Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФСТАТЬЯ 49 "ОСНОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)2. Основания изъятия земельных участков для государственных
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)2. Основания изъятия земельных участков для государственных
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Заключение договора о развитии застроенной территории не является достаточным основанием для изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Заключение договора о развитии застроенной территории не является достаточным основанием для изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)). Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 49 Земельного кодекса РФ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)). Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 49 Земельного кодекса РФ.
Статья: Национальное законодательство Российской Федерации и потребности регулирования отношений в сфере энергетики
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Пункт 2 ст. 49 ЗК включает в основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд строительство, реконструкцию таких объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, как: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты использования атомной энергии, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения <9>.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Пункт 2 ст. 49 ЗК включает в основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд строительство, реконструкцию таких объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, как: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты использования атомной энергии, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения <9>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Действующее земельное законодательство устанавливает открытый перечень оснований для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, хотя и указывает, что подобное изъятие осуществляется в исключительных случаях: оно сводится к случаям выполнения международных договоров Российской Федерации, строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 49 Земельного кодекса РФ). Интересна при этом отечественная судебная практика, которая допускает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в особенности при банкротстве застройщика (владельца земельного участка, на котором происходит возведение объекта строительства).
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Действующее земельное законодательство устанавливает открытый перечень оснований для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, хотя и указывает, что подобное изъятие осуществляется в исключительных случаях: оно сводится к случаям выполнения международных договоров Российской Федерации, строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 49 Земельного кодекса РФ). Интересна при этом отечественная судебная практика, которая допускает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в особенности при банкротстве застройщика (владельца земельного участка, на котором происходит возведение объекта строительства).
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья: Прекращение права собственности на землю. Анализ причин на примере судов
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Порядок и основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулированы ст. 279 - 282 ГК РФ, ст. 49, гл. VII.1 ЗК РФ. В частности в ст. 49 ЗК содержится перечень оснований:
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Порядок и основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулированы ст. 279 - 282 ГК РФ, ст. 49, гл. VII.1 ЗК РФ. В частности в ст. 49 ЗК содержится перечень оснований:
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)5. Учитывая значимость оперативного решения задачи обеспечения объектов и территорий инженерной защитой от негативного воздействия вод, ВК РФ допускает возможность изъятия земельных участков в целях строительства таких защитных сооружений для государственных или муниципальных нужд по правилам, установленным земельным и гражданским законодательством. Аналогичное допущение следует и из буквального толкования положений ст. 49 ЗК РФ, оставившей перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд открытым.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)5. Учитывая значимость оперативного решения задачи обеспечения объектов и территорий инженерной защитой от негативного воздействия вод, ВК РФ допускает возможность изъятия земельных участков в целях строительства таких защитных сооружений для государственных или муниципальных нужд по правилам, установленным земельным и гражданским законодательством. Аналогичное допущение следует и из буквального толкования положений ст. 49 ЗК РФ, оставившей перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд открытым.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 21.05.2024 N БС-4-21/5731@ "О представлении в налоговые органы для целей земельного налога сведений о прекращении прав на земельные участки, снятые с кадастрового учета"
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 18)Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает также такое основание для снятия, как изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 18)Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает также такое основание для снятия, как изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Статья: Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 7)По мнению некоторых ученых, необходимо расширить перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, расширив количество объектов, для возведения которых могут изыматься земельные участки <8>.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 7)По мнению некоторых ученых, необходимо расширить перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, расширив количество объектов, для возведения которых могут изыматься земельные участки <8>.
Статья: Проблемы компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)3) проблема оснований изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)3) проблема оснований изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
Статья: Земельно-правовое регулирование как инструмент обеспечения пользования недрами
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Перечень оснований для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, хотя и обусловлен наличием исключительных случаев, фактически остался открытым, поскольку статьей 49 ЗК РФ в целом предусмотрены основания изъятия, установленные в федеральных законах. Такая ситуация учтена в Требованиях к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, составе прилагаемых к нему документов <12>. В частности, к ходатайству об изъятии земель прилагается копия документа, подтверждающего основание, предусмотренное федеральным законом, либо уполномоченный орган власти самостоятельно запрашивает соответствующие документы. При этом в статье 25.2 Закона о недрах предусмотрено отдельное основание для изъятия земельных участков, в том числе лесных, для государственных и муниципальных нужд, если они необходимы для осуществления пользования недрами. Иначе говоря, пользование недрами в этом законоположении рассмотрено именно как исключительный случай для изъятия соответствующих земельных участков в связи с тем, что без использования последних объективно невозможно пользование недрами.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Перечень оснований для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, хотя и обусловлен наличием исключительных случаев, фактически остался открытым, поскольку статьей 49 ЗК РФ в целом предусмотрены основания изъятия, установленные в федеральных законах. Такая ситуация учтена в Требованиях к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, составе прилагаемых к нему документов <12>. В частности, к ходатайству об изъятии земель прилагается копия документа, подтверждающего основание, предусмотренное федеральным законом, либо уполномоченный орган власти самостоятельно запрашивает соответствующие документы. При этом в статье 25.2 Закона о недрах предусмотрено отдельное основание для изъятия земельных участков, в том числе лесных, для государственных и муниципальных нужд, если они необходимы для осуществления пользования недрами. Иначе говоря, пользование недрами в этом законоположении рассмотрено именно как исключительный случай для изъятия соответствующих земельных участков в связи с тем, что без использования последних объективно невозможно пользование недрами.