Особенности трудовой деятельности иностранных граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности трудовой деятельности иностранных граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Заключение (продление) трудового договора с иностранцем
(КонсультантПлюс, 2025)Нормы главы 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающие особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, каких-либо запретов на совместительство для указанной категории работников не содержат..."
(КонсультантПлюс, 2025)Нормы главы 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающие особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, каких-либо запретов на совместительство для указанной категории работников не содержат..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13.3 "Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"СТАТЬЯ 13.3 "ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ
(ред. от 29.12.2017)
"Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ
(ред. от 29.12.2017)
"Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Глава 50.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
(ред. от 29.09.2025)Глава 50.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
Статья: Административно-правовой режим трудовой деятельности иностранных граждан как разновидность общего административно-правового режима миграционной безопасности России
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)- об особенностях осуществления иностранными работниками трудовых функций и соблюдении ими иных требований трудового законодательства.
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)- об особенностях осуществления иностранными работниками трудовых функций и соблюдении ими иных требований трудового законодательства.
Готовое решение: Как оформить прием на работу дистанционного работника
(КонсультантПлюс, 2025)Да, может, поскольку законодательство, в том числе особенности регулирования труда дистанционных работников и особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами, не предусматривают для таких специалистов ограничения, связанные с удаленной работой.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, может, поскольку законодательство, в том числе особенности регулирования труда дистанционных работников и особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами, не предусматривают для таких специалистов ограничения, связанные с удаленной работой.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранного гражданина, обучающегося в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Заключайте трудовой договор с иностранным студентом в общем порядке, который установлен для иностранных работников, но с учетом следующих особенностей.
(КонсультантПлюс, 2025)Заключайте трудовой договор с иностранным студентом в общем порядке, который установлен для иностранных работников, но с учетом следующих особенностей.
Готовое решение: Что нужно знать работодателю о трудовой деятельности иностранцев, пребывающих в РФ на основании визы
(КонсультантПлюс, 2025)Какие особенности трудовой деятельности иностранного гражданина - участника программы переселения соотечественников, въехавшего из визовой страны
(КонсультантПлюс, 2025)Какие особенности трудовой деятельности иностранного гражданина - участника программы переселения соотечественников, въехавшего из визовой страны
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
Статья: Отнесение иностранных граждан к квалифицированным специалистам: проблемы правового регулирования
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Миграционное право", 2024, N 4)В 2013 г. в ФЗ N 115 была введена ст. 13.5, установившая особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, направляемыми для работы в филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов ВТО <15>. Данная статья устанавливает, что разрешение на работу выдается без учета квот, если иностранный гражданин направляется для замещения должности руководителя представительства, филиала или дочерней компании, либо для замещения иных должностей при условии получения заработной платы в размере не менее 2 млн рублей в год и обладания незаурядными знаниями, требования к которым установлены Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. N 424 <16>, в соответствии с которым необходимо соблюдение не менее двух из следующих условий:
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Миграционное право", 2024, N 4)В 2013 г. в ФЗ N 115 была введена ст. 13.5, установившая особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, направляемыми для работы в филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов ВТО <15>. Данная статья устанавливает, что разрешение на работу выдается без учета квот, если иностранный гражданин направляется для замещения должности руководителя представительства, филиала или дочерней компании, либо для замещения иных должностей при условии получения заработной платы в размере не менее 2 млн рублей в год и обладания незаурядными знаниями, требования к которым установлены Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. N 424 <16>, в соответствии с которым необходимо соблюдение не менее двух из следующих условий:
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие НПА регулируют особенности трудовой деятельности иностранных граждан и какой правовой статус у них бывает
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие НПА регулируют особенности трудовой деятельности иностранных граждан и какой правовой статус у них бывает
Готовое решение: Какие имеются особенности приема иностранного гражданина на должность руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)Да, нужно. Тот факт, что работник принимается на должность руководителя организации, не освобождает вас от обязанности соблюдать порядок привлечения и использования иностранных работников. Особенности привлечения к трудовой деятельности иностранца в России зависят в целом от его статуса, а не от должности, на которую он принимается, в частности от режима пребывания (проживания), порядка въезда (на основании визы или без нее), гражданства иностранца, привлекается он как высококвалифицированный специалист или нет. Так, обычно иностранцу нужно получить разрешение на работу или патент, а вам может потребоваться получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, соблюдать допустимую долю использования иностранных работников в отдельных видах деятельности. Такие выводы следуют в том числе из абз. 2 п. 1 ст. 2, абз. 1, пп. 1 п. 4, пп. 1, 2 п. 4.5 ст. 13, п. 5 ст. 18.1 Закона об иностранцах.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, нужно. Тот факт, что работник принимается на должность руководителя организации, не освобождает вас от обязанности соблюдать порядок привлечения и использования иностранных работников. Особенности привлечения к трудовой деятельности иностранца в России зависят в целом от его статуса, а не от должности, на которую он принимается, в частности от режима пребывания (проживания), порядка въезда (на основании визы или без нее), гражданства иностранца, привлекается он как высококвалифицированный специалист или нет. Так, обычно иностранцу нужно получить разрешение на работу или патент, а вам может потребоваться получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, соблюдать допустимую долю использования иностранных работников в отдельных видах деятельности. Такие выводы следуют в том числе из абз. 2 п. 1 ст. 2, абз. 1, пп. 1 п. 4, пп. 1, 2 п. 4.5 ст. 13, п. 5 ст. 18.1 Закона об иностранцах.
Готовое решение: Какие особенности увольнения работников при ликвидации филиала
(КонсультантПлюс, 2025)Какие есть особенности увольнения работников при ликвидации филиала иностранной организации
(КонсультантПлюс, 2025)Какие есть особенности увольнения работников при ликвидации филиала иностранной организации