Освобождение самозанятых от уплаты страховых взносов

Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение самозанятых от уплаты страховых взносов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Принцип эквивалентности страховых взносов в свете теории выгоды: правовое преломление
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)
В Определении 2003 г. <21> КС РФ указывает не на эквивалентность, а на связь между плательщиком страховых взносов и потенциальными благами, которые может получить этот плательщик. Дело касалось налоговой ответственности адвокатов и получаемых ими социальных пособий. Действовавшее на тот период времени налоговое законодательство устанавливало налоговую обязанность адвокатов как самозанятых лиц, в том числе обязанность по уплате единого социального налога, заменявшего страховые взносы в 2002 - 2010 гг. Адвокаты вправе были уплачивать налог на страхование от временной нетрудоспособности на добровольной основе. Однако фактических социальных выплат они получить не могли. Указав, что такое разобщение между плательщиком и выплатами является нарушением нормативной правовой базы, КС РФ заявил, что освобождение самозанятых граждан от уплаты страховых взносов и предоставление им при этом обеспечения по обязательному социальному страхованию, в частности выплата пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, означали бы переложение бремени участия в образовании средств указанного Фонда, расходуемых на эти цели, на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости, а также требованию ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

Нормативные акты

Информация Конституционного Суда РФ
"Актуальные конституционно-правовые аспекты обеспечения экономической, политической и социальной солидарности: к 30-летию Конституции Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2020 - 2023 годов)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 14.11.2023)
Так, например, рассматривая вопрос об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование занимающимися частной практикой нотариусами и другими категориями самозанятых граждан, Конституционный Суд указал, что, поскольку наравне с любыми другими гражданами при наступлении страхового случая представители данной категории обеспечиваются услугами государственной медицинской помощи, они должны уплачивать взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Освобождение же самозанятых граждан от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании соответствующих фондов на иные категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости осуществления прав и свобод путем нарушения прав и свобод других лиц (Постановление от 23 декабря 1999 года N 18-П, определения от 26 апреля 2021 года N 792-О, от 27 октября 2022 года N 2716-О). В дальнейшем эта выраженная Конституционным Судом позиция была распространена на другие категории застрахованных лиц, в том числе на самозанятых, получающих государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".