ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ административного НАДЗОРА
Подборка наиболее важных документов по запросу ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ административного НАДЗОРА (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 N 88а-33662/2024 (УИД 23RS0024-01-2024-001418-43)
Категория спора: Административный надзор.
Требования: О досрочном прекращении административного надзора.
Решение: Отказано.В этой связи, положительные характеристики месту жительства и работы не являются безусловным основанием для досрочного прекращения административного надзора с учетом установленных по делу обстоятельств.
Категория спора: Административный надзор.
Требования: О досрочном прекращении административного надзора.
Решение: Отказано.В этой связи, положительные характеристики месту жительства и работы не являются безусловным основанием для досрочного прекращения административного надзора с учетом установленных по делу обстоятельств.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2024 N 88а-33393/2024 (УИД 30RS0002-01-2024-001872-60)
Категория спора: Административный надзор.
Требования: О досрочном прекращении административного надзора.
Обстоятельства: Истец полагал, что административный надзор препятствует ему в осуществлении трудовой деятельности.
Решение: Отказано.При этом доводы административного истца о том, что какие-либо нарушения порядка отбытия административного надзора он не допускал, по месту жительства и работы характеризуется положительно, на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не влияют, поскольку указанные обстоятельства не являются безусловным основанием для досрочного прекращения административного надзора.
Категория спора: Административный надзор.
Требования: О досрочном прекращении административного надзора.
Обстоятельства: Истец полагал, что административный надзор препятствует ему в осуществлении трудовой деятельности.
Решение: Отказано.При этом доводы административного истца о том, что какие-либо нарушения порядка отбытия административного надзора он не допускал, по месту жительства и работы характеризуется положительно, на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не влияют, поскольку указанные обстоятельства не являются безусловным основанием для досрочного прекращения административного надзора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Не является обоснованным отказ от иска в связи с заключением поднадзорного под стражу. Заключение поднадзорного лица под стражу отнесено ФЗ "Об административном надзоре" к основаниям для приостановления течения срока административного надзора, а к основаниям прекращения постпенитенциарного контроля, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре", отнесено осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Не является обоснованным отказ от иска в связи с заключением поднадзорного под стражу. Заключение поднадзорного лица под стражу отнесено ФЗ "Об административном надзоре" к основаниям для приостановления течения срока административного надзора, а к основаниям прекращения постпенитенциарного контроля, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре", отнесено осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Кроме того, в соответствии с ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", "административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Кроме того, в соответствии с ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", "административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом".
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"28. Если в период рассмотрения дела административный ответчик осужден к лишению свободы, суд отказывает в удовлетворении административного иска, поскольку данное обстоятельство является основанием для прекращения административного надзора, за исключением лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 Закона (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона об административном надзоре).
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"28. Если в период рассмотрения дела административный ответчик осужден к лишению свободы, суд отказывает в удовлетворении административного иска, поскольку данное обстоятельство является основанием для прекращения административного надзора, за исключением лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 Закона (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 40
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре"7. Необходимо иметь в виду, что прекращение административного надзора, за исключением случаев вступления в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим либо смерти поднадзорного лица (пункты 4, 5 части 1 статьи 9 Закона об административном надзоре), не является основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении или прекращения производства по делу, если административное правонарушение, предусмотренное соответствующей частью статьи 19.24 КоАП РФ, совершено лицом в период его нахождения под административным надзором и срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, а также отсутствуют иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре"7. Необходимо иметь в виду, что прекращение административного надзора, за исключением случаев вступления в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим либо смерти поднадзорного лица (пункты 4, 5 части 1 статьи 9 Закона об административном надзоре), не является основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении или прекращения производства по делу, если административное правонарушение, предусмотренное соответствующей частью статьи 19.24 КоАП РФ, совершено лицом в период его нахождения под административным надзором и срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, а также отсутствуют иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ).
Статья: Списание безнадежной задолженности по платежам в бюджет в 2024 году
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" признание безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет является одним из оснований прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном законодательством РФ.
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" признание безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет является одним из оснований прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном законодательством РФ.
Статья: Возникновение и развитие в отечественном праве административно-правового института надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Шапошников С.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Эффективно действующий административно-правовой институт надзора за отдельной категорией ранее судимых граждан, отбывших уголовное наказание, прекратил свое существование во время демократических преобразований, произошедших в начале 90-х годов XX столетия.
(Шапошников С.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Эффективно действующий административно-правовой институт надзора за отдельной категорией ранее судимых граждан, отбывших уголовное наказание, прекратил свое существование во время демократических преобразований, произошедших в начале 90-х годов XX столетия.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 N 1000 утверждены формы заявлений об установлении, изменении, прекращении существования СЗЗ. Также Приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 N 747 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, в т.ч. на проект санитарно-защитной зоны.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 N 1000 утверждены формы заявлений об установлении, изменении, прекращении существования СЗЗ. Также Приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 N 747 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, в т.ч. на проект санитарно-защитной зоны.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)О.Е. Сельхова на основе обобщения признаков предписания предложила следующее определение рассматриваемой категории: "...персонифицированный административно-правовой акт, который является основанием возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений и непосредственно связан с конкретным делом о нарушении ОТ, выдается только контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу в специальном административно-процессуальном порядке, предусмотренном Законом о контроле (надзоре), и направлен на устранение выявленных нарушений ОТ <196>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)О.Е. Сельхова на основе обобщения признаков предписания предложила следующее определение рассматриваемой категории: "...персонифицированный административно-правовой акт, который является основанием возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений и непосредственно связан с конкретным делом о нарушении ОТ, выдается только контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу в специальном административно-процессуальном порядке, предусмотренном Законом о контроле (надзоре), и направлен на устранение выявленных нарушений ОТ <196>.
