Основания принудительной ликвидации юридического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания принудительной ликвидации юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Принудительная ликвидация коммерческой организации
(КонсультантПлюс, 2025)1. Основания для принудительной ликвидации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)1. Основания для принудительной ликвидации юрлица
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, внесением изменений в ЕГРЮЛ: Регистрирующий орган требует ликвидировать юрлицо
(КонсультантПлюс, 2025)Как доказать, что основания для принудительной ликвидации Юрлица отсутствуют
(КонсультантПлюс, 2025)Как доказать, что основания для принудительной ликвидации Юрлица отсутствуют
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностью.
Можно ли принудительно ликвидировать ООО на основании того, что не принято решение об избрании нового единоличного исполнительного органа
(КонсультантПлюс, 2025)Суды обеих инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьи 57 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"; исходя из того, что рассматриваемый механизм защиты может применяться только в исключительных случаях, когда исчерпаны иные методы разрешения корпоративного конфликта; исследовав обстоятельства и доказательства на которые ссылался истец, суды пришли к выводу, что они не являются основанием для принудительной ликвидации юридического лица; тот факт, что участниками не было принято решение о смене единоличного исполнительного органа общества не исключает возможности принятия в дальнейшем такого решения, установив, что доказательств невозможности продолжения деятельности общества или ее существенного затруднения истцом не представлено, пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Можно ли принудительно ликвидировать ООО на основании того, что не принято решение об избрании нового единоличного исполнительного органа
(КонсультантПлюс, 2025)Суды обеих инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьи 57 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"; исходя из того, что рассматриваемый механизм защиты может применяться только в исключительных случаях, когда исчерпаны иные методы разрешения корпоративного конфликта; исследовав обстоятельства и доказательства на которые ссылался истец, суды пришли к выводу, что они не являются основанием для принудительной ликвидации юридического лица; тот факт, что участниками не было принято решение о смене единоличного исполнительного органа общества не исключает возможности принятия в дальнейшем такого решения, установив, что доказательств невозможности продолжения деятельности общества или ее существенного затруднения истцом не представлено, пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностьюВ силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушения, допущенные при создании юридического лица, могут являться основанием для принудительной ликвидации юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50
"Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"В материалах дела имелись доказательства осуществления обществом деятельности с грубыми нарушениями законодательства, то есть наличия оснований для ликвидации юридического лица в принудительном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Кодекса.
"Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"В материалах дела имелись доказательства осуществления обществом деятельности с грубыми нарушениями законодательства, то есть наличия оснований для ликвидации юридического лица в принудительном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Кодекса.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Если иное не предусмотрено настоящим параграфом, прекращение арбитражным судом производства по делу о банкротстве является основанием для подачи Банком России заявления о принудительной ликвидации кредитной организации в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Если иное не предусмотрено настоящим параграфом, прекращение арбитражным судом производства по делу о банкротстве является основанием для подачи Банком России заявления о принудительной ликвидации кредитной организации в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Для публично-правовой компании ликвидация возможна только по решению ее учредителя - Российской Федерации, что свидетельствует о добровольном порядке ее ликвидации на основании федерального закона. Принудительный порядок ликвидации для рассматриваемых юридических лиц не свойствен. Так, в силу п. 3 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица по решению суда могут быть, в частности: допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. С учетом того что публично-правовые компании создаются на основании либо федерального закона, либо Указа Президента РФ, грубые, носящие неустранимый характер нарушения закона при создании таких юридических лиц вряд ли могут иметь место. Что касается таких оснований для принудительной ликвидации, как осуществление деятельности без надлежащего разрешения; деятельности, противоречащей законодательству, то их применительно к компании вряд ли можно предположить, с учетом установленного в отношении нее обязательного внешнего государственного и внутреннего аудита (контроля) ее деятельности (п. 9 ст. 5, п. п. 6, 12 ст. 16 Закона о ППК) <346> и широких возможностей учредителя - государства на изменение направлений ее деятельности в случае выявления осуществления компанией противоправной деятельности. В научной литературе принудительное прекращение юридического лица рассматривается как элемент публично-правового регулирования в ГК РФ <347>, направленный на защиту гражданских прав и законных интересов других участников гражданского оборота (на такую направленность обратил внимание и Конституционный Суд РФ) <348> либо на защиту публичных интересов (при нарушении норм Конституции РФ). В случае принудительной ликвидации публично-правовой компании по решению суда подлежит разрешению вопрос о передаче кому-либо возложенных на ликвидируемую компанию публичных полномочий, при этом данный вопрос не является предметом решения суда о ликвидации. В то же время ликвидация компании без принятия государством решения о передаче ее полномочий невозможна, поскольку их реализация непосредственно затрагивает права и интересы государства и общества (например, оказание государственных услуг, осуществление функций государственного заказчика не может быть произвольно приостановлено), и поэтому должна осуществляться в непрерывном режиме. При этом принятие соответствующего судебного акта о ликвидации компании без принятия нового нормативного акта о ликвидации компании и передаче ее полномочий другим лицам, также невозможно.