Освобождение от административной ответственности субъекта малого предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение от административной ответственности субъекта малого предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2018 N 301-АД18-4990 по делу N А79-8970/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено. Суды признали наличие вины предпринимателя в совершении вмененного правонарушения, указав на то, что ею не были приняты все зависящие меры по соблюдению требований технического регламента, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Данный Кодекс также предусматривает возможность замены административного штрафа на предупреждение лицу, являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства (часть 3 статьи 3.4); освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено. Суды признали наличие вины предпринимателя в совершении вмененного правонарушения, указав на то, что ею не были приняты все зависящие меры по соблюдению требований технического регламента, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Данный Кодекс также предусматривает возможность замены административного штрафа на предупреждение лицу, являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства (часть 3 статьи 3.4); освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9).
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.03.2017 N 60-АПГ17-2
Об отмене решения Камчатского краевого суда от 11.11.2016 и отказе в признании недействующими отдельных положений подпрограмм 2 и 4 государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 521-П.Помимо изложенного, административный истец полагал, что оспариваемые нормы подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" и приложений N 1 - 12 к ней создают предпосылки для освобождения от административной ответственности как главного распорядителя бюджетных средств, который фактически субсидии не предоставляет, так и краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр поддержки предпринимательства", который фактически субсидии предоставляет, но не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса.
Об отмене решения Камчатского краевого суда от 11.11.2016 и отказе в признании недействующими отдельных положений подпрограмм 2 и 4 государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 521-П.Помимо изложенного, административный истец полагал, что оспариваемые нормы подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" и приложений N 1 - 12 к ней создают предпосылки для освобождения от административной ответственности как главного распорядителя бюджетных средств, который фактически субсидии не предоставляет, так и краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр поддержки предпринимательства", который фактически субсидии предоставляет, но не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность за несвоевременное предоставление статистических данных в таможенный орган
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Приведенные нормы в своей совокупности приводят к следующим последствиям. За одинаковые правонарушения (равные малые нарушения срока представления статистических форм учета перемещения товаров) субъекты малого и среднего предпринимательства привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения, лица же, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, освобождаются от административной ответственности.
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Приведенные нормы в своей совокупности приводят к следующим последствиям. За одинаковые правонарушения (равные малые нарушения срока представления статистических форм учета перемещения товаров) субъекты малого и среднего предпринимательства привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения, лица же, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, освобождаются от административной ответственности.
Статья: К вопросу о презумпции виновности в условиях защиты гражданских прав в административном порядке
(Степин А.Б.)
("Юрист", 2022, N 12)В условиях защиты гражданских прав в административном порядке презумпция виновности реализуется в управлении процессуальной деятельностью при распределении бремени доказывания между сторонами публично-правового конфликта. Одна сторона (лицо, обратившееся в суд) обязана доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя (административного истца) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, а другая сторона (орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)) - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок и такие основания установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 11 ст. 226 КАС РФ). При рассмотрении дел об административных правонарушениях презумпция виновности сохраняется, несмотря на то что лицо, привлеченное (либо не привлеченное (ст. 3.7 КоАП РФ)) к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Во всех случаях вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. В условиях защиты гражданских прав в административном порядке участники отношений доказывают: принадлежность на праве собственности имущества, подпадающего под санкцию нормы КоАП РФ (например, ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ), как основание для исключения из судебного акта выводов о конфискации имущества; фактическую рыночную стоимость имущества (товара, предмета правонарушения) или тяжелое финансовое положение участника экономических отношений как основание для снижения размера административного штрафа (п. 1 ч. 1 ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ); наличие обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, как основание для освобождения от взыскания исполнительского сбора (ст. 401 ГК РФ); наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства как условие освобождения от административной ответственности и замены штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ) и др.
(Степин А.Б.)
("Юрист", 2022, N 12)В условиях защиты гражданских прав в административном порядке презумпция виновности реализуется в управлении процессуальной деятельностью при распределении бремени доказывания между сторонами публично-правового конфликта. Одна сторона (лицо, обратившееся в суд) обязана доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя (административного истца) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, а другая сторона (орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)) - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок и такие основания установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 11 ст. 226 КАС РФ). При рассмотрении дел об административных правонарушениях презумпция виновности сохраняется, несмотря на то что лицо, привлеченное (либо не привлеченное (ст. 3.7 КоАП РФ)) к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Во всех случаях вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. В условиях защиты гражданских прав в административном порядке участники отношений доказывают: принадлежность на праве собственности имущества, подпадающего под санкцию нормы КоАП РФ (например, ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ), как основание для исключения из судебного акта выводов о конфискации имущества; фактическую рыночную стоимость имущества (товара, предмета правонарушения) или тяжелое финансовое положение участника экономических отношений как основание для снижения размера административного штрафа (п. 1 ч. 1 ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ); наличие обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, как основание для освобождения от взыскания исполнительского сбора (ст. 401 ГК РФ); наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства как условие освобождения от административной ответственности и замены штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ) и др.
