Освобождение от предоставления обеспечения гарантийных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение от предоставления обеспечения гарантийных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2025 N 04АП-2610/2025 по делу N А19-2503/2025
Требование: Об обязании предоставить обеспечение гарантийных обязательств по муниципальному контракту на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта, а также взыскании штрафа за неисполнение обязательства.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.Указание ответчика на факт предоставления обеспечения исполнения контракта не является обстоятельством, освобождающим подрядчика об обязанности по предоставлению обеспечения гарантийных обязательств, поскольку указанные обязательства имеют различную правовую природу и не носят взаимозачетный характер.
Требование: Об обязании предоставить обеспечение гарантийных обязательств по муниципальному контракту на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта, а также взыскании штрафа за неисполнение обязательства.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.Указание ответчика на факт предоставления обеспечения исполнения контракта не является обстоятельством, освобождающим подрядчика об обязанности по предоставлению обеспечения гарантийных обязательств, поскольку указанные обязательства имеют различную правовую природу и не носят взаимозачетный характер.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.02.2023 N Ф09-9074/22 по делу N А60-5596/2022
Требование: О взыскании обеспечительного платежа, штрафа.
Обстоятельства: Заказчик указал, что подрядчик не исполнил обязанность по представлению гарантийного обеспечения в отношении работ, выполненных до расторжения контракта.
Решение: Требование удовлетворено, так как подрядчиком был выполнен значительный объем работ, вне зависимости от факта расторжения контракта между сторонами гарантийные обязательства подрядчика по выполненным им и принятым заказчиком работам не прекратились.Изложенные заявителем в кассационной жалобе доводы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании положений части 7.1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, которые не предусматривают освобождение подрядчика от обязанности предоставить гарантийное обеспечение по его гарантийному обязательству в отношении той части работ, которая была им выполнена и принята заказчиком до расторжения контракта, а лишь указывают на момент предоставления такого обеспечения (после сдачи окончательного результата работ, завершения строительства всего объекта), а не отдельного этапа исполнения контракта. Предложенное заявителем толкование указанной нормы, предполагающее возложение обязанности представить гарантийное обеспечение на нового подрядчика, завершившего строительство, в том числе по тому гарантийному обязательству, которое несет предыдущий подрядчик по части выполненных им работ, противоречит существу обеспечительного обязательства, имеющего акцессорный характер и призванного стимулировать должника к надлежащему исполнению обеспечиваемого обязательства. Размер обеспечения гарантийных обязательств согласован сторонами в контракте и не превышает десяти процентов от стоимости выполненных до расторжения контракта работ.
Требование: О взыскании обеспечительного платежа, штрафа.
Обстоятельства: Заказчик указал, что подрядчик не исполнил обязанность по представлению гарантийного обеспечения в отношении работ, выполненных до расторжения контракта.
Решение: Требование удовлетворено, так как подрядчиком был выполнен значительный объем работ, вне зависимости от факта расторжения контракта между сторонами гарантийные обязательства подрядчика по выполненным им и принятым заказчиком работам не прекратились.Изложенные заявителем в кассационной жалобе доводы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании положений части 7.1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, которые не предусматривают освобождение подрядчика от обязанности предоставить гарантийное обеспечение по его гарантийному обязательству в отношении той части работ, которая была им выполнена и принята заказчиком до расторжения контракта, а лишь указывают на момент предоставления такого обеспечения (после сдачи окончательного результата работ, завершения строительства всего объекта), а не отдельного этапа исполнения контракта. Предложенное заявителем толкование указанной нормы, предполагающее возложение обязанности представить гарантийное обеспечение на нового подрядчика, завершившего строительство, в том числе по тому гарантийному обязательству, которое несет предыдущий подрядчик по части выполненных им работ, противоречит существу обеспечительного обязательства, имеющего акцессорный характер и призванного стимулировать должника к надлежащему исполнению обеспечиваемого обязательства. Размер обеспечения гарантийных обязательств согласован сторонами в контракте и не превышает десяти процентов от стоимости выполненных до расторжения контракта работ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств от СМП и СОНКО при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно ли в тексте контракта, заключенного по результатам закупки среди СМП и СОНКО, указывать, что победитель освобожден от предоставления обеспечения гарантийных обязательств, так как подтвердил свою добросовестность
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно ли в тексте контракта, заключенного по результатам закупки среди СМП и СОНКО, указывать, что победитель освобожден от предоставления обеспечения гарантийных обязательств, так как подтвердил свою добросовестность
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Обосновывается такой вывод тем, что отсутствие обеспечения гарантии качества выполненных работ по контракту лишает истца возможности реализовать предусмотренное контрактом право воспользоваться данным обеспечением при наступлении гарантийного случая. Таким образом, расторжение контракта не является основанием для освобождения подрядчика от исполнения обязательства по предоставлению обеспечения исполнения гарантийных обязательств <1>.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Обосновывается такой вывод тем, что отсутствие обеспечения гарантии качества выполненных работ по контракту лишает истца возможности реализовать предусмотренное контрактом право воспользоваться данным обеспечением при наступлении гарантийного случая. Таким образом, расторжение контракта не является основанием для освобождения подрядчика от исполнения обязательства по предоставлению обеспечения исполнения гарантийных обязательств <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"г) часть 7 дополнить предложением следующего содержания: "Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.";
(ред. от 02.07.2021)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"г) часть 7 дополнить предложением следующего содержания: "Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.";
Вопрос: О применении положений законодательства о закупках в части НМЦК в целях освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта при проведении совместной закупки с неопределенным объемом.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-06/119249)Согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-06/119249)Согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Вопрос: Если по контракту предусмотрена выплата аванса, который подлежит казначейскому сопровождению, вправе ли заказчик освободить участника закупки от предоставления обеспечения исполнения по такому контракту?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 10)Вопрос: Если по контракту предусмотрена выплата аванса, который подлежит казначейскому сопровождению, вправе ли заказчик освободить участника закупки от предоставления обеспечения исполнения по такому контракту?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 10)Вопрос: Если по контракту предусмотрена выплата аванса, который подлежит казначейскому сопровождению, вправе ли заказчик освободить участника закупки от предоставления обеспечения исполнения по такому контракту?
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)В. В каких случаях участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств?
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)В. В каких случаях участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств?
Вопрос: Об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта участника закупки.
(Письмо Минфина России от 17.01.2025 N 24-06-09/3195)При этом согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 17.01.2025 N 24-06-09/3195)При этом согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Статья: Контрактные отношения: пролонгация прежних норм
(Лобанова О.Л.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 1)Например, заказчик проводит закупку, участниками которой могут быть только СМП, при этом размер обеспечения исполнения контракта установлен как 10% цены контракта. В соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе победитель такой закупочной процедуры освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта (обеспечения гарантийных обязательств) в случае, если представит заказчику информацию о своей добросовестности. Под такой информацией понимаются сведения, содержащиеся в реестре контрактов и подтверждающие исполнение победителем закупки (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, завершенных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация может быть представлена победителем закупочной процедуры в следующем виде.
(Лобанова О.Л.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 1)Например, заказчик проводит закупку, участниками которой могут быть только СМП, при этом размер обеспечения исполнения контракта установлен как 10% цены контракта. В соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе победитель такой закупочной процедуры освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта (обеспечения гарантийных обязательств) в случае, если представит заказчику информацию о своей добросовестности. Под такой информацией понимаются сведения, содержащиеся в реестре контрактов и подтверждающие исполнение победителем закупки (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, завершенных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация может быть представлена победителем закупочной процедуры в следующем виде.
Статья: Разъяснения Минфина по применению Закона N 44-ФЗ
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 4)При этом согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом ст. 37 Закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 4)При этом согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом ст. 37 Закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Вопрос: Об использовании при закупках информации о контрактах, исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе при списании неустоек (штрафов, пеней) по контракту, не списанных заказчиком.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682)участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (часть 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682)участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (часть 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Кроме того, СМП и СО НКО имеют иные преимущества перед другими субъектами. Такой участник, согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона, "освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления... информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)". Размер обеспечения исполнения контракта для этих субъектов устанавливается в процентах от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта - ч. 6.1 ст. 96 Закона.
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Кроме того, СМП и СО НКО имеют иные преимущества перед другими субъектами. Такой участник, согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона, "освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления... информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)". Размер обеспечения исполнения контракта для этих субъектов устанавливается в процентах от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта - ч. 6.1 ст. 96 Закона.