Основания для проведения медицинского освидетельствования
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для проведения медицинского освидетельствования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: Гражданин обжалует привлечение к ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача либо за непрохождение медосвидетельствования
(КонсультантПлюс, 2025)нижестоящий суд не установил все обстоятельства дела (не проверил полномочия составившего протокол лица, не исследовал основания для проведения медицинского освидетельствования Гражданина и пр.), при этом срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела в вышестоящем суде истек
(КонсультантПлюс, 2025)нижестоящий суд не установил все обстоятельства дела (не проверил полномочия составившего протокол лица, не исследовал основания для проведения медицинского освидетельствования Гражданина и пр.), при этом срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела в вышестоящем суде истек
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28 "Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Принимая во внимание, что решение о призыве фио принято призывной комиссией на основании медицинского освидетельствования, проведенного в рамках требований действующего законодательства, регулирующего спорные отношения и соответствует обстоятельствам дела, при этом административный истец правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы не воспользовался, основания для признания решения призывной комиссии адрес незаконным и нарушающим права административного истца, равно как и для возложения на административных ответчиков обязанности признать его ограниченно годным к военной службе и зачислить в запас, отсутствуют.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как встать на воинский учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом возможна постановка гражданина на воинский учет без его личной явки на основании сведений, содержащихся в соответствующих государственных информационных системах и ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных ими на основании запросов без проведения медицинского освидетельствования и медицинского обследования, а также профессионального психологического отбора, которые проводятся при последующей явке гражданина. Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки, при необходимости могут направляться в установленном порядке повестки (например, для проведения медицинского освидетельствования или получения документов воинского учета). Повестки направляются гражданам в письменной форме. Также предусмотрено дублирование повестки в электронной форме (п. 1.2 ст. 8, п. 3 ст. 9 Закона N 53-ФЗ; п. п. 16(1), 16(2), 34 Положения N 719).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом возможна постановка гражданина на воинский учет без его личной явки на основании сведений, содержащихся в соответствующих государственных информационных системах и ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных ими на основании запросов без проведения медицинского освидетельствования и медицинского обследования, а также профессионального психологического отбора, которые проводятся при последующей явке гражданина. Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки, при необходимости могут направляться в установленном порядке повестки (например, для проведения медицинского освидетельствования или получения документов воинского учета). Повестки направляются гражданам в письменной форме. Также предусмотрено дублирование повестки в электронной форме (п. 1.2 ст. 8, п. 3 ст. 9 Закона N 53-ФЗ; п. п. 16(1), 16(2), 34 Положения N 719).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае если несовершеннолетний либо его родитель (законный представитель) не подписывает отказ от медицинского освидетельствования, но умышленно избегает его проведения иными способами (например, путем неоднократной неявки без уважительных причин на медицинское освидетельствование и т.д.), то в этом случае действия либо бездействие несовершеннолетнего либо его родителя (законного представителя) можно квалифицировать как уклонение от медицинского освидетельствования, что также может являться основанием для проведения медицинского освидетельствования в недобровольном порядке на основании судебного решения (подп. 4 п. 6 ст. 26 Федерального закона N 120-ФЗ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае если несовершеннолетний либо его родитель (законный представитель) не подписывает отказ от медицинского освидетельствования, но умышленно избегает его проведения иными способами (например, путем неоднократной неявки без уважительных причин на медицинское освидетельствование и т.д.), то в этом случае действия либо бездействие несовершеннолетнего либо его родителя (законного представителя) можно квалифицировать как уклонение от медицинского освидетельствования, что также может являться основанием для проведения медицинского освидетельствования в недобровольном порядке на основании судебного решения (подп. 4 п. 6 ст. 26 Федерального закона N 120-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Информационное взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, включая обмен сведениями о владельцах оружия, об оформленных медицинских заключениях, о наличии оснований для проведения внеочередного медицинского освидетельствования, осуществляется посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и государственной информационной системы, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Информационное взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, включая обмен сведениями о владельцах оружия, об оформленных медицинских заключениях, о наличии оснований для проведения внеочередного медицинского освидетельствования, осуществляется посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и государственной информационной системы, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Статья: О возможности привлечения водителей транспортных средств, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, к административной ответственности за незаконное потребление наркотических средств
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Возможно, такая рекомендация со стороны МВД России обусловлена тем, что в разных субъектах Российской Федерации практика выбора нормативного основания при проведении медицинского освидетельствования существенно отличается, о чем, в частности, свидетельствует проведенное Р.Ю. Коханом интервьюирование сотрудников органов внутренних дел по контролю за оборотом наркотиков из 59 субъектов Российской Федерации <10>.
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Возможно, такая рекомендация со стороны МВД России обусловлена тем, что в разных субъектах Российской Федерации практика выбора нормативного основания при проведении медицинского освидетельствования существенно отличается, о чем, в частности, свидетельствует проведенное Р.Ю. Коханом интервьюирование сотрудников органов внутренних дел по контролю за оборотом наркотиков из 59 субъектов Российской Федерации <10>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Основания для проведения медицинского освидетельствования установлены разд. II Порядка, а разд. III подробно регламентирует процедуру его проведения.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Основания для проведения медицинского освидетельствования установлены разд. II Порядка, а разд. III подробно регламентирует процедуру его проведения.
Ситуация: Каков порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для определения возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ проводится его медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании (п. 3 ст. 26 Закона N 120-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для определения возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ проводится его медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании (п. 3 ст. 26 Закона N 120-ФЗ):
Статья: Основания и порядок разрешения вопроса об отсрочке исполнения приговора суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 10 Правил врачебная комиссия при проведении медицинского освидетельствования проводит осмотр осужденного, изучает результаты его обследования, представленную медицинскую документацию и принимает одно из следующих решений, которое оформляется в виде протокола: о наличии у осужденного заболевания, включенного в Перечень; об отсутствии у осужденного заболевания, включенного в Перечень; о прекращении проведения медицинского освидетельствования по основаниям, указанным в п. 9 Правил (в случае отказа осужденного пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или выразить согласие на получение дополнительных сведений о состоянии здоровья из других медицинских организаций). Решение врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало 2/3 членов врачебной комиссии. Особое мнение членов врачебной комиссии, не согласных с принятым решением, отражается в протоколе. Решение врачебной комиссии объявляется осужденному, его законному представителю или его адвокату (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) в день вынесения решения. Об ознакомлении осужденного, его законного представителя или его адвоката (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) с решением врачебной комиссии в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных составляется запись, удостоверяемая подписями осужденного, его законного представителя или его адвоката и членов врачебной комиссии.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 10 Правил врачебная комиссия при проведении медицинского освидетельствования проводит осмотр осужденного, изучает результаты его обследования, представленную медицинскую документацию и принимает одно из следующих решений, которое оформляется в виде протокола: о наличии у осужденного заболевания, включенного в Перечень; об отсутствии у осужденного заболевания, включенного в Перечень; о прекращении проведения медицинского освидетельствования по основаниям, указанным в п. 9 Правил (в случае отказа осужденного пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или выразить согласие на получение дополнительных сведений о состоянии здоровья из других медицинских организаций). Решение врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало 2/3 членов врачебной комиссии. Особое мнение членов врачебной комиссии, не согласных с принятым решением, отражается в протоколе. Решение врачебной комиссии объявляется осужденному, его законному представителю или его адвокату (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) в день вынесения решения. Об ознакомлении осужденного, его законного представителя или его адвоката (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) с решением врачебной комиссии в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных составляется запись, удостоверяемая подписями осужденного, его законного представителя или его адвоката и членов врачебной комиссии.
Ситуация: Что делать при наступлении страхового случая по ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сотрудник ГИБДД в зависимости от обстоятельств ДТП уполномочен, например, составлять протокол осмотра места совершения административного правонарушения, схему этого места, при наличии оснований проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, осуществлять фотосъемку (видеосъемку) обстановки на месте ДТП (п. п. 93.2, 96 Порядка N 264).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сотрудник ГИБДД в зависимости от обстоятельств ДТП уполномочен, например, составлять протокол осмотра места совершения административного правонарушения, схему этого места, при наличии оснований проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, осуществлять фотосъемку (видеосъемку) обстановки на месте ДТП (п. п. 93.2, 96 Порядка N 264).