Отличие городского округа от муниципального округа

Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие городского округа от муниципального округа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Муниципальный округ как новый вид муниципального образования в Российской Федерации: особенности и современные проблемы организации
(Петров Н.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)
Правовые основы проведения реформы по внедрению в систему местного самоуправления муниципальных округов видятся нам недостаточно последовательными. Законодатель установил императивное требование преобразования городских округов в порядке ч. 10 ст. 13 Закона и диспозитивное в отношении муниципальных районов, что отличается от сложившейся практики. Более того, муниципальный район по сравнению с городским и муниципальным округом решает иные вопросы местного значения, которые носят прежде всего межпоселенческий характер. В сложившейся ситуации считаем необходимым разработать в законодательстве четкие критерии, основанные, например, на показателях социально-экономического развития территории, уровне ее инженерной инфраструктуры, состоянии путей сообщения, транспортной доступности, средней плотности, уровне и характере занятости населения, при наличии которых для муниципального образования типа "муниципальный район" допустимо изменение статуса на "муниципальный округ".
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)
Таким образом, экологическая ситуация, а также финансовое состояние различных муниципалитетов отличаются, что влияет на объем и характер полномочий органов местной власти, а также содержание реализуемых ими экологических полномочий. Например, для городских муниципалитетов наиболее актуальна проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта; для сельских поселений это менее характерно. С другой стороны, загрязнение почв пестицидами и агрохимикатами (и ухудшение в связи с этим состояния водных источников, включая источники питьевого водоснабжения) может быть весьма актуально для сельских поселений, но не городских округов. Отличаются и финансовые возможности городских и сельских муниципальных образований, что является причиной их различной активности в решении общегосударственных экологических проблем. Это требует формирования более гибкого механизма распределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, например, в части возможности наделения крупных городских округов полномочиями в сфере государственного экологического контроля (надзора) при условии, что он будет осуществляться, как за счет переданных государственных средств, так и финансовых средств местного бюджета. В настоящий момент такая конструкция слабо востребована. Все изложенные выше направления охраны окружающей среды на местном уровне носят "классический" характер, в том или ином объеме уже реализованы в сотнях российских муниципалитетов, и широко обсуждаются как на уровне органов власти, так и научным сообществом. Между тем есть и еще ряд перспективных направлений участия органов местного самоуправления в переходе к "зеленой" экономике, требующих обсуждения.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2011 N 15-П
"По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана"
В отличие от муниципальных районов и городских округов поселения (сельские и городские), которые, как правило, малочисленны по составу населения, в силу объективных закономерностей более приспособлены для самоуправления, нежели крупные муниципальные образования. При этом потенциал личного участия граждан в местных делах, в том числе выборных, в поселениях, прежде всего сельских, с малочисленным населением более высок, чем в муниципальных районах и городских округах, и депутаты их представительных органов находятся в прямых, непосредственных отношениях с избирателями, чему в оптимальной степени соответствует их избрание с применением мажоритарной избирательной системы.
<Информация> ГД ФС РФ
"О некоторых аспектах образования городских и муниципальных округов путем объединения поселений в составе муниципального района и статуса населенных пунктов в границах объединяемых поселений после их вхождения в состав городского, муниципального округа"
3. В Федеральном законе N 131-ФЗ отсутствует понятие городских округов с внутригородскими поселениями. Городской округ, в отличие от муниципального района, не имеет в своем составе муниципальных образований - поселений (статьи 2, 11 Федерального закона N 131-ФЗ).