Оплата за коммунальные платежи по количеству проживающих
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата за коммунальные платежи по количеству проживающих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 по делу N 88-21019/2023 (УИД 77RS0006-02-2021-003843-34)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги.
Обстоятельства: Решением суда, вступившим в законную силу, признан недействительным договор купли-продажи квартиры, прекращено право собственности лица на квартиру, право собственности на нее признано за ответчиком.
Решение: Удовлетворено в части.То, что пункты 56, 56 (1) Правил предоставления коммунальных услуг предусматривают такой расчет для случаев, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета, не исключает возможности применения такого порядка и при расчете платы за коммунальные услуги при наличии приборов учета, сведения которых собственником исполнителю коммунальных услуг не передаются, поскольку в этом случае расчет платы также производится исходя из норматива потребления, и количество фактически проживающих лиц влияет на общий размер платы.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги.
Обстоятельства: Решением суда, вступившим в законную силу, признан недействительным договор купли-продажи квартиры, прекращено право собственности лица на квартиру, право собственности на нее признано за ответчиком.
Решение: Удовлетворено в части.То, что пункты 56, 56 (1) Правил предоставления коммунальных услуг предусматривают такой расчет для случаев, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета, не исключает возможности применения такого порядка и при расчете платы за коммунальные услуги при наличии приборов учета, сведения которых собственником исполнителю коммунальных услуг не передаются, поскольку в этом случае расчет платы также производится исходя из норматива потребления, и количество фактически проживающих лиц влияет на общий размер платы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Платежное поручение должно позволять установить, что именно по поданному заявлению уплачена государственная пошлина <5>. Индивидуализация уплаты государственной пошлины применительно к конкретному делу позволит проверить ее погашение по этому делу в случае, если будет решаться вопрос о ее возврате или зачете по другому делу <6>. Размер государственной пошлины не может выступать индивидуализирующим платеж элементом, поскольку он может быть одинаковым для неопределенного множества дела в силу установленного законом минимального размера госпошлины, а также одинакового размера взыскиваемых сумм по разным делам, например о взыскании коммунальных платежей, определяемых в зависимости от количества проживающих в жилье граждан. И если по указанным делам истец (взыскатель) к тому же прикладывает копию электронного платежного документа (а не сам подлинник платежного документа), то суд полностью лишается возможности проверить реальную уплату государственной пошлины по конкретному делу. Поэтому нельзя согласиться с позицией об отсутствии у суда оснований требовать указания в документе об уплате государственной пошлины фамилии ответчика (должника) <7> или иных идентифицирующих признаков заявления (гражданского дела).
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Платежное поручение должно позволять установить, что именно по поданному заявлению уплачена государственная пошлина <5>. Индивидуализация уплаты государственной пошлины применительно к конкретному делу позволит проверить ее погашение по этому делу в случае, если будет решаться вопрос о ее возврате или зачете по другому делу <6>. Размер государственной пошлины не может выступать индивидуализирующим платеж элементом, поскольку он может быть одинаковым для неопределенного множества дела в силу установленного законом минимального размера госпошлины, а также одинакового размера взыскиваемых сумм по разным делам, например о взыскании коммунальных платежей, определяемых в зависимости от количества проживающих в жилье граждан. И если по указанным делам истец (взыскатель) к тому же прикладывает копию электронного платежного документа (а не сам подлинник платежного документа), то суд полностью лишается возможности проверить реальную уплату государственной пошлины по конкретному делу. Поэтому нельзя согласиться с позицией об отсутствии у суда оснований требовать указания в документе об уплате государственной пошлины фамилии ответчика (должника) <7> или иных идентифицирующих признаков заявления (гражданского дела).
Ситуация: Как разделить лицевой счет по оплате коммунальных услуг между несколькими проживающими?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением согласия между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке. Суд вправе определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения с учетом количества лиц, имеющих право пользования данным помещением, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если между лицами, проживающими в жилом помещении по договору социального найма, имеется соглашение об определении порядка пользования этим жилым помещением (например, бывший член семьи нанимателя пользуется отдельной комнатой в квартире), то названные расходы могут быть определены судом с учетом данного обстоятельства (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14; п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением согласия между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке. Суд вправе определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения с учетом количества лиц, имеющих право пользования данным помещением, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если между лицами, проживающими в жилом помещении по договору социального найма, имеется соглашение об определении порядка пользования этим жилым помещением (например, бывший член семьи нанимателя пользуется отдельной комнатой в квартире), то названные расходы могут быть определены судом с учетом данного обстоятельства (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14; п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Между тем судом первой и апелляционной инстанции не учтено, что в пункте 10.1 Административного регламента определен перечень документов, содержащих сведения, необходимые для предоставления государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки, которые подлежат представлению в рамках межведомственного электронного взаимодействия, среди этих документов указаны документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства (пребывания), и справки о платежах, платежные документы (счета-квитанции или другие документы), подтверждающие производимую заявителями плату за жилое помещение и коммунальные услуги (в платежных документах указывается состав семьи (количество проживающих лиц) плательщика).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Между тем судом первой и апелляционной инстанции не учтено, что в пункте 10.1 Административного регламента определен перечень документов, содержащих сведения, необходимые для предоставления государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки, которые подлежат представлению в рамках межведомственного электронного взаимодействия, среди этих документов указаны документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства (пребывания), и справки о платежах, платежные документы (счета-квитанции или другие документы), подтверждающие производимую заявителями плату за жилое помещение и коммунальные услуги (в платежных документах указывается состав семьи (количество проживающих лиц) плательщика).
