Организационно-правовая форма администрации муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Организационно-правовая форма администрации муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Освобождение от уплаты госпошлины органов местного самоуправления в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36... НК РФ... от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым... судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются... органы местного самоуправления... выступающие... в качестве истцов... или ответчиков [с 19.11.2024 администрации муниципальных образований освобождаются от уплаты госпошлины в суде первой инстанции]...
(КонсультантПлюс, 2025)В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36... НК РФ... от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым... судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются... органы местного самоуправления... выступающие... в качестве истцов... или ответчиков [с 19.11.2024 администрации муниципальных образований освобождаются от уплаты госпошлины в суде первой инстанции]...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Исполнение местного бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)По итогам проверки... администрации выдано представление, пунктом 9 которого администрации предложено привести штатное расписание МКУ... в соответствие с Методическими рекомендациями [по совершенствованию и развитию Единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований... федерального округа - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)По итогам проверки... администрации выдано представление, пунктом 9 которого администрации предложено привести штатное расписание МКУ... в соответствие с Методическими рекомендациями [по совершенствованию и развитию Единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований... федерального округа - ред.]...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация сбора и обмена информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций на муниципальном (городском, районном) уровне
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 4)1. Настоящий Порядок определяет основные правила сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС). Информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших ЧС и их последствиях, мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территории муниципального образования, а также сведения о деятельности предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организаций).
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 4)1. Настоящий Порядок определяет основные правила сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС). Информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших ЧС и их последствиях, мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территории муниципального образования, а также сведения о деятельности предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организаций).
Статья: Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на муниципальном уровне
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)- администрацией муниципального образования - для ликвидации ЧС муниципального и межмуниципального характера;
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)- администрацией муниципального образования - для ликвидации ЧС муниципального и межмуниципального характера;
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Вопрос: Какой порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Орган местного самоуправления издает постановление об организации похоронного дела, которым утверждает положение о соответствующей специализированной службе в определенной организационно-правовой форме. В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 13 Закона о некоммерческих организациях решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем) - местной администрацией муниципального образования (например, Постановление администрации городского округа Красногорск МО от 30.05.2024 N 1531/5 "Об утверждении Положения об организации похоронного дела в городском округе Красногорск", Постановление администрации муниципального образования городской округ Люберцы МО от 23.05.2022 N 2021-ПА "Об организации похоронного дела в городском округе Люберцы Московской области").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Орган местного самоуправления издает постановление об организации похоронного дела, которым утверждает положение о соответствующей специализированной службе в определенной организационно-правовой форме. В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 13 Закона о некоммерческих организациях решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем) - местной администрацией муниципального образования (например, Постановление администрации городского округа Красногорск МО от 30.05.2024 N 1531/5 "Об утверждении Положения об организации похоронного дела в городском округе Красногорск", Постановление администрации муниципального образования городской округ Люберцы МО от 23.05.2022 N 2021-ПА "Об организации похоронного дела в городском округе Люберцы Московской области").
Статья: Судебная практика муниципальных образований в связи с созданием специализированных служб в сфере похоронного дела
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Уже на данном этапе перед муниципальными образованиями возникает первая проблема - Федеральным законом N 8-ФЗ не дано законодательного определения понятия "специализированная служба по вопросам похоронного дела", а также не представлено положений или разъяснений, позволяющих определить необходимую организационно-правовую форму данной службы: может ли это быть департамент местной администрации или орган местного самоуправления, муниципальное учреждение, или статусом специализированной службы может быть наделен предприниматель?
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Уже на данном этапе перед муниципальными образованиями возникает первая проблема - Федеральным законом N 8-ФЗ не дано законодательного определения понятия "специализированная служба по вопросам похоронного дела", а также не представлено положений или разъяснений, позволяющих определить необходимую организационно-правовую форму данной службы: может ли это быть департамент местной администрации или орган местного самоуправления, муниципальное учреждение, или статусом специализированной службы может быть наделен предприниматель?
