Основные направления в области противодействия коррупции в судебной системе
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные направления в области противодействия коррупции в судебной системе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация противодействия коррупции на государственной гражданской службе в суде
(Рябцева Е.В.)
("Российская юстиция", 2020, N 6)3. Петухов Н.А., Рябцева Е.В. Основные направления совершенствования порядка предупреждения конфликта интересов в судебной деятельности / Н.А. Петухов, Е.В. Рябцева // Российская юстиция. 2018. N 12.
(Рябцева Е.В.)
("Российская юстиция", 2020, N 6)3. Петухов Н.А., Рябцева Е.В. Основные направления совершенствования порядка предупреждения конфликта интересов в судебной деятельности / Н.А. Петухов, Е.В. Рябцева // Российская юстиция. 2018. N 12.
Статья: Антикоррупционная этика на государственной службе в судебной системе
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2019, N 10)Противодействие коррупции в настоящее время является одним из ключевых направлений в деятельности всех органов государственной власти, в том числе в судебной системе. В соответствии с Национальным планом по противодействию коррупции на 2018 - 2020 гг. предусмотрено проведение мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения этических норм в деятельности государственных гражданских служащих через правотворчество, правоприменение, проведение организационных мероприятий. Важно то, что одной из основных задач антикоррупционной политики в Национальном плане по противодействию коррупции указано на формирование именно антикоррупционного поведения. Реализация рассматриваемого направления невозможна посредством формального закрепления этических категорий (честность, добросовестность, порядочность и т.д.) в законе. Такое закрепление либо остается декларативной нормой, не реализуемой и в конечном итоге обреченной на исключение. Примером являлось положение ст. 6 Кодекса судейской этики относительно объективности и беспристрастности в связи с участием близких родственников и иных лиц, с которыми может возникнуть личная заинтересованность, которая была исключена именно по этим причинам.
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2019, N 10)Противодействие коррупции в настоящее время является одним из ключевых направлений в деятельности всех органов государственной власти, в том числе в судебной системе. В соответствии с Национальным планом по противодействию коррупции на 2018 - 2020 гг. предусмотрено проведение мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения этических норм в деятельности государственных гражданских служащих через правотворчество, правоприменение, проведение организационных мероприятий. Важно то, что одной из основных задач антикоррупционной политики в Национальном плане по противодействию коррупции указано на формирование именно антикоррупционного поведения. Реализация рассматриваемого направления невозможна посредством формального закрепления этических категорий (честность, добросовестность, порядочность и т.д.) в законе. Такое закрепление либо остается декларативной нормой, не реализуемой и в конечном итоге обреченной на исключение. Примером являлось положение ст. 6 Кодекса судейской этики относительно объективности и беспристрастности в связи с участием близких родственников и иных лиц, с которыми может возникнуть личная заинтересованность, которая была исключена именно по этим причинам.
Нормативные акты
Приказ ФССП России от 07.09.2020 N 654
(ред. от 26.09.2023)
"Об утверждении Положения об официальном интернет-сайте Федеральной службы судебных приставов"В соответствии с федеральными законами от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информатизации, информационных технологиях и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3448; 2020, N 14 (ч. 1), ст. 2035), от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 16.02.2009, N 7, ст. 776; 2018, N 1 (ч. 1), ст. 7), указами Президента Российской Федерации от 10.08.2011 N 1072 "Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы судебных приставов, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 33, ст. 4915; 2019, N 15 (ч. 1), ст. 1725), от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2338), от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3813; 2015, N 29 (ч. 2), ст. 4477), от 15.12.2016 N 670 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и в Положение, утвержденное этим Указом, в Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" и в Положение, утвержденное этим Указом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 51, ст. 7357), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5832; 2017, N 18, ст. 2785), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 N 93-р "Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 5, ст. 547) приказываю:
(ред. от 26.09.2023)
"Об утверждении Положения об официальном интернет-сайте Федеральной службы судебных приставов"В соответствии с федеральными законами от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информатизации, информационных технологиях и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3448; 2020, N 14 (ч. 1), ст. 2035), от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 16.02.2009, N 7, ст. 776; 2018, N 1 (ч. 1), ст. 7), указами Президента Российской Федерации от 10.08.2011 N 1072 "Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы судебных приставов, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 33, ст. 4915; 2019, N 15 (ч. 1), ст. 1725), от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2338), от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3813; 2015, N 29 (ч. 2), ст. 4477), от 15.12.2016 N 670 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и в Положение, утвержденное этим Указом, в Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" и в Положение, утвержденное этим Указом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 51, ст. 7357), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5832; 2017, N 18, ст. 2785), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 N 93-р "Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 5, ст. 547) приказываю:
Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р
<Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы">Задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.
<Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы">Задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.
Статья: Распространение антикоррупционных стандартов на работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Приведенные примеры подтверждают, что региональные и муниципальные нормотворческие практики, судебная практика опережают развитие федерального законодательства. Учитывая принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ст. 3 Закона N 273-ФЗ), приведенные примеры судебной практики, необходимо законодательное закрепление применения данных антикоррупционных стандартов на федеральном уровне. В пользу данного подхода свидетельствует и закрепление в качестве одного из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции унификации антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей (п. 6 ст. 7 Закона N 273-ФЗ), а также применение единых антикоррупционных стандартов (единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции для соответствующей области деятельности; п. 5 ст. 7 Закона N 273-ФЗ). Наличие таких единых стандартов обусловлено спецификой профессиональной деятельности и особым правовым статусом работников государственных и муниципальных организаций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Приведенные примеры подтверждают, что региональные и муниципальные нормотворческие практики, судебная практика опережают развитие федерального законодательства. Учитывая принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ст. 3 Закона N 273-ФЗ), приведенные примеры судебной практики, необходимо законодательное закрепление применения данных антикоррупционных стандартов на федеральном уровне. В пользу данного подхода свидетельствует и закрепление в качестве одного из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции унификации антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей (п. 6 ст. 7 Закона N 273-ФЗ), а также применение единых антикоррупционных стандартов (единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции для соответствующей области деятельности; п. 5 ст. 7 Закона N 273-ФЗ). Наличие таких единых стандартов обусловлено спецификой профессиональной деятельности и особым правовым статусом работников государственных и муниципальных организаций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
Статья: Уголовная политика в области обеспечения энергетической безопасности
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Вместе с тем к числу субъектов уголовной политики, осуществляющих ее реализацию, относятся в первую очередь правоохранительные органы и суды. Одна из ведущих ролей здесь принадлежит органам внутренних дел (далее - ОВД), на которые возложена задача обеспечения экономической безопасности топливно-энергетического комплекса (по сути, энергетической безопасности) <33>. В системе ОВД эта задача возложена на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, основными направлениями деятельности которых в ТЭК являются: проведение мероприятий по выявлению и предупреждению хищений УВС из трубопроводов; принятие комплекса мер, направленных на нейтрализацию угроз энергетической безопасности, связанных с развитием производства СПГ; противодействие хищениям активов предприятий ТЭК, в том числе денежных средств, получаемых потребителями за поставленные энергоресурсы <34>; противодействие преступлениям в области поставок и оплаты природного газа и электроэнергии; выявление и пресечение фактов производства и сбыта некачественных и контрафактных топлива и горюче-смазочных материалов; противодействие незаконному перемещению нефти, газа, угля, являющихся стратегическими ресурсами, через Государственную границу Российской Федерации <35>; активизация мероприятий по установлению и возмещению причиненного противоправной деятельностью ущерба.
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Вместе с тем к числу субъектов уголовной политики, осуществляющих ее реализацию, относятся в первую очередь правоохранительные органы и суды. Одна из ведущих ролей здесь принадлежит органам внутренних дел (далее - ОВД), на которые возложена задача обеспечения экономической безопасности топливно-энергетического комплекса (по сути, энергетической безопасности) <33>. В системе ОВД эта задача возложена на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, основными направлениями деятельности которых в ТЭК являются: проведение мероприятий по выявлению и предупреждению хищений УВС из трубопроводов; принятие комплекса мер, направленных на нейтрализацию угроз энергетической безопасности, связанных с развитием производства СПГ; противодействие хищениям активов предприятий ТЭК, в том числе денежных средств, получаемых потребителями за поставленные энергоресурсы <34>; противодействие преступлениям в области поставок и оплаты природного газа и электроэнергии; выявление и пресечение фактов производства и сбыта некачественных и контрафактных топлива и горюче-смазочных материалов; противодействие незаконному перемещению нефти, газа, угля, являющихся стратегическими ресурсами, через Государственную границу Российской Федерации <35>; активизация мероприятий по установлению и возмещению причиненного противоправной деятельностью ущерба.