Осуществление государственного земельного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Осуществление государственного земельного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация договора аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Письмом от 10.08.2021... Прокурор направил коллективное обращение в Управление Росреестра (для проверки в части осуществления государственного земельного надзора), в администрацию... района (для дачи ответа в рамках установленной компетенции)...
(КонсультантПлюс, 2025)Письмом от 10.08.2021... Прокурор направил коллективное обращение в Управление Росреестра (для проверки в части осуществления государственного земельного надзора), в администрацию... района (для дачи ответа в рамках установленной компетенции)...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 71 "Государственный земельный надзор" ЗК РФ"Кроме того, обязанности в сфере осуществления государственного земельного надзора, в том числе, в части соблюдения требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1081, подпунктом 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Письмо Росреестра от 20 марта 2025 г. N 11-2529-АБ/25
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Письмо Росреестра от 20 марта 2025 г. N 11-2529-АБ/25
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Приказ Росреестра от 31 марта 2023 г. N П/0107 "О внесении
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Приказ Росреестра от 31 марта 2023 г. N П/0107 "О внесении
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
Постановление Правительства РФ от 13.09.2022 N 1602
(ред. от 15.07.2025)
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации", "Правилами ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений")6. Акты (решения), устанавливающие дополнительные обязанности и уменьшающие объем прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков (подпункт "е" пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона), акты (решения), устанавливающие дополнительные основания и изменяющие порядок реквизиции земельного участка, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отчуждения земельного участка, а также ограничения прав на землю (подпункт "ж" пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона), акты (решения), устанавливающие дополнительные обязанности и уменьшающие объем прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков в рамках осуществления государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного земельного контроля
(ред. от 15.07.2025)
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации", "Правилами ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений")6. Акты (решения), устанавливающие дополнительные обязанности и уменьшающие объем прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков (подпункт "е" пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона), акты (решения), устанавливающие дополнительные основания и изменяющие порядок реквизиции земельного участка, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отчуждения земельного участка, а также ограничения прав на землю (подпункт "ж" пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона), акты (решения), устанавливающие дополнительные обязанности и уменьшающие объем прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков в рамках осуществления государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного земельного контроля
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора), а также органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту РФ определенные сведения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора), а также органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту РФ определенные сведения.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)<134> См., например: Приказ Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской обл. от 31 января 2017 г. N 14 "Об утверждении форм документов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям для организации проведения проверок по основным направлениям деятельности"; Приказ Управления Росреестра по Москве от 20 ноября 2009 г. N 29 "Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 01.09.2023).
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)<134> См., например: Приказ Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской обл. от 31 января 2017 г. N 14 "Об утверждении форм документов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям для организации проведения проверок по основным направлениям деятельности"; Приказ Управления Росреестра по Москве от 20 ноября 2009 г. N 29 "Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 01.09.2023).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем Росреестр реализует функции по ведению ЕГРН, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Таким образом, Росреестр вместе со своими территориальными органами является "регистрирующим органом" (ч. 1 ст. 3 Закона о регистрации недвижимости), уполномоченным Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и ведение ЕГРН.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем Росреестр реализует функции по ведению ЕГРН, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Таким образом, Росреестр вместе со своими территориальными органами является "регистрирующим органом" (ч. 1 ст. 3 Закона о регистрации недвижимости), уполномоченным Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и ведение ЕГРН.
Готовое решение: Как обжаловать действия (бездействие) Росреестра (его территориального органа)
(КонсультантПлюс, 2025)действий (бездействия) должностных лиц Росреестра, его решений, которые совершены (вынесены) при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) и федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии (ч. 2 ст. 39 Закона N 248-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)действий (бездействия) должностных лиц Росреестра, его решений, которые совершены (вынесены) при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) и федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии (ч. 2 ст. 39 Закона N 248-ФЗ);
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)С 01.01.2022 пп. 1 п. 18 ст. 396 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ) установлено, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - органы госземнадзора), обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту РФ о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием участка для сельскохозяйственного производства.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)С 01.01.2022 пп. 1 п. 18 ст. 396 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ) установлено, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - органы госземнадзора), обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту РФ о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием участка для сельскохозяйственного производства.
Статья: Иски о понуждении к исполнению предписаний контрольных (надзорных) органов
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В ст. 3 ФЗ N 248 сказано, что порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается в зависимости от вида контроля (надзора) через утверждение соответствующего положения. При осуществлении земельного контроля (надзора) ТУ Россельхознадзора руководствуется ФЗ N 248, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7 (ред. от 4 августа 2023 г.) "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ (ред. от 13 июня 2023 г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) <6>, Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия <7>, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля <8>.
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В ст. 3 ФЗ N 248 сказано, что порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается в зависимости от вида контроля (надзора) через утверждение соответствующего положения. При осуществлении земельного контроля (надзора) ТУ Россельхознадзора руководствуется ФЗ N 248, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7 (ред. от 4 августа 2023 г.) "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ (ред. от 13 июня 2023 г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) <6>, Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия <7>, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля <8>.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Так, перечисленные в ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации субъекты (исполнительные органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, исполнительные органы государственной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственные им государственные учреждения, должностные лица государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий) вправе обратиться в суд с иском о сносе (приведении в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки, когда надлежащий орган местного самоуправления на основании п. 3 этой же части данной статьи направил уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Так, перечисленные в ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации субъекты (исполнительные органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, исполнительные органы государственной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственные им государственные учреждения, должностные лица государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий) вправе обратиться в суд с иском о сносе (приведении в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки, когда надлежащий орган местного самоуправления на основании п. 3 этой же части данной статьи направил уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особое внимание следует обратить на п. 4, введенный Федеральным законом от 26.12.2024 N 487-ФЗ. В соответствии с ним в этот перечень был добавлен территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, и орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль по месту нахождения объекта капитального строительства, в случае прекращения действия разрешения на строительство.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особое внимание следует обратить на п. 4, введенный Федеральным законом от 26.12.2024 N 487-ФЗ. В соответствии с ним в этот перечень был добавлен территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, и орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль по месту нахождения объекта капитального строительства, в случае прекращения действия разрешения на строительство.