Статья: Муниципальное звено региональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Трифонов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 1)- постоянно действующий орган управления муниципального звена - Управление гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования (далее - Управление ГО и ЧС);
(Трифонов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 1)- постоянно действующий орган управления муниципального звена - Управление гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования (далее - Управление ГО и ЧС);
Статья: Единая система публичной власти: понятие и общая характеристика
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)В свою очередь, каждая категория и в этой подсистеме публичной власти также образуется из нескольких видов органов публичной власти. В частности, к примеру, такая категория, как органы муниципальной публичной власти, имеет в своем составе следующие виды органов: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); 4) органы территориального общественного самоуправления; 5) муниципальная избирательная комиссия; 6) дополнительные (вспомогательные) органы "при" органах местного самоуправления.
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)В свою очередь, каждая категория и в этой подсистеме публичной власти также образуется из нескольких видов органов публичной власти. В частности, к примеру, такая категория, как органы муниципальной публичной власти, имеет в своем составе следующие виды органов: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); 4) органы территориального общественного самоуправления; 5) муниципальная избирательная комиссия; 6) дополнительные (вспомогательные) органы "при" органах местного самоуправления.
Статья: Территориальное общественное самоуправление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Закон о местном самоуправлении также определяет, что ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Порядок регистрации устава ТОС определяется нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч. 6, 7 ст. 50 Закона о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Закон о местном самоуправлении также определяет, что ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Порядок регистрации устава ТОС определяется нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч. 6, 7 ст. 50 Закона о местном самоуправлении).
Статья: Новый вид чрезвычайных ситуаций и проблемы правового регулирования, возникающие при их ликвидации
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)е) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайной ситуации продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайной ситуации изменения производственно-хозяйственной деятельности.
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)е) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайной ситуации продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайной ситуации изменения производственно-хозяйственной деятельности.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2. Сфера внешних административных регулятивных и охранительных отношений, связанных с осуществлением внешней административной правоприменительной деятельности и внешнего административного взаимодействия, возникающих и существующих в процессе реализации органами исполнительной власти и другими органами, организациями и должностными лицами, наделенными административно-публичными полномочиями (далее - административно-публичные субъекты) в отношении не находящихся в их организационно-служебном подчинении иных органов, организаций и физических лиц, имеющихся у них внешних публичных функций правоприменительного характера (оказания государственных услуг, государственного контроля (надзора), обеспечения государственной и общественной безопасности, борьбы с преступностью и иных правоприменительных функций). Таким образом, входящие в эту сферу отношения обусловлены уже не внутриорганизационным управлением, а осуществлением административно уполномоченными субъектами внешней правоприменительной деятельности, в том числе властного характера. Такая деятельность в целом может быть охарактеризована как внешняя административно-публичная, поскольку она осуществляется от имени государства и муниципальных образований компетентными органами публичной администрации и иными административно уполномоченными субъектами, их представителями, выполняющими не функции законотворчества и правосудия, а функции публичного управления и обеспечения исполнения в иных организационно-правовых формах действующих в государстве законов. В современной литературе по административному праву уже достаточно давно введено в оборот и используется понятие "административно-публичная деятельность" с выделением двух видов такой деятельности: административно-регулятивной и административно-охранительной <1>. Нужно отметить, что понятие "административно-публичная деятельность" более точно, полно и правильно отражает существо административно-правового регулирования и административно-правового воздействия на общественные отношения, которое, как уже было показано выше, не может быть сведено только к государственному управлению. Административно-публичная деятельность в отличие от государственного управления - понятие более широкое, в содержание которого включаются не только совершение властных руководящих, командных, распорядительных действий, но и совершение иных, не властных юридически значимых действий в рамках равноправного взаимодействия субъектов, заключения ими публичных договоров и соглашений, оказания публичных услуг. Обоснованность использования в российском административном праве категории "административно-публичная деятельность" вместо понятия "государственное управление" находит подтверждение и в европейской континентальной административно-правовой доктрине. Так, в административном праве Франции, Италии и Испании традиционно используется понятие "административная деятельность" (L'action administrative, amministrativa, La actividad de la ) и выделяются два вида такой деятельности: деятельность публичных служб (по оказанию публичных услуг) и полицейская деятельность. При этом в административно-правовой литературе названных стран не используется понятие "государственное управление" <2>. Предмет административного права увязывается с государственным управлением (verwaltung) лишь в Германии и Австрии <3>.