Основания для прохождения медицинского освидетельствования
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для прохождения медицинского освидетельствования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27.12.1 "Медицинское освидетельствование на состояние опьянения" КоАП РФ"Как следует из материалов дела при квалификации мировым судьей действий ФИО1 по части 1 статьи 6.9 КоАП РФ последнему вменено невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что он употребил наркотические средства или психотропные вещества либо новые потенциально опасные психоактивные вещества без назначения врача. ФИО1 направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в порядке, предусмотренном положениями статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилами направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 37, которыми участие понятых либо применение видеозаписи при направлении лиц, совершивших административные правонарушения, на данную процедуру не предусмотрено, однако, от прохождения медицинского освидетельствования отказался при отсутствии к этому объективных причин."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6.9 "Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ" КоАП РФ"Между тем, в постановлении о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 01 августа 2021 года, перечислены следующие признаки опьянения Х. - отсутствие запаха алкоголя, бледный цвет лица, неестественный блеск глаз. Однако, перечисленные признаки не соответствуют критериям, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения. При этом требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, исходя из диспозиции части 1 статьи 6.9 КоАП РФ, должно носить законный характер. Такое требование будет законным в том случае, если выявленные у лица признаки опьянения соответствуют критериям, указанным в п. 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Если результат ранее проведенного освидетельствования подтверждается медицинскими документами, это значит, что работнику на основании ранее пройденного освидетельствования выдадут новый медицинский документ без прохождения работником самого освидетельствования?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
Статья: Прекращение трудового договора работодателем в России, Казахстане и Кыргызстане и международные стандарты труда
(Раманкулов К.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)В отличие от ТК России и ТК Кыргызстана, в ТК Казахстана перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя содержит основания, конкретизирующие другие основания из этого списка. Например, в подп. 9 п. 1 ст. 52 ТК Казахстана закреплено такое основание расторжения трудового договора с работником, как его нахождение на работе в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного, токсикоманического опьянения (их аналогов), в том числе в случаях употребления в течение рабочего дня веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения (их аналогов). Уже в следующем подп. 10 в качестве основания расторжения договора работодателем назван отказ работника от прохождения медицинского освидетельствования для установления факта употребления веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения. Отметим, что в ТК России и ТК Кыргызстана ограничились закреплением такого основания расторжения трудового договора с работником, как его появление на работе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического), не выделяя в качестве отдельного основания увольнения отказ от прохождения медицинского освидетельствования в указанных случаях.
(Раманкулов К.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)В отличие от ТК России и ТК Кыргызстана, в ТК Казахстана перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя содержит основания, конкретизирующие другие основания из этого списка. Например, в подп. 9 п. 1 ст. 52 ТК Казахстана закреплено такое основание расторжения трудового договора с работником, как его нахождение на работе в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного, токсикоманического опьянения (их аналогов), в том числе в случаях употребления в течение рабочего дня веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения (их аналогов). Уже в следующем подп. 10 в качестве основания расторжения договора работодателем назван отказ работника от прохождения медицинского освидетельствования для установления факта употребления веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения. Отметим, что в ТК России и ТК Кыргызстана ограничились закреплением такого основания расторжения трудового договора с работником, как его появление на работе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического), не выделяя в качестве отдельного основания увольнения отказ от прохождения медицинского освидетельствования в указанных случаях.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Граждане, являющиеся владельцами оружия, приобретенного на основании лицензии на приобретение оружия, проходят медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием не реже одного раза в пять лет.
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Граждане, являющиеся владельцами оружия, приобретенного на основании лицензии на приобретение оружия, проходят медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием не реже одного раза в пять лет.
Ситуация: Как получить медицинскую справку на оружие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если вы владеете оружием, приобретенным на основании лицензии на приобретение оружия, вы должны проходить медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием не реже одного раза в пять лет (ч. 2 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. 3 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если вы владеете оружием, приобретенным на основании лицензии на приобретение оружия, вы должны проходить медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием не реже одного раза в пять лет (ч. 2 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. 3 Порядка).
Статья: О возможности привлечения водителей транспортных средств, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, к административной ответственности за незаконное потребление наркотических средств
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)5) при получении отказа пройти медицинское освидетельствование на основании ст. 44 Закона о наркотиках или ст. 27.12.1 КоАП РФ сотрудникам ГИБДД необходимо проследовать с таким гражданином в ОВД, так как в соответствии с Приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 сотрудники полиции имеют право составлять протоколы об административном правонарушении только в силу своих полномочий. Сотрудники же ГИБДД осуществляют свою деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения, а составление протокола по основаниям административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ, относится к деяниям, посягающим на здоровье населения, что свидетельствует о невозможности принятия самостоятельного решения <13>. Следовать таким образом предписывает п. 13.1 Положения о взаимодействии при осуществлении деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ, в котором говорится: "При направлении в суд материалов по делу об административном правонарушении по факту управления транспортным средством водителем в состоянии наркотического опьянения копии материалов дела направляют в соответствующий территориальный орган МВД России для принятия мер реагирования".
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)5) при получении отказа пройти медицинское освидетельствование на основании ст. 44 Закона о наркотиках или ст. 27.12.1 КоАП РФ сотрудникам ГИБДД необходимо проследовать с таким гражданином в ОВД, так как в соответствии с Приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 сотрудники полиции имеют право составлять протоколы об административном правонарушении только в силу своих полномочий. Сотрудники же ГИБДД осуществляют свою деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения, а составление протокола по основаниям административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ, относится к деяниям, посягающим на здоровье населения, что свидетельствует о невозможности принятия самостоятельного решения <13>. Следовать таким образом предписывает п. 13.1 Положения о взаимодействии при осуществлении деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ, в котором говорится: "При направлении в суд материалов по делу об административном правонарушении по факту управления транспортным средством водителем в состоянии наркотического опьянения копии материалов дела направляют в соответствующий территориальный орган МВД России для принятия мер реагирования".