Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 Конституции РФ"Между тем органы местного самоуправления в систему органов государственной власти не входят (статья 12 Конституция Российской Федерации). Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, закрепляя за органами местного самоуправления право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения (статья 132), поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40), другие полномочия не предусматривает."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в системе публичной власти
(Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Конституция РФ в ст. 12 констатирует признание и гарантирование местного самоуправления, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
(Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Конституция РФ в ст. 12 констатирует признание и гарантирование местного самоуправления, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья: Публичная власть в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Шайхутдинова Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)При этом среди теоретиков права возникла научная дискуссия, предметом которой стал вопрос о характере взаимоотношений между органами, входящими в единую систему публичной власти. В частности, неоднозначно оценивался сам принцип единства системы публичной власти, имеется в виду прежде всего его потенциальное противоречие ст. 12 Конституции России, которая декларирует невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Одни авторы утверждали об искажении смысла указанной нормы Конституции РФ и встраивании муниципальной власти в систему государственной власти <13>, другие же придерживались мнения, что включение принципа единства системы публичной власти в положения Основного Закона России регламентировало наиболее тесную взаимосвязь органов государственной власти и местного самоуправления <14>. Данная проблематика рассматривалась Конституционным Судом РФ в Заключении от 16 марта 2020 г. N 1-З <15>, в котором было однозначно заключено, что категория единой системы публичной власти проистекает из таких терминов, как "государство" и "государственность", представляющих собой политический союз (объединение) российского многонационального народа, и, как следствие, органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти на основании положений ст. 12 Конституции РФ, являются элементом единой системы публичной власти политического союза (объединения) российского многонационального народа. Также отмечается, что, несмотря на то что гл. 1 Конституции России не подлежит изменениям, в связи с чем принцип единства системы публичной власти не нашел нормативного закрепления в ней, он имплицитно следует из ряда конституционных положений (преамбулы, ст. 1, ч. 1 и ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4, п. "н" ч. 1 ст. 72). Функциональное предназначение единства системы публичной власти состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности государства, которые, в свою очередь, предопределяют вектор развития правовой системы, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, что предполагает согласованное взаимодействие всех элементов, входящих в единую систему публичной власти.
(Шайхутдинова Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)При этом среди теоретиков права возникла научная дискуссия, предметом которой стал вопрос о характере взаимоотношений между органами, входящими в единую систему публичной власти. В частности, неоднозначно оценивался сам принцип единства системы публичной власти, имеется в виду прежде всего его потенциальное противоречие ст. 12 Конституции России, которая декларирует невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Одни авторы утверждали об искажении смысла указанной нормы Конституции РФ и встраивании муниципальной власти в систему государственной власти <13>, другие же придерживались мнения, что включение принципа единства системы публичной власти в положения Основного Закона России регламентировало наиболее тесную взаимосвязь органов государственной власти и местного самоуправления <14>. Данная проблематика рассматривалась Конституционным Судом РФ в Заключении от 16 марта 2020 г. N 1-З <15>, в котором было однозначно заключено, что категория единой системы публичной власти проистекает из таких терминов, как "государство" и "государственность", представляющих собой политический союз (объединение) российского многонационального народа, и, как следствие, органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти на основании положений ст. 12 Конституции РФ, являются элементом единой системы публичной власти политического союза (объединения) российского многонационального народа. Также отмечается, что, несмотря на то что гл. 1 Конституции России не подлежит изменениям, в связи с чем принцип единства системы публичной власти не нашел нормативного закрепления в ней, он имплицитно следует из ряда конституционных положений (преамбулы, ст. 1, ч. 1 и ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4, п. "н" ч. 1 ст. 72). Функциональное предназначение единства системы публичной власти состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности государства, которые, в свою очередь, предопределяют вектор развития правовой системы, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, что предполагает согласованное взаимодействие всех элементов, входящих в единую систему публичной власти.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"6. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"6. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Несколько обособленное место среди участников налоговых отношений занимают органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу п. 1 ст. 132 Основного Закона органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Высокая степень независимости местного самоуправления, закрепленная Конституцией, различным образом оценивается в юридической науке. В ряде работ ранее высказывалось мнение о том, что отношения, касающиеся местных финансов, не могут быть включены в сферу регулирования финансового права и, соответственно, права налогового. Однако нет оснований для исключения отношений по аккумулированию денежных фондов местного самоуправления через налоги и сборы из сферы регулирования налогового права.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Несколько обособленное место среди участников налоговых отношений занимают органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу п. 1 ст. 132 Основного Закона органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Высокая степень независимости местного самоуправления, закрепленная Конституцией, различным образом оценивается в юридической науке. В ряде работ ранее высказывалось мнение о том, что отношения, касающиеся местных финансов, не могут быть включены в сферу регулирования финансового права и, соответственно, права налогового. Однако нет оснований для исключения отношений по аккумулированию денежных фондов местного самоуправления через налоги и сборы из сферы регулирования налогового права.
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Адвокатские сообщества, как не входящие в систему органов государственной власти и местного самоуправления, самостоятельно определяют правила, которые регулируют отношения, возникающие в процессе их деятельности. Решения ФПА РФ и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Адвокатские сообщества, как не входящие в систему органов государственной власти и местного самоуправления, самостоятельно определяют правила, которые регулируют отношения, возникающие в процессе их деятельности. Решения ФПА РФ и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.
