Операционный риск проект
Подборка наиболее важных документов по запросу Операционный риск проект (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Риски быстрого реагирования
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 6)"Регулирование оказывает исключительно положительное влияние. Банкам с долгой историей управления операционным риском появление новых проектов нормативных актов регулятора помогает донастроить действующие процессы", - считают в Банке "ЗЕНИТ". Со стороны подобная перестройка "выглядит" достаточно глобальной: в частности, в "ЗЕНИТЕ" отмечают, что после вступления в силу требования Положения N 787-П по операционной надежности трансформации подверглись процессы не только в профильном подразделении, но и в смежных: IT, кибербезопасности, рисков, бизнес-подразделениях.
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 6)"Регулирование оказывает исключительно положительное влияние. Банкам с долгой историей управления операционным риском появление новых проектов нормативных актов регулятора помогает донастроить действующие процессы", - считают в Банке "ЗЕНИТ". Со стороны подобная перестройка "выглядит" достаточно глобальной: в частности, в "ЗЕНИТЕ" отмечают, что после вступления в силу требования Положения N 787-П по операционной надежности трансформации подверглись процессы не только в профильном подразделении, но и в смежных: IT, кибербезопасности, рисков, бизнес-подразделениях.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2024 N 1025-р
<Об утверждении Концепции развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года>В связи с этим необходимо определить дополнительные меры государственной финансовой и нефинансовой поддержки, направленные на снижение сроков окупаемости инвестиционных проектов, операционных затрат и рисков, а также на повышение инвестиционной привлекательности этих проектов со стороны заинтересованных участников.
<Об утверждении Концепции развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года>В связи с этим необходимо определить дополнительные меры государственной финансовой и нефинансовой поддержки, направленные на снижение сроков окупаемости инвестиционных проектов, операционных затрат и рисков, а также на повышение инвестиционной привлекательности этих проектов со стороны заинтересованных участников.
Постановление Правительства РФ от 26.08.2025 N 1273
"О вопросах, связанных с обеспечением финансовой устойчивости единого института развития в жилищной сфере"
(вместе с "Методикой расчета норматива достаточности собственных средств (капитала), норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, норматива финансового рычага и норматива ликвидности единого института развития в жилищной сфере", "Методикой количественной оценки кредитного риска", "Методикой проведения единым институтом развития в жилищной сфере стресс-тