Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 1102 ГК РФ "Обязанность возвратить неосновательное обогащение"2.2.9.1. Взятка, переданная взяткополучателю, не может быть взыскана в пользу взяткодателей, не освобожденных от уголовной ответственности (позиция ВС РФ) >>>
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2024 N 77-1887/2024 (УИД 56RS0042-01-2021-002961-86)
Приговор: По п. "б" ч. 7 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп).
Определение: Приговор изменен, исключено указание на назначение осужденному дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций и полномочий в коммерческих организациях на срок 2 года.При этом положения п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2013 года N 24 о том, что освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления, и такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, - не свидетельствуют о невозможности причинения вреда лицу, в отношении которого совершено вымогательство коммерческого подкупа, а лишь касаются вопросов наличия процессуальных оснований для признания их потерпевшими и возвращения им переданного виновному предмета подкупа.
Приговор: По п. "б" ч. 7 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп).
Определение: Приговор изменен, исключено указание на назначение осужденному дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций и полномочий в коммерческих организациях на срок 2 года.При этом положения п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2013 года N 24 о том, что освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления, и такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, - не свидетельствуют о невозможности причинения вреда лицу, в отношении которого совершено вымогательство коммерческого подкупа, а лишь касаются вопросов наличия процессуальных оснований для признания их потерпевшими и возвращения им переданного виновному предмета подкупа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Добровольность сообщения о даче взятки как условие для освобождения от уголовной ответственности
(Степанов П.П., Грибанова Д.В.)
("Уголовное право", 2023, N 4)Действительно, содержание примечания к ст. 291 УК РФ не позволяет относить его однозначно к какой-либо из выделенных групп, поскольку предусматривает, что взяткодатель освобождается от уголовной ответственности: при активном способствовании раскрытию и (или) расследованию преступления и одном из двух условий: а) имевшем место вымогательстве взятки; б) добровольном сообщении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Таким образом, освобождение должно наступать в случае установления правоприменителем одной из двух совокупностей условий: активного способствования и вымогательства; активного способствования и добровольного сообщения. Общее условие в виде активного способствования раскрытию и (или) расследованию преступления введено Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". Тем же Законом Кодекс дополнен нормой об ответственности за посредничество во взяточничестве. К статье об ответственности за посредничество также есть примечание. Его содержание идентично содержанию примечания к ст. 291 УК РФ в части второго (из двух возможных) сочетания условий - активного способствования и добровольного сообщения. В связи с этим представляется, что выводы, сделанные в настоящем исследовании применительно к освобождению от уголовной ответственности взяткодателя, применимы и к освобождению от нее посредника <13>, <14>, <15>.
(Степанов П.П., Грибанова Д.В.)
("Уголовное право", 2023, N 4)Действительно, содержание примечания к ст. 291 УК РФ не позволяет относить его однозначно к какой-либо из выделенных групп, поскольку предусматривает, что взяткодатель освобождается от уголовной ответственности: при активном способствовании раскрытию и (или) расследованию преступления и одном из двух условий: а) имевшем место вымогательстве взятки; б) добровольном сообщении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Таким образом, освобождение должно наступать в случае установления правоприменителем одной из двух совокупностей условий: активного способствования и вымогательства; активного способствования и добровольного сообщения. Общее условие в виде активного способствования раскрытию и (или) расследованию преступления введено Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". Тем же Законом Кодекс дополнен нормой об ответственности за посредничество во взяточничестве. К статье об ответственности за посредничество также есть примечание. Его содержание идентично содержанию примечания к ст. 291 УК РФ в части второго (из двух возможных) сочетания условий - активного способствования и добровольного сообщения. В связи с этим представляется, что выводы, сделанные в настоящем исследовании применительно к освобождению от уголовной ответственности взяткодателя, применимы и к освобождению от нее посредника <13>, <14>, <15>.
Статья: Оценка результативности надзора за исполнением законов при учете, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях коррупционной направленности (в отношении взяткодателей и посредников во взяточничестве (коммерческом подкупе))
(Нафиков И.С., Нуриев Т.М.)
("Законность", 2023, N 11)Правильность такой практики подтверждается разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", о том, что освобождение от уголовной ответственности взяткодателя, который активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которого имело место вымогательство взятки, не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Для освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки требуется установить обстоятельства, свидетельствующие об активном способствовании раскрытию и (или) расследованию (пресечению) преступления, а также о добровольном сообщении о совершенном преступлении либо вымогательстве предмета коммерческого подкупа.
(Нафиков И.С., Нуриев Т.М.)
("Законность", 2023, N 11)Правильность такой практики подтверждается разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", о том, что освобождение от уголовной ответственности взяткодателя, который активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которого имело место вымогательство взятки, не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Для освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки требуется установить обстоятельства, свидетельствующие об активном способствовании раскрытию и (или) расследованию (пресечению) преступления, а также о добровольном сообщении о совершенном преступлении либо вымогательстве предмета коммерческого подкупа.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24
(ред. от 24.12.2019)
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"30. Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
(ред. от 24.12.2019)
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"30. Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
Статья: Мелкое взяточничество в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества: уголовная ответственность и особенности правоприменения
(Плешаков А.М., Краева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 2)В свою очередь, практически нет случаев освобождения от уголовной ответственности взяткодателей, как правило, осужденных. Такая правовая возможность предусмотрена в примечании к ст. 291.2 УК РФ. Однако, как показывает опыт, осужденные лица не стремятся активно способствовать раскрытию и расследованию взяточничества; весьма неохотно пишут заявления о том, что в отношении их имелось вымогательство взятки; добровольно не сообщают в соответствующие органы о даче мелкой взятки. Соответственно, это положение уголовного закона для лиц, отбывающих наказание в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, и передающих взятку, фактически не работает.
(Плешаков А.М., Краева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 2)В свою очередь, практически нет случаев освобождения от уголовной ответственности взяткодателей, как правило, осужденных. Такая правовая возможность предусмотрена в примечании к ст. 291.2 УК РФ. Однако, как показывает опыт, осужденные лица не стремятся активно способствовать раскрытию и расследованию взяточничества; весьма неохотно пишут заявления о том, что в отношении их имелось вымогательство взятки; добровольно не сообщают в соответствующие органы о даче мелкой взятки. Соответственно, это положение уголовного закона для лиц, отбывающих наказание в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, и передающих взятку, фактически не работает.
Статья: Актуальные вопросы прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием в случае совершения коррупционного преступления
(Мингалимова М.Ф.)
("Законность", 2022, N 12)Изложенное позволяет сделать вывод о том, что освобождение должностных лиц от уголовной ответственности за совершение преступлений указанной категории должно носить скорее исключительный характер. В связи с этим следует помнить о целях наказания, которые состоят не только в исправлении самих осужденных и предупреждении совершения именно ими новых преступлений, но главным образом в восстановлении социальной справедливости, нарушенной в результате преступного посягательства. Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, или же освобождение от наказания в связи с изменением категории преступления не влечет правовых последствий для виновного лица, а значит, результатом рассмотрения уголовного дела будет лишь общественное порицание - самое меньшее из того, что может грозить со стороны общества и государства в случае совершения им коррупционного преступления.
(Мингалимова М.Ф.)
("Законность", 2022, N 12)Изложенное позволяет сделать вывод о том, что освобождение должностных лиц от уголовной ответственности за совершение преступлений указанной категории должно носить скорее исключительный характер. В связи с этим следует помнить о целях наказания, которые состоят не только в исправлении самих осужденных и предупреждении совершения именно ими новых преступлений, но главным образом в восстановлении социальной справедливости, нарушенной в результате преступного посягательства. Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, или же освобождение от наказания в связи с изменением категории преступления не влечет правовых последствий для виновного лица, а значит, результатом рассмотрения уголовного дела будет лишь общественное порицание - самое меньшее из того, что может грозить со стороны общества и государства в случае совершения им коррупционного преступления.