Статья: О процессуальном обеспечении антикриминального превентивного принуждения
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)После вступления в действие Федеральных законов от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 182-ФЗ), от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" остро встал вопрос о процедурной стороне применения специальных профилактических форм (мер), представляющих собой инструменты принуждения. В Федеральном законе N 182-ФЗ процессуальная сторона нашла отражение. В нем определено основание применения специальных превентивных форм (мер), которым является решение суда либо постановление субъекта профилактики. Специальные формы профилактического воздействия исключительно индивидуальные, они затрагивают права, свободы человека и гражданина, в том числе такие, как право на судебную защиту, на получение квалифицированной юридической помощи, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти, и др. Ситуация с административным надзором показала, что для разрешения вопросов, возникающих при его установлении, продлении, досрочном прекращении, частичной отмене или дополнении, требуется толкование закона, получившее закрепление в Постановлении Пленума Верховного Суда от 16 мая 2017 г. N 15, редактирование содержания которого продолжается и в настоящее время <1>.
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)После вступления в действие Федеральных законов от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 182-ФЗ), от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" остро встал вопрос о процедурной стороне применения специальных профилактических форм (мер), представляющих собой инструменты принуждения. В Федеральном законе N 182-ФЗ процессуальная сторона нашла отражение. В нем определено основание применения специальных превентивных форм (мер), которым является решение суда либо постановление субъекта профилактики. Специальные формы профилактического воздействия исключительно индивидуальные, они затрагивают права, свободы человека и гражданина, в том числе такие, как право на судебную защиту, на получение квалифицированной юридической помощи, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти, и др. Ситуация с административным надзором показала, что для разрешения вопросов, возникающих при его установлении, продлении, досрочном прекращении, частичной отмене или дополнении, требуется толкование закона, получившее закрепление в Постановлении Пленума Верховного Суда от 16 мая 2017 г. N 15, редактирование содержания которого продолжается и в настоящее время <1>.
Статья: Особенности административного судопроизводства
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Из задач административного надзора можно сделать вывод, что его установление в отношении соответствующих лиц является обязательным, равно как обязательно и его прекращение при отпадении на то оснований, а потому в делах данной категории нет места диспозитивности. Однако Верховный Суд РФ разъяснил, что такое диспозитивное правомочие административного истца, как отказ от иска, может быть реализовано и в этих делах, и указал, что суд может принять отказ исправительного учреждения, органа внутренних дел или поднадзорного лица от административного иска либо его признание (ст. 157 КАС РФ). При решении вопроса о принятии названных выше распорядительных действий суду следует выяснить мотивы, по которым административный истец пришел к выводу о необходимости их совершения, не противоречат ли такие действия закону и не нарушаются ли при этом права и свободы неопределенного круга лиц, а также поднадзорного лица. Исходя из положений ч. 2 и 2.1 ст. 3 указанного Закона судом не может быть принят отказ от иска о назначении надзора за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, если на момент рассмотрения дела не истекли сроки, установленные п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 этого Закона (п. 16 Постановления N 15).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Из задач административного надзора можно сделать вывод, что его установление в отношении соответствующих лиц является обязательным, равно как обязательно и его прекращение при отпадении на то оснований, а потому в делах данной категории нет места диспозитивности. Однако Верховный Суд РФ разъяснил, что такое диспозитивное правомочие административного истца, как отказ от иска, может быть реализовано и в этих делах, и указал, что суд может принять отказ исправительного учреждения, органа внутренних дел или поднадзорного лица от административного иска либо его признание (ст. 157 КАС РФ). При решении вопроса о принятии названных выше распорядительных действий суду следует выяснить мотивы, по которым административный истец пришел к выводу о необходимости их совершения, не противоречат ли такие действия закону и не нарушаются ли при этом права и свободы неопределенного круга лиц, а также поднадзорного лица. Исходя из положений ч. 2 и 2.1 ст. 3 указанного Закона судом не может быть принят отказ от иска о назначении надзора за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, если на момент рассмотрения дела не истекли сроки, установленные п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 этого Закона (п. 16 Постановления N 15).
Статья: О критериях разграничения административного и гражданского судопроизводств: вопросы теории и практики
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)ГПК РФ 2002 года содержал подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", который утратил силу 15 сентября 2015 года в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства. Согласно статье 245 указанного подраздела 3, суд рассматривал следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение; по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда <8>.
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)ГПК РФ 2002 года содержал подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", который утратил силу 15 сентября 2015 года в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства. Согласно статье 245 указанного подраздела 3, суд рассматривал следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение; по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда <8>.
Вопрос: На какой срок устанавливается административный надзор в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2, 3, 4 ст. 9 Закона об административном надзоре административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом об административном надзоре, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2, 3, 4 ст. 9 Закона об административном надзоре административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом об административном надзоре, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)8. Имеются иные основания для возвращения административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)8. Имеются иные основания для возвращения административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.