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.06.2021 N 124
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"2.2.12. В показателях графы "Предупреждение (письменное)" учитываются лица, которым было назначено указанное административное наказание, предусмотренное в санкции статьи КоАП РФ, по которой лицо было привлечено к административной ответственности, или которое применил судья в порядке замены административного штрафа в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ <129>. Применение предупреждения в качестве замены административного штрафа лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, их работники), в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ отражается также дополнительно по строке в разделе "Справка к отчету".
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"2.2.12. В показателях графы "Предупреждение (письменное)" учитываются лица, которым было назначено указанное административное наказание, предусмотренное в санкции статьи КоАП РФ, по которой лицо было привлечено к административной ответственности, или которое применил судья в порядке замены административного штрафа в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ <129>. Применение предупреждения в качестве замены административного штрафа лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, их работники), в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ отражается также дополнительно по строке в разделе "Справка к отчету".
Постановление Коми УФАС России от 21.02.2025 по делу N 011/04/7.32.3-23/2025
Нарушение: ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).
Решение: Вынесено предупреждение.Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в несоблюдении публично правовых обязанностей, возникающих при оплате по закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц субъектам малого и среднего предпринимательства.
Нарушение: ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).
Решение: Вынесено предупреждение.Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в несоблюдении публично правовых обязанностей, возникающих при оплате по закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц субъектам малого и среднего предпринимательства.
Статья: Проблемы освобождения от административной ответственности за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Российская юстиция", 2019, N 1)В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы, связанные с освобождением от административной ответственности субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, обращается внимание на юридические последствия освобождения от ответственности, а также иные социальные и экономические моменты. В статье отмечается необходимость расширения оснований освобождения от административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Российская юстиция", 2019, N 1)В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы, связанные с освобождением от административной ответственности субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, обращается внимание на юридические последствия освобождения от ответственности, а также иные социальные и экономические моменты. В статье отмечается необходимость расширения оснований освобождения от административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья: Малозначительные нарушения трудового законодательства: как избежать ответственности
(Яковлев Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2019, N 8)Примечание. Образец ходатайства о замене административного штрафа предупреждением см. в статье "Льготы для работодателей - субъектов малого (среднего) предпринимательства" на с. 62 журнала N 5, 2019.
(Яковлев Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2019, N 8)Примечание. Образец ходатайства о замене административного штрафа предупреждением см. в статье "Льготы для работодателей - субъектов малого (среднего) предпринимательства" на с. 62 журнала N 5, 2019.
Статья: Судебные процессуальные административно-правовые способы защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства
(Степин А.Б.)
("Российский судья", 2019, N 12)Возможность использования нескольких процессуальных административно-правовых способов позволяет рассматривать их как систему защиты нарушенного (оспариваемого) права. Состоящая из мотивированных и целенаправленных процессуальных действий (способов) и последовательности их реализации, процессуальных сроков их совершения, такая система основана на официально установленном судебном порядке, предусматривающем возможность снижения административных штрафов в отношении собственников (владельцев) транспортных средств <7>, юридических лиц исходя из оценки рыночной стоимости имущества <8>, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исходя из имущественного положения <9>, освобождения от административного штрафа, если правонарушение совершено впервые, при наличии совокупности условий, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ <10>, освобождения от административной ответственности по условиям, указанным в примечании к ст. ст. 14.5, 14.32, 15.11, 15.15.6, 16.2, 19.7.13, 19.28 КоАП РФ и др. Обращение одновременно с несколькими вышеуказанными способами расширяет возможности правовой защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках административно-судебного процесса.
(Степин А.Б.)
("Российский судья", 2019, N 12)Возможность использования нескольких процессуальных административно-правовых способов позволяет рассматривать их как систему защиты нарушенного (оспариваемого) права. Состоящая из мотивированных и целенаправленных процессуальных действий (способов) и последовательности их реализации, процессуальных сроков их совершения, такая система основана на официально установленном судебном порядке, предусматривающем возможность снижения административных штрафов в отношении собственников (владельцев) транспортных средств <7>, юридических лиц исходя из оценки рыночной стоимости имущества <8>, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исходя из имущественного положения <9>, освобождения от административного штрафа, если правонарушение совершено впервые, при наличии совокупности условий, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ <10>, освобождения от административной ответственности по условиям, указанным в примечании к ст. ст. 14.5, 14.32, 15.11, 15.15.6, 16.2, 19.7.13, 19.28 КоАП РФ и др. Обращение одновременно с несколькими вышеуказанными способами расширяет возможности правовой защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках административно-судебного процесса.
