сегодняшний день отсутствует универсальный закон, который установил бы подобные требования ко всем правовым актам, обладающим нормативным характером.
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Согласно законодательству на прокуратуру возложена обязанность осуществлять мониторинг правоприменения, предметом которого является массив действующих правовых актов, а также их проекты. Этот вид мониторинга согласно Указу Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" (ред. от 9 октября 2023 г.) представляет собой "комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативно правовых актов". Во исполнение названного Указа Генеральным прокурором был издан Приказ от 23 июня 2011 г. N 180 (ред. от 28 марта 2018 г.), в котором указываются цели мониторинга правоприменения.
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Согласно законодательству на прокуратуру возложена обязанность осуществлять мониторинг правоприменения, предметом которого является массив действующих правовых актов, а также их проекты. Этот вид мониторинга согласно Указу Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" (ред. от 9 октября 2023 г.) представляет собой "комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативно правовых актов". Во исполнение названного Указа Генеральным прокурором был издан Приказ от 23 июня 2011 г. N 180 (ред. от 28 марта 2018 г.), в котором указываются цели мониторинга правоприменения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)8. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта не было установлено иным нормативным правовым актом.
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)8. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта не было установлено иным нормативным правовым актом.
Указ Президента РФ от 13.01.2023 N 10
(ред. от 17.09.2025)
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации")9) направлять в федеральные государственные органы, иные органы публичной власти обязательные для исполнения представления об отмене (признании утратившими силу, не подлежащими применению) или изменении действующих нормативных правовых актов либо актов, содержащих правовые нормы, не прошедших государственной регистрации, противоречащих Конституции Российской Федерации и (или) федеральным законам;
(ред. от 17.09.2025)
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации")9) направлять в федеральные государственные органы, иные органы публичной власти обязательные для исполнения представления об отмене (признании утратившими силу, не подлежащими применению) или изменении действующих нормативных правовых актов либо актов, содержащих правовые нормы, не прошедших государственной регистрации, противоречащих Конституции Российской Федерации и (или) федеральным законам;
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Ключевые слова: отмена нормативного правового акта, утрата юридической силы, признание нормативного правового акта утратившим силу, аутентичная отмена нормативного правового акта, субординационная отмена нормативного правового акта.
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Ключевые слова: отмена нормативного правового акта, утрата юридической силы, признание нормативного правового акта утратившим силу, аутентичная отмена нормативного правового акта, субординационная отмена нормативного правового акта.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В судебной практике возникал вопрос о содержании резолютивной части судебного решения о признании незаконным отмененного или утратившего силу нормативного правового акта. К сожалению, в КАС РФ не предусмотрено положений, устанавливающих особенности содержания такого рода судебных решений.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В судебной практике возникал вопрос о содержании резолютивной части судебного решения о признании незаконным отмененного или утратившего силу нормативного правового акта. К сожалению, в КАС РФ не предусмотрено положений, устанавливающих особенности содержания такого рода судебных решений.
Статья: Изменение, отмена, аннулирование кадровых приказов и соглашений
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 12)<9> Отметим, что существует и иной подход к соотношению понятий "признание утратившим силу" и "отмена". Он, в частности, используется применительно к правовым актам. Так, если правовой акт не вступил в силу и необходимость в нем отпала, в отменяющем акте употребляется именно термин "отменить". А если правовой акт вступил в силу, но фактически не применялся, он признается "утратившим силу" со дня его принятия. Когда правовой акт "отменен" судом или органом госвласти, издается другой правовой акт о признании данного акта "утратившим силу" со дня, указанного в решении суда, акте иного органа госвласти. При этом понятие "аннулирование" не задействовано.
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 12)<9> Отметим, что существует и иной подход к соотношению понятий "признание утратившим силу" и "отмена". Он, в частности, используется применительно к правовым актам. Так, если правовой акт не вступил в силу и необходимость в нем отпала, в отменяющем акте употребляется именно термин "отменить". А если правовой акт вступил в силу, но фактически не применялся, он признается "утратившим силу" со дня его принятия. Когда правовой акт "отменен" судом или органом госвласти, издается другой правовой акт о признании данного акта "утратившим силу" со дня, указанного в решении суда, акте иного органа госвласти. При этом понятие "аннулирование" не задействовано.
"Реформа контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В силу требований ч. 8 ст. 3 Федерального закона N 247-ФЗ при отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта не было установлено иным нормативным правовым актом.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В силу требований ч. 8 ст. 3 Федерального закона N 247-ФЗ при отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта не было установлено иным нормативным правовым актом.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)9. Правило, сформулированное в ч. 8 комментируемой статьи, является новеллой для российского права и касается случаев, когда отменяется или признается утратившим силу нормативный правовой акт (далее в комментарии к данной части - первый нормативный правовой акт), предусматривает полномочие какого-либо органа по принятию другого нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования. В таком случае, если данное полномочие не было предусмотрено другим нормативным правовым актом, например отменяющим или признающим утратившим силу первого нормативного правового акта, изданный во исполнение указанного предписания нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования, не применяется со дня отмены или признания утратившим силу первого нормативного правового акта.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)9. Правило, сформулированное в ч. 8 комментируемой статьи, является новеллой для российского права и касается случаев, когда отменяется или признается утратившим силу нормативный правовой акт (далее в комментарии к данной части - первый нормативный правовой акт), предусматривает полномочие какого-либо органа по принятию другого нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования. В таком случае, если данное полномочие не было предусмотрено другим нормативным правовым актом, например отменяющим или признающим утратившим силу первого нормативного правового акта, изданный во исполнение указанного предписания нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования, не применяется со дня отмены или признания утратившим силу первого нормативного правового акта.