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2. Сфера внешних административных регулятивных и охранительных отношений, связанных с осуществлением внешней административной правоприменительной деятельности и внешнего административного взаимодействия, возникающих и существующих в процессе реализации органами исполнительной власти и другими органами, организациями и должностными лицами, наделенными административно-публичными полномочиями (далее - административно-публичные субъекты) в отношении не находящихся в их организационно-служебном подчинении иных органов, организаций и физических лиц, имеющихся у них внешних публичных функций правоприменительного характера (оказания государственных услуг, государственного контроля (надзора), обеспечения государственной и общественной безопасности, борьбы с преступностью и иных правоприменительных функций). Таким образом, входящие в эту сферу отношения обусловлены уже не внутриорганизационным управлением, а осуществлением административно уполномоченными субъектами внешней правоприменительной деятельности, в том числе властного характера. Такая деятельность в целом может быть охарактеризована как внешняя административно-публичная, поскольку она осуществляется от имени государства и муниципальных образований компетентными органами публичной администрации и иными административно уполномоченными субъектами, их представителями, выполняющими не функции законотворчества и правосудия, а функции публичного управления и обеспечения исполнения в иных организационно-правовых формах действующих в государстве законов. В современной литературе по административному праву уже достаточно давно введено в оборот и используется понятие "административно-публичная деятельность" с выделением двух видов такой деятельности: административно-регулятивной и административно-охранительной <1>. Нужно отметить, что понятие "административно-публичная деятельность" более точно, полно и правильно отражает существо административно-правового регулирования и административно-правового воздействия на общественные отношения, которое, как уже было показано выше, не может быть сведено только к государственному управлению. Административно-публичная деятельность в отличие от государственного управления - понятие более широкое, в содержание которого включаются не только совершение властных руководящих, командных, распорядительных действий, но и совершение иных, не властных юридически значимых действий в рамках равноправного взаимодействия субъектов, заключения ими публичных договоров и соглашений, оказания публичных услуг. Обоснованность использования в российском административном праве категории "административно-публичная деятельность" вместо понятия "государственное управление" находит подтверждение и в европейской континентальной административно-правовой доктрине. Так, в административном праве Франции, Италии и Испании традиционно используется понятие "административная деятельность" (L'action administrative, amministrativa, La actividad de la ) и выделяются два вида такой деятельности: деятельность публичных служб (по оказанию публичных услуг) и полицейская деятельность. При этом в административно-правовой литературе названных стран не используется понятие "государственное управление" <2>. Предмет административного права увязывается с государственным управлением (verwaltung) лишь в Германии и Австрии <3>.
Статья: Муниципальное звено системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: задачи, структура и организация деятельности
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 3)- организует взаимодействие органов местного самоуправления с организациями независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы в целях обеспечения антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, расположенных на территории муниципального образования и оперативного реагирования на кризисные ситуации.
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 3)- организует взаимодействие органов местного самоуправления с организациями независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы в целях обеспечения антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, расположенных на территории муниципального образования и оперативного реагирования на кризисные ситуации.
Вопрос: Какой порядок принятия решения о создании некоммерческой организации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном: Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений; органом публичной власти федеральной территории - для бюджетных или казенных учреждений, подведомственных таким органам; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ; местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном: Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений; органом публичной власти федеральной территории - для бюджетных или казенных учреждений, подведомственных таким органам; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ; местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Статья: В ООО из МУП: как учесть формирование уставного капитала и имущество
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2024, N 14)В связи с необходимостью до 01.01.2025 сменить организационно-правовую форму многие МУП сейчас преобразовываются в ООО. И к нам поступает все больше вопросов от вовлеченных в этот процесс бухгалтеров. В основном вопросы касаются формирования уставного капитала общества, создаваемого в результате такого преобразования, и учета получаемого в его собственность имущества.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2024, N 14)В связи с необходимостью до 01.01.2025 сменить организационно-правовую форму многие МУП сейчас преобразовываются в ООО. И к нам поступает все больше вопросов от вовлеченных в этот процесс бухгалтеров. В основном вопросы касаются формирования уставного капитала общества, создаваемого в результате такого преобразования, и учета получаемого в его собственность имущества.