Основания для отказа в государственной регистрации ликвидации
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отказа в государственной регистрации ликвидации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Отмена решения о ликвидации общества
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации ликвидации, поскольку ликвидируемым лицом не исполнена обязанность уведомить кредиторов; не соблюден порядок проведения процедуры ликвидации; представлены документы, содержащие недостоверные сведения, а именно не отражающие наличие имеющейся непогашенной задолженности.
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации ликвидации, поскольку ликвидируемым лицом не исполнена обязанность уведомить кредиторов; не соблюден порядок проведения процедуры ликвидации; представлены документы, содержащие недостоверные сведения, а именно не отражающие наличие имеющейся непогашенной задолженности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностью8. Основания для отказа в госрегистрации ликвидации (ее отмены) общества с ограниченной ответственностью
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация акционерного общества5. Основания для отказа в госрегистрации ликвидации (ее отмены) акционерного общества
Статья: Налоговики вправе провести выездную проверку и после составления промежуточного ликвидационного баланса
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Готовое решение: В каком порядке добровольно ликвидируется организация в форме АО
(КонсультантПлюс, 2025)5) подайте в территориальный орган СФР и налоговый орган сведения о своих работниках (включая лиц, заключивших гражданско-правовые договоры). Полагаем, что перечень сведений, которые нужно представить в территориальный орган СФР, предусмотрен пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. п. 2 - 6 ст. 11 Закона о персонифицированном учете и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Непредставление большей части этих сведений в территориальный орган СФР является основанием для отказа в госрегистрации ликвидации (пп. "г" п. 1 ст. 21, пп. "з" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ч. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)5) подайте в территориальный орган СФР и налоговый орган сведения о своих работниках (включая лиц, заключивших гражданско-правовые договоры). Полагаем, что перечень сведений, которые нужно представить в территориальный орган СФР, предусмотрен пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. п. 2 - 6 ст. 11 Закона о персонифицированном учете и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Непредставление большей части этих сведений в территориальный орган СФР является основанием для отказа в госрегистрации ликвидации (пп. "г" п. 1 ст. 21, пп. "з" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ч. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
Готовое решение: В каком порядке и на сколько может быть продлен срок добровольной ликвидации ООО
(КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснила ФНС России, при продлении судом установленного участниками срока ликвидации в регистрирующий орган нужно представить заявление (уведомление) по форме Р15016. На титульном листе в п. 2 заявления (уведомления) укажите значение "5" (продление срока ликвидации ООО). В соответствующей строке укажите новую дату ликвидации ООО. К заявлению в качестве доказательства продления срока ликвидации приложите копию решения суда. Если вы не представили таковую, то регистрирующий орган обращается к ИС "Картотека арбитражных дел" (https://kad.arbitr.ru/). Отсутствие информации о том, что суд продлил срок ликвидации, является основанием для отказа в госрегистрации по пп. "х" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП (Письмо ФНС России от 20.05.2021 N КВ-4-14/6927@, п. 102 Приложения N 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, ответ ФНС России на вопрос).
(КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснила ФНС России, при продлении судом установленного участниками срока ликвидации в регистрирующий орган нужно представить заявление (уведомление) по форме Р15016. На титульном листе в п. 2 заявления (уведомления) укажите значение "5" (продление срока ликвидации ООО). В соответствующей строке укажите новую дату ликвидации ООО. К заявлению в качестве доказательства продления срока ликвидации приложите копию решения суда. Если вы не представили таковую, то регистрирующий орган обращается к ИС "Картотека арбитражных дел" (https://kad.arbitr.ru/). Отсутствие информации о том, что суд продлил срок ликвидации, является основанием для отказа в госрегистрации по пп. "х" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП (Письмо ФНС России от 20.05.2021 N КВ-4-14/6927@, п. 102 Приложения N 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, ответ ФНС России на вопрос).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 13 октября 2011 г. N 7075/11 по делу N А46-6896/2010 <205>, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, в связи с чем представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 13 октября 2011 г. N 7075/11 по делу N А46-6896/2010 <205>, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, в связи с чем представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц.