Осуществление иной оплачиваемой деятельности гос служащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Осуществление иной оплачиваемой деятельности гос служащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 51 "Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Как следует из части 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Вышеозначенные примеры предлагают 3 возможных варианта осуществления иной оплачиваемой деятельности государственными служащими с предварительным уведомлением представителя нанимателя:
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Вышеозначенные примеры предлагают 3 возможных варианта осуществления иной оплачиваемой деятельности государственными служащими с предварительным уведомлением представителя нанимателя:
Статья: Основные этапы развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Так, Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" в отношении служащих государственного аппарата были введены новые запреты: заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе через посредников; оказывать иным лицам не предусмотренное законом содействие в осуществлении указанной деятельности; заниматься иной оплачиваемой работой по совместительству <10> и др.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Так, Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" в отношении служащих государственного аппарата были введены новые запреты: заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе через посредников; оказывать иным лицам не предусмотренное законом содействие в осуществлении указанной деятельности; заниматься иной оплачиваемой работой по совместительству <10> и др.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>В период рассмотрения в третейском суде спора действовал Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В соответствии со статьей 11 данного Закона государственный служащий не вправе был заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Согласно параграфу 1 приложения к регламенту третейского суда за рассмотрение дела третейскому судье выплачивается гонорар, то есть осуществление функций третейского судьи является возмездным. Так как деятельность в качестве третейского судьи не относится к педагогической, научной или иной творческой деятельности, она не входила в определенный названным Законом разрешенный вид оплачиваемой деятельности.
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>В период рассмотрения в третейском суде спора действовал Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В соответствии со статьей 11 данного Закона государственный служащий не вправе был заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Согласно параграфу 1 приложения к регламенту третейского суда за рассмотрение дела третейскому судье выплачивается гонорар, то есть осуществление функций третейского судьи является возмездным. Так как деятельность в качестве третейского судьи не относится к педагогической, научной или иной творческой деятельности, она не входила в определенный названным Законом разрешенный вид оплачиваемой деятельности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2018 N 22-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новочеркасского гарнизонного военного суда"При установлении налога на доходы физических лиц (глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации) федеральный законодатель, в том числе с учетом провозглашенных Конституцией Российской Федерации целей социальной политики в Российской Федерации, реализация которых является одной из основных конституционных обязанностей государства при осуществлении присущих ему функций, включая фискальные, определил в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, не подлежащие налогообложению. В частности, пункт 1 данной статьи относит к таким доходам государственные пособия (кроме пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком), включая пособия по безработице, беременности и родам, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, а пункт 3 той же статьи отдельно выделяет круг компенсационных выплат, связанных с осуществлением трудовой (служебной) деятельности, а также возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работника (государственного служащего).
"По делу о проверке конституционности положений статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новочеркасского гарнизонного военного суда"При установлении налога на доходы физических лиц (глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации) федеральный законодатель, в том числе с учетом провозглашенных Конституцией Российской Федерации целей социальной политики в Российской Федерации, реализация которых является одной из основных конституционных обязанностей государства при осуществлении присущих ему функций, включая фискальные, определил в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, не подлежащие налогообложению. В частности, пункт 1 данной статьи относит к таким доходам государственные пособия (кроме пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком), включая пособия по безработице, беременности и родам, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, а пункт 3 той же статьи отдельно выделяет круг компенсационных выплат, связанных с осуществлением трудовой (служебной) деятельности, а также возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работника (государственного служащего).
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Нужно сказать, что отношение к институту совместительства на государственной службе в специальной литературе весьма неоднозначное. Так, некоторые авторы считают недопустимой "ситуацию, при которой гражданский служащий выполняет государственную функцию в рамках работы по совместительству, так как это требует реального исполнения обязанностей по государственной должности за рамками нормальной продолжительности служебного времени. Функции государственного управления, обеспечиваемые профессиональной деятельностью гражданских служащих, должны осуществляться в течение всего отведенного для этого служебного времени в полном объеме и с должной мерой ответственности" <12>.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Нужно сказать, что отношение к институту совместительства на государственной службе в специальной литературе весьма неоднозначное. Так, некоторые авторы считают недопустимой "ситуацию, при которой гражданский служащий выполняет государственную функцию в рамках работы по совместительству, так как это требует реального исполнения обязанностей по государственной должности за рамками нормальной продолжительности служебного времени. Функции государственного управления, обеспечиваемые профессиональной деятельностью гражданских служащих, должны осуществляться в течение всего отведенного для этого служебного времени в полном объеме и с должной мерой ответственности" <12>.
Статья: Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Применять НПД могут физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - ИП). Зарегистрироваться в качестве самозанятых могут также граждане других государств - членов ЕАЭС. Однако есть ряд ограничений по субъектному составу. В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 422-ФЗ, например, не вправе применять данный налоговый режим лица, имеющие работников, сами состоящие в трудовых отношениях с работодателем, занимающиеся определенными видами деятельности, а также налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 млн руб., и др.). Государственные и муниципальные служащие вправе применять НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений (п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 422-ФЗ). Согласно разъяснениям Минтруда Российской Федерации (далее также - РФ) <2> сама по себе сдача в аренду (наем) жилых помещений не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных лиц, однако это может свидетельствовать об осуществлении предпринимательской деятельности.