Статья: Правовые механизмы смягчения административной ответственности за антиконкурентные соглашения
(Корепина А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2016, N 12)Общая тенденция формирования наказательной политики в области законодательства об административной ответственности коснулась всех без исключения сфер государственного управления. Наиболее суровые административные санкции установлены в антимонопольной сфере, в частности, за совершение таких противоправных деяний, как заключение антиконкурентных соглашений. КоАП РФ не дифференцирует их по субъектам предпринимательской деятельности, что не самым лучшим образом сказывается на развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В этой связи автором анализируются введенные в законодательство общие и специальные правовые механизмы гуманизации административной ответственности, а также проблемы их применения на практике. Предметом научного исследования являются административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с установлением и применением административной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений, а также реализацией правовых механизмов смягчения и освобождения от ответственности. Объектом научного исследования выступают: статья 14.32 КоАП РФ, а также статьи КоАП РФ, закрепляющие общие и специальные правовые инструменты смягчения и освобождения от административной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений, судебная практика в области применения норм КоАП РФ в части установления и смягчения административной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений. Научная статья основана на использовании общенаучных (анализ, синтез, системно-структурный, формально-логический и другие методы) и частно-научных (логико-юридический, сравнительно-правовой, правовой герменевтики (толкования), дескриптивный (описательный)) методов познания. - в области установления административной ответственности за антиконкурентные соглашения наблюдается влияние общей тенденции формирования административно-наказательной государственной политики; - установленные ст. 14.32 КоАП РФ меры административной ответственности за антиконкурентные соглашения достаточно суровы; КоАП РФ не дифференцирует их по субъектам предпринимательской деятельности, что не самым лучшим образом сказывается на развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. - законодательством предусмотрены общие и специальные механизмы, направленные на смягчение и освобождение об административной ответственности за антиконкурентные соглашения, однако применение некоторых из них на практике весьма затруднительно; - введение более гибких критериев, позволяющих учитывать имущественное и финансовое положение различных категорий хозяйствующих субъектов, привлекаемых к административной ответственности, представляется целесообразным; - в целях совершенствования законодательства в данной сфере, в рамках обеспечения единообразия применения юридической терминологии, автору статьи необходимым видится: 1) введение не только в примечание, но и в диспозиции ст. 14.32 КоАП РФ понятия "картель"; 2) дифференциация размеров санкций в зависимости от категории субъектов предпринимательской деятельности.
(Корепина А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2016, N 12)Общая тенденция формирования наказательной политики в области законодательства об административной ответственности коснулась всех без исключения сфер государственного управления. Наиболее суровые административные санкции установлены в антимонопольной сфере, в частности, за совершение таких противоправных деяний, как заключение антиконкурентных соглашений. КоАП РФ не дифференцирует их по субъектам предпринимательской деятельности, что не самым лучшим образом сказывается на развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В этой связи автором анализируются введенные в законодательство общие и специальные правовые механизмы гуманизации административной ответственности, а также проблемы их применения на практике. Предметом научного исследования являются административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с установлением и применением административной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений, а также реализацией правовых механизмов смягчения и освобождения от ответственности. Объектом научного исследования выступают: статья 14.32 КоАП РФ, а также статьи КоАП РФ, закрепляющие общие и специальные правовые инструменты смягчения и освобождения от административной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений, судебная практика в области применения норм КоАП РФ в части установления и смягчения административной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений. Научная статья основана на использовании общенаучных (анализ, синтез, системно-структурный, формально-логический и другие методы) и частно-научных (логико-юридический, сравнительно-правовой, правовой герменевтики (толкования), дескриптивный (описательный)) методов познания. - в области установления административной ответственности за антиконкурентные соглашения наблюдается влияние общей тенденции формирования административно-наказательной государственной политики; - установленные ст. 14.32 КоАП РФ меры административной ответственности за антиконкурентные соглашения достаточно суровы; КоАП РФ не дифференцирует их по субъектам предпринимательской деятельности, что не самым лучшим образом сказывается на развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. - законодательством предусмотрены общие и специальные механизмы, направленные на смягчение и освобождение об административной ответственности за антиконкурентные соглашения, однако применение некоторых из них на практике весьма затруднительно; - введение более гибких критериев, позволяющих учитывать имущественное и финансовое положение различных категорий хозяйствующих субъектов, привлекаемых к административной ответственности, представляется целесообразным; - в целях совершенствования законодательства в данной сфере, в рамках обеспечения единообразия применения юридической терминологии, автору статьи необходимым видится: 1) введение не только в примечание, но и в диспозиции ст. 14.32 КоАП РФ понятия "картель"; 2) дифференциация размеров санкций в зависимости от категории субъектов предпринимательской деятельности.