Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 309-КГ15-20000 по делу N А60-531/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как установлено захламление земельного участка, принадлежащего обществу на праве аренды, отходами производства и потребления (в том числе свиным навозом), что приводит к деградации почвы, общество также допустило загрязнение соседнего участка.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные по делу доказательства, руководствуясь статьями 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 39, 51 Закона об охране окружающей среды, письмом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 11.07.1995 N 01-11/29-2002 "О временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации", пунктом 8 Определений основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденных Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404, исходя из того, что захламление земельного участка отходами производства и потребления является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду (порчи почвы, как компонента окружающей среды), в результате чего происходит ее деградация, признав подтвержденным факт того, что отходами производственной деятельности, собственником которых является общество "Полевское", загрязнен соседний участок (принадлежащий Российской Федерации), суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как установлено захламление земельного участка, принадлежащего обществу на праве аренды, отходами производства и потребления (в том числе свиным навозом), что приводит к деградации почвы, общество также допустило загрязнение соседнего участка.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные по делу доказательства, руководствуясь статьями 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 39, 51 Закона об охране окружающей среды, письмом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 11.07.1995 N 01-11/29-2002 "О временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации", пунктом 8 Определений основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденных Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404, исходя из того, что захламление земельного участка отходами производства и потребления является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду (порчи почвы, как компонента окружающей среды), в результате чего происходит ее деградация, признав подтвержденным факт того, что отходами производственной деятельности, собственником которых является общество "Полевское", загрязнен соседний участок (принадлежащий Российской Федерации), суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 N 849-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Легких Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"Абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", закрепляющий понятие садового земельного участка посредством определения видов его разрешенного использования, обеспечивает реализацию одного из основных принципов земельного законодательства, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Сама по себе оспариваемая норма конституционные права граждан не нарушает.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Легких Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"Абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", закрепляющий понятие садового земельного участка посредством определения видов его разрешенного использования, обеспечивает реализацию одного из основных принципов земельного законодательства, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Сама по себе оспариваемая норма конституционные права граждан не нарушает.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Захламление земель представляет собой размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.). Определение основных понятий видов нарушения земельного законодательства, утвержденное Приказом Роскомзема 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, захламлением земель называет накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Захламление земель представляет собой размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.). Определение основных понятий видов нарушения земельного законодательства, утвержденное Приказом Роскомзема 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, захламлением земель называет накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах.
"Земельное право: Курс лекций для бакалавров"
(Романова Г.В.)
("Юстиция", 2016)Требования по охране земель сельскохозяйственного назначения содержались в акте "Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства", утв. Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404:
(Романова Г.В.)
("Юстиция", 2016)Требования по охране земель сельскохозяйственного назначения содержались в акте "Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства", утв. Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404:
Нормативные акты
<Письмо> Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231
"Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации")<2> П. 7 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404.
"Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации")<2> П. 7 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404.
Письмо Роскомзема от 26.01.1995 N 3-14/166
<Об утверждении "Памятки по осуществлению внештатными общественными инспекторами контроля за использованием и охраной земель">
(вместе с Приказом Роскомзема от 20.01.1995 N 4)- составлять протоколы о выявленных нарушениях земельного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2.1 и приложением 3 Инструкции, утвержденной Приказом Роскомзема от 18.02.94 N 18, зарегистрированным Минюстом России 28.03.94 за N 528. Классификация видов нарушений земельного законодательства осуществляется на основании характерных для них признаков, указанных в Определении основных понятий видов нарушений земельного законодательства (письмо Роскомзема от 29.03.94 N 3-14-1/404);
<Об утверждении "Памятки по осуществлению внештатными общественными инспекторами контроля за использованием и охраной земель">
(вместе с Приказом Роскомзема от 20.01.1995 N 4)- составлять протоколы о выявленных нарушениях земельного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2.1 и приложением 3 Инструкции, утвержденной Приказом Роскомзема от 18.02.94 N 18, зарегистрированным Минюстом России 28.03.94 за N 528. Классификация видов нарушений земельного законодательства осуществляется на основании характерных для них признаков, указанных в Определении основных понятий видов нарушений земельного законодательства (письмо Роскомзема от 29.03.94 N 3-14-1/404);
Статья: Разрешенное использование земельных участков: вопросы установления и изменения
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2012, N 1)Обоснованность действующей на период до 2012 г. нормы п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вызывает сомнения, так как для вынесения решения главой местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков требуется сложная и малоэффективная процедура публичных слушаний (результаты которой носят рекомендательный характер), но нет надобности в согласии правообладателя. Это создает возможность для нарушения прав лиц, использующих земельные участки. Видимо, следует признать целесообразным определение на уровне закона основных моментов того порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, который будет устанавливаться правилами землепользования и застройки.
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2012, N 1)Обоснованность действующей на период до 2012 г. нормы п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вызывает сомнения, так как для вынесения решения главой местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков требуется сложная и малоэффективная процедура публичных слушаний (результаты которой носят рекомендательный характер), но нет надобности в согласии правообладателя. Это создает возможность для нарушения прав лиц, использующих земельные участки. Видимо, следует признать целесообразным определение на уровне закона основных моментов того порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, который будет устанавливаться правилами землепользования и застройки.
"Земельный контроль: Практическое пособие"
(Тихомиров М.Ю.)
("Издательство Тихомирова М.Ю.", 2008)На практике целесообразно учитывать, что Приказом Роскомзема от 29.03.1994 N 3-14-1/404 был утвержден документ, который называется "Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства". В нем раскрывается содержание следующих понятий:
(Тихомиров М.Ю.)
("Издательство Тихомирова М.Ю.", 2008)На практике целесообразно учитывать, что Приказом Роскомзема от 29.03.1994 N 3-14-1/404 был утвержден документ, который называется "Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства". В нем раскрывается содержание следующих понятий:
"Справочник юриста по земельному праву"
(2-е издание)
(Сухова Е.А.)
("Питер Пресс", 2007)Следует отметить, что ни в одном законодательном акте не дается понятия "порча земли". Лишь в п. 8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404, текст которого официально опубликован не был, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. Характеристика данного правонарушения дополнена в Приложении N 1 к Инструкции Минприроды от 25.05.1994 "По организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России" <1>. В нем под порчей и уничтожением плодородного слоя понимается и изменение качественных характеристик, происшедших в результате нарушения правил обращения с химическими и биологическими веществами, в тех случаях, когда плодородный слой невозможно восстановить либо для его восстановления требуется значительное время.
(2-е издание)
(Сухова Е.А.)
("Питер Пресс", 2007)Следует отметить, что ни в одном законодательном акте не дается понятия "порча земли". Лишь в п. 8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404, текст которого официально опубликован не был, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. Характеристика данного правонарушения дополнена в Приложении N 1 к Инструкции Минприроды от 25.05.1994 "По организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России" <1>. В нем под порчей и уничтожением плодородного слоя понимается и изменение качественных характеристик, происшедших в результате нарушения правил обращения с химическими и биологическими веществами, в тех случаях, когда плодородный слой невозможно восстановить либо для его восстановления требуется значительное время.
"Комментарий к Федеральному закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Байтенова А.А., Кресникова Н.И.)
("Юстицинформ", 2007)Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства утверждено Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Байтенова А.А., Кресникова Н.И.)
("Юстицинформ", 2007)Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства утверждено Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404.
Статья: Исторические предпосылки и социальная обусловленность установления уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей
(Алексеенко Н.Н.)
("Российский следователь", 2011, N 19)И только в 1994 г. появилось официальное определение понятия самовольного захвата земельного участка. Согласно письму Роскомзельма от 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404 "Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства" <8> под самовольным захватом понимается "использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды".
(Алексеенко Н.Н.)
("Российский следователь", 2011, N 19)И только в 1994 г. появилось официальное определение понятия самовольного захвата земельного участка. Согласно письму Роскомзельма от 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404 "Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства" <8> под самовольным захватом понимается "использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды".
Статья: Специфика правовой природы ограниченных вещных прав на землю
(Гришин А.А.)
("Адвокат", 2008, N 6)<31> Пункт 5 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утв. Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404.
(Гришин А.А.)
("Адвокат", 2008, N 6)<31> Пункт 5 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утв. Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404.
"Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в сфере регистрации незаконных сделок с землей: Монография"
(Алексеенко Н.Н.)
("Юрист", 2013)Что же касается сторонников другой позиции, то они акцентировали внимание на моменте завладения земельным участком. Например, И.К. Тупико писал, что "самовольным захватом земель следует считать завладение земельным участком без разрешения государственных органов или землепользователей, соответствующих должностных лиц и при отсутствии других, установленных в законе оснований на завладение землей" <1>. И только в 1994 г. появилось официальное определение понятия самовольного захвата земельного участка. Согласно письму Роскомзема от 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404 "Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства" <2>, под самовольным захватом понимается "использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды".
(Алексеенко Н.Н.)
("Юрист", 2013)Что же касается сторонников другой позиции, то они акцентировали внимание на моменте завладения земельным участком. Например, И.К. Тупико писал, что "самовольным захватом земель следует считать завладение земельным участком без разрешения государственных органов или землепользователей, соответствующих должностных лиц и при отсутствии других, установленных в законе оснований на завладение землей" <1>. И только в 1994 г. появилось официальное определение понятия самовольного захвата земельного участка. Согласно письму Роскомзема от 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404 "Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства" <2>, под самовольным захватом понимается "использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды".
Статья: Самовольный захват земли: историческая и современная уголовно-правовая оценка
(Ивлева А.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2007, N 1)<10> См.: письмо Роскомзема от 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404 "Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства" // Госконтроль за использованием и охраной земель: нормат. мат-лы. Вып. 1. М., 1994. С. 62 - 65.
(Ивлева А.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2007, N 1)<10> См.: письмо Роскомзема от 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404 "Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства" // Госконтроль за использованием и охраной земель: нормат. мат-лы. Вып. 1. М., 1994. С. 62 - 65.
"Комментарий к Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Вахрушева Ю.Н., Разделкин А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)В контексте комментируемых норм интересно указать на Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденное Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404. Однако этот документ следует воспринимать лишь в качестве информационного; основные аспекты административной ответственности за нарушение земельного законодательства содержатся в КоАП РФ и законах субъектов РФ об административных правонарушениях. В частности, речь может идти о применении санкций, установленных следующими статьями КоАП РФ: 7.1, 8.6, 8.7, 8.8 и др.
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Вахрушева Ю.Н., Разделкин А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)В контексте комментируемых норм интересно указать на Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденное Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404. Однако этот документ следует воспринимать лишь в качестве информационного; основные аспекты административной ответственности за нарушение земельного законодательства содержатся в КоАП РФ и законах субъектов РФ об административных правонарушениях. В частности, речь может идти о применении санкций, установленных следующими статьями КоАП РФ: 7.1, 8.6, 8.7, 8.8 и др.