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Применять НПД могут физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - ИП). Зарегистрироваться в качестве самозанятых могут также граждане других государств - членов ЕАЭС. Однако есть ряд ограничений по субъектному составу. В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 422-ФЗ, например, не вправе применять данный налоговый режим лица, имеющие работников, сами состоящие в трудовых отношениях с работодателем, занимающиеся определенными видами деятельности, а также налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 млн руб., и др.). Государственные и муниципальные служащие вправе применять НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений (п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 422-ФЗ). Согласно разъяснениям Минтруда Российской Федерации (далее также - РФ) <2> сама по себе сдача в аренду (наем) жилых помещений не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных лиц, однако это может свидетельствовать об осуществлении предпринимательской деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает правило, в соответствии с которым пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, страховые пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает правило, в соответствии с которым пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, страховые пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Также необходимо в целях единого и не допускающего иного понимания применения норм антикоррупционного законодательства прямо указать о распространении такого порядка выдвижения и избрания в органы управления и контроля организаций на лиц, замещавших государственные и муниципальные должности. Данные лица, как и лица, занимавшие значимые должности государственной гражданской службы, руководители госкорпораций, иных государственных организаций, по своему прежнему статусу и возможности влияния могут приглашаться для избрания в состав советов директоров (наблюдательных советов) крупных компаний с обычной устоявшейся практикой выплаты высокого вознаграждения членам этих органов за их деятельность в органах управления и контроля. Эти лица могут возглавлять коллегиальные органы управления компаний, оказывая значительное влияние на осуществление ими хозяйственной деятельности, занимаясь продвижением их частных интересов в государственных структурах и связанных с государством организациях <41>. В отношении указанных категорий лиц предлагаемый порядок предупреждения конфликта интересов представляется наиболее актуальным. Конечно, введение общего понятия "публичного должностного лица" как субъекта, в отношении которого направлены антикоррупционные ограничения и запреты, сняло бы имеющиеся неопределенности законодательства по данному аспекту и устранило возможные проблемы правоприменения.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Также необходимо в целях единого и не допускающего иного понимания применения норм антикоррупционного законодательства прямо указать о распространении такого порядка выдвижения и избрания в органы управления и контроля организаций на лиц, замещавших государственные и муниципальные должности. Данные лица, как и лица, занимавшие значимые должности государственной гражданской службы, руководители госкорпораций, иных государственных организаций, по своему прежнему статусу и возможности влияния могут приглашаться для избрания в состав советов директоров (наблюдательных советов) крупных компаний с обычной устоявшейся практикой выплаты высокого вознаграждения членам этих органов за их деятельность в органах управления и контроля. Эти лица могут возглавлять коллегиальные органы управления компаний, оказывая значительное влияние на осуществление ими хозяйственной деятельности, занимаясь продвижением их частных интересов в государственных структурах и связанных с государством организациях <41>. В отношении указанных категорий лиц предлагаемый порядок предупреждения конфликта интересов представляется наиболее актуальным. Конечно, введение общего понятия "публичного должностного лица" как субъекта, в отношении которого направлены антикоррупционные ограничения и запреты, сняло бы имеющиеся неопределенности законодательства по данному аспекту и устранило возможные проблемы правоприменения.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)- оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)- оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Он дает право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Он дает право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации;
Статья: Исторические особенности правового регулирования государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации
(Сингилевич Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)В период с 2014 по 2021 г. Управление ГГС совершенствовало правовое обеспечение государственной гражданской службы в Минобороны в рамках развития правовых основ государственной службы в России. В 2014 и в 2018 гг. были изданы приказы, которыми утверждалась обновленная Методика проведения конкурса. Кроме того, были изданы приказы, регламентирующие работу с персональными данными госслужащих, вопросы профессионального развития госслужащих, антикоррупционную деятельность, денежное содержание и иные выплаты госслужащим, командирование госслужащих и требования к их поведению. С периодичностью в два-три года издавались приказы о представителе Министра обороны, осуществляющем полномочия нанимателя в отношении гражданских служащих.
(Сингилевич Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)В период с 2014 по 2021 г. Управление ГГС совершенствовало правовое обеспечение государственной гражданской службы в Минобороны в рамках развития правовых основ государственной службы в России. В 2014 и в 2018 гг. были изданы приказы, которыми утверждалась обновленная Методика проведения конкурса. Кроме того, были изданы приказы, регламентирующие работу с персональными данными госслужащих, вопросы профессионального развития госслужащих, антикоррупционную деятельность, денежное содержание и иные выплаты госслужащим, командирование госслужащих и требования к их поведению. С периодичностью в два-три года издавались приказы о представителе Министра обороны, осуществляющем полномочия нанимателя в отношении гражданских служащих.
Ситуация: Могут ли госслужащие получать подарки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Госслужащие обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями государственный орган, фонд или иную организацию, в которых они проходят государственную службу или осуществляют трудовую деятельность (далее - госорган) (п. 4 Положения N 10).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Госслужащие обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями государственный орган, фонд или иную организацию, в которых они проходят государственную службу или осуществляют трудовую деятельность (далее - госорган) (п. 4 Положения N 10).