Статья: Конституция Российской Федерации 2020 г.: местное самоуправление в единой системе публичной власти
(Щепачев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)Согласно части 3 ст. 132 новой редакции Основного Закона, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти. Полемические нормы ст. 12 Конституции РФ модернизации не подверглись и сохранились в первозданном варианте. Объясняется это тем, что положения гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ могут быть пересмотрены только путем созыва Конституционного собрания (ст. 135 Конституции РФ). Более того, в силу ч. 2 ст. 16 Основного Закона никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить нормам, устанавливающим основы конституционного строя. Тем не менее - хотя, согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти - в соответствии с новеллами ч. 3 ст. 132 Основного Закона они инкорпорированы в единую институциональную систему с органами государственной власти.
(Щепачев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)Согласно части 3 ст. 132 новой редакции Основного Закона, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти. Полемические нормы ст. 12 Конституции РФ модернизации не подверглись и сохранились в первозданном варианте. Объясняется это тем, что положения гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ могут быть пересмотрены только путем созыва Конституционного собрания (ст. 135 Конституции РФ). Более того, в силу ч. 2 ст. 16 Основного Закона никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить нормам, устанавливающим основы конституционного строя. Тем не менее - хотя, согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти - в соответствии с новеллами ч. 3 ст. 132 Основного Закона они инкорпорированы в единую институциональную систему с органами государственной власти.
Статья: Состояние и перспективы конституционно-политического развития России в контексте внутригосударственных и международных интеграционных процессов (канун первой четверти XXI века)
(Овсепян Ж.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В своем Заключении КС РФ отмечает, что "под единством системы публичной власти понимается прежде всего функциональное единство, что не исключает организационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении задач на соответствующей территории. Это не отрицает самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий и не свидетельствует о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации). Однако в научной теории достаточно давно сложилось представление, что органы местного самоуправления, не входя в систему органов государственной власти, являются субъектами федеративных отношений. Теоретики и практики муниципального права неоднозначно оценивают введение (на основе изменений в законодательстве 2019 г.) нового вида муниципальных образований - муниципального округа, который, по мнению критиков этой новеллы, в связи со складывающейся практикой, может стать основой формирования одноуровневой системы местного самоуправления.
(Овсепян Ж.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В своем Заключении КС РФ отмечает, что "под единством системы публичной власти понимается прежде всего функциональное единство, что не исключает организационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении задач на соответствующей территории. Это не отрицает самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий и не свидетельствует о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации). Однако в научной теории достаточно давно сложилось представление, что органы местного самоуправления, не входя в систему органов государственной власти, являются субъектами федеративных отношений. Теоретики и практики муниципального права неоднозначно оценивают введение (на основе изменений в законодательстве 2019 г.) нового вида муниципальных образований - муниципального округа, который, по мнению критиков этой новеллы, в связи со складывающейся практикой, может стать основой формирования одноуровневой системы местного самоуправления.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<3> Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<3> Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.
Статья: Публичная власть в Российской Федерации: некоторые вопросы теории и практики
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Организация местного самоуправления, как элемента российского конституционного строя и структурной составляющей системы публичной власти, имеет недолгую историю. В период существования Советского государства система управления на местах не являлась местным самоуправлением в классическом понимании данного понятия <3> и представляла собой низшее звено государственных органов (системы Советов). Институт публичной власти как единой системы, включающей федеральные, региональные и муниципальные органы, является инновационным в российском конституционном строе. Существующая система органов государственной власти предполагает осуществление федеральной власти через региональные органы, последние, в свою очередь, самостоятельно организовывают местную власть, но возникшая "местная власть", представленная должностными лицами и органами местного самоуправления, не входит в систему государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ, Основной Закон РФ)). Определение публичной власти (в современном его восприятии) как института конституционного строя Российской Федерации имплицитно следовало из многих положений национальной правовой системы и ранее.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Организация местного самоуправления, как элемента российского конституционного строя и структурной составляющей системы публичной власти, имеет недолгую историю. В период существования Советского государства система управления на местах не являлась местным самоуправлением в классическом понимании данного понятия <3> и представляла собой низшее звено государственных органов (системы Советов). Институт публичной власти как единой системы, включающей федеральные, региональные и муниципальные органы, является инновационным в российском конституционном строе. Существующая система органов государственной власти предполагает осуществление федеральной власти через региональные органы, последние, в свою очередь, самостоятельно организовывают местную власть, но возникшая "местная власть", представленная должностными лицами и органами местного самоуправления, не входит в систему государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ, Основной Закон РФ)). Определение публичной власти (в современном его восприятии) как института конституционного строя Российской Федерации имплицитно следовало из многих положений национальной правовой системы и ранее.
Статья: Конституционный принцип единства системы публичной власти и его реализация в законодательстве
(Бялкина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Конституционная реформа сохранила такие базовые конституционные принципы, как признание и гарантирование местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, его самостоятельность в решении вопросов местного значения и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что в новом федеральном законе о местном самоуправлении, призванном обеспечить более детальное правовое регулирование конституционных новелл о муниципальной власти, в том числе принципа единства системы публичной власти, нельзя допустить нарушений норм ст. 12 Конституции РФ. Это оказалось непростой задачей, поскольку как в научной среде, так и среди практиков сформировались разные точки зрения по поводу направлений реформирования местного самоуправления. В основном они сводятся к следующему.
(Бялкина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Конституционная реформа сохранила такие базовые конституционные принципы, как признание и гарантирование местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, его самостоятельность в решении вопросов местного значения и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что в новом федеральном законе о местном самоуправлении, призванном обеспечить более детальное правовое регулирование конституционных новелл о муниципальной власти, в том числе принципа единства системы публичной власти, нельзя допустить нарушений норм ст. 12 Конституции РФ. Это оказалось непростой задачей, поскольку как в научной среде, так и среди практиков сформировались разные точки зрения по поводу направлений реформирования местного самоуправления. В основном они сводятся к следующему.