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для перерасчета платы за обращение с ТКО, поскольку начисление платы по данному виду коммунальной услуги производится исходя из общей площади жилого помещения и не зависит от количества проживающих в жилом помещении лиц, в связи с чем временное отсутствие истца в жилом помещении при наличии иных получателей услуги исполнителя не может являться основанием для перерасчета платы по указанному виду коммунальной услуги.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для перерасчета платы за обращение с ТКО, поскольку начисление платы по данному виду коммунальной услуги производится исходя из общей площади жилого помещения и не зависит от количества проживающих в жилом помещении лиц, в связи с чем временное отсутствие истца в жилом помещении при наличии иных получателей услуги исполнителя не может являться основанием для перерасчета платы по указанному виду коммунальной услуги.
Ситуация: Как оплачиваются коммунальные услуги в коммунальной квартире?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как оплачиваются коммунальные услуги в коммунальной квартире?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как оплачиваются коммунальные услуги в коммунальной квартире?
Статья: Права прописанного в квартире, но не собственника
(Васильева О., Дворовенко В., Николаенко М., Фоминых Е.)
("Жилищное право", 2024, N 12)Следует учитывать, что зарегистрированное лицо также несет определенные обязанности, связанные с проживанием в квартире. В частности, оно обязано участвовать в расходах на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также вносить плату за коммунальные услуги пропорционально количеству зарегистрированных лиц. Это положение закреплено в ст. 153 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, собственник и зарегистрированные лица разделяют финансовую ответственность за содержание квартиры и оплату коммунальных услуг.
(Васильева О., Дворовенко В., Николаенко М., Фоминых Е.)
("Жилищное право", 2024, N 12)Следует учитывать, что зарегистрированное лицо также несет определенные обязанности, связанные с проживанием в квартире. В частности, оно обязано участвовать в расходах на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также вносить плату за коммунальные услуги пропорционально количеству зарегистрированных лиц. Это положение закреплено в ст. 153 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, собственник и зарегистрированные лица разделяют финансовую ответственность за содержание квартиры и оплату коммунальных услуг.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. "г" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг);
(КонсультантПлюс, 2025)адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. "г" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг);
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Часть 2 комментируемой статьи была изменена Федеральным законом от 23 марта 2024 г. N 55-ФЗ. В частности, в действующей редакции она предусматривает, что жилое помещение передается собственником во владение и пользование другим лицам при условии обеспечения соблюдения прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, включая предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Данное изменение было обусловлено наличием так называемых резиновых квартир, когда количество проживающих в них жильцов значительно превышает существующие нормы. Причем оплата коммунальных услуг ими не производится, в результате чего она ложится на плечи других жильцов многоквартирного дома.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Часть 2 комментируемой статьи была изменена Федеральным законом от 23 марта 2024 г. N 55-ФЗ. В частности, в действующей редакции она предусматривает, что жилое помещение передается собственником во владение и пользование другим лицам при условии обеспечения соблюдения прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, включая предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Данное изменение было обусловлено наличием так называемых резиновых квартир, когда количество проживающих в них жильцов значительно превышает существующие нормы. Причем оплата коммунальных услуг ими не производится, в результате чего она ложится на плечи других жильцов многоквартирного дома.
Вопрос: Обязана ли управляющая компания производить перерасчет платы за вывоз мусора при временном отсутствии жильцов?
(Консультация эксперта, 2025)Например, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - плата за вывоз мусора) может быть определен на основании нормативов накопления таких отходов при исчислении платы за вывоз мусора исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении, либо в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты такой услуги исходя из общей площади жилого помещения. При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за вывоз мусора определяется с учетом объема контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
(Консультация эксперта, 2025)Например, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - плата за вывоз мусора) может быть определен на основании нормативов накопления таких отходов при исчислении платы за вывоз мусора исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении, либо в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты такой услуги исходя из общей площади жилого помещения. При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за вывоз мусора определяется с учетом объема контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Вопрос: Нужно ли оплачивать коммунальные услуги за жильцов с временной регистрацией?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: За жильцов с временной регистрацией нужно оплачивать коммунальные услуги, если размер платы за такие услуги рассчитывается по нормативам и зависит от количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: За жильцов с временной регистрацией нужно оплачивать коммунальные услуги, если размер платы за такие услуги рассчитывается по нормативам и зависит от количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан.
Ситуация: Как рассчитывается плата за коммунальные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)где ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)где ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;