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Для публично-правовой компании ликвидация возможна только по решению ее учредителя - Российской Федерации, что свидетельствует о добровольном порядке ее ликвидации на основании федерального закона. Принудительный порядок ликвидации для рассматриваемых юридических лиц не свойствен. Так, в силу п. 3 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица по решению суда могут быть, в частности: допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. С учетом того что публично-правовые компании создаются на основании либо федерального закона, либо Указа Президента РФ, грубые, носящие неустранимый характер нарушения закона при создании таких юридических лиц вряд ли могут иметь место. Что касается таких оснований для принудительной ликвидации, как осуществление деятельности без надлежащего разрешения; деятельности, противоречащей законодательству, то их применительно к компании вряд ли можно предположить, с учетом установленного в отношении нее обязательного внешнего государственного и внутреннего аудита (контроля) ее деятельности (п. 9 ст. 5, п. п. 6, 12 ст. 16 Закона о ППК) <346> и широких возможностей учредителя - государства на изменение направлений ее деятельности в случае выявления осуществления компанией противоправной деятельности. В научной литературе принудительное прекращение юридического лица рассматривается как элемент публично-правового регулирования в ГК РФ <347>, направленный на защиту гражданских прав и законных интересов других участников гражданского оборота (на такую направленность обратил внимание и Конституционный Суд РФ) <348> либо на защиту публичных интересов (при нарушении норм Конституции РФ). В случае принудительной ликвидации публично-правовой компании по решению суда подлежит разрешению вопрос о передаче кому-либо возложенных на ликвидируемую компанию публичных полномочий, при этом данный вопрос не является предметом решения суда о ликвидации. В то же время ликвидация компании без принятия государством решения о передаче ее полномочий невозможна, поскольку их реализация непосредственно затрагивает права и интересы государства и общества (например, оказание государственных услуг, осуществление функций государственного заказчика не может быть произвольно приостановлено), и поэтому должна осуществляться в непрерывном режиме. При этом принятие соответствующего судебного акта о ликвидации компании без принятия нового нормативного акта о ликвидации компании и передаче ее полномочий другим лицам, также невозможно.
Статья: Учредители некоммерческой организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если некоммерческая организация была ликвидирована в принудительном порядке на основании решения суда, обязанности, связанные с осуществлением процедуры ликвидации, могут быть возложены на ее учредителей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если некоммерческая организация была ликвидирована в принудительном порядке на основании решения суда, обязанности, связанные с осуществлением процедуры ликвидации, могут быть возложены на ее учредителей.
Готовое решение: Как ликвидировать организацию (юрлицо)
(КонсультантПлюс, 2025)Принудительная ликвидация осуществляется по решению о ликвидации, которое принимает суд (как правило, по требованию госоргана). Принудительно ликвидировать юрлицо можно только по основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ). В остальном процессы добровольной и принудительной ликвидации практически одинаковы.
(КонсультантПлюс, 2025)Принудительная ликвидация осуществляется по решению о ликвидации, которое принимает суд (как правило, по требованию госоргана). Принудительно ликвидировать юрлицо можно только по основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ). В остальном процессы добровольной и принудительной ликвидации практически одинаковы.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)К числу оснований принудительной ликвидации юридического лица по решению суда относятся:
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)К числу оснований принудительной ликвидации юридического лица по решению суда относятся:
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Представляется, что возможность принудительной ликвидации в порядке части 1 статьи 34 Закона о защите конкуренции не следует относить ни к одному из прямо перечисленных в ГК РФ оснований. Так, подпункт 1 пункта 3 статьи 61 ГК РФ в качестве основания для принудительной ликвидации предусматривает признание регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Представляется, что возможность принудительной ликвидации в порядке части 1 статьи 34 Закона о защите конкуренции не следует относить ни к одному из прямо перечисленных в ГК РФ оснований. Так, подпункт 1 пункта 3 статьи 61 ГК РФ в качестве основания для принудительной ликвидации предусматривает признание регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Готовое решение: По каким основаниям может быть ликвидировано юрлицо
(КонсультантПлюс, 2025)Юридическое лицо может быть ликвидировано на основании решения его учредителей (участников) или уполномоченного органа юрлица (добровольная ликвидация) либо на основании решения суда, если, в частности, при создании или в период деятельности организации были допущены существенные нарушения требований законодательства (принудительная ликвидация). Также юрлицо ликвидируют на основании судебного акта, если оно признано банкротом и в отношении его введена процедура конкурсного производства.
(КонсультантПлюс, 2025)Юридическое лицо может быть ликвидировано на основании решения его учредителей (участников) или уполномоченного органа юрлица (добровольная ликвидация) либо на основании решения суда, если, в частности, при создании или в период деятельности организации были допущены существенные нарушения требований законодательства (принудительная ликвидация). Также юрлицо ликвидируют на основании судебного акта, если оно признано банкротом и в отношении его введена процедура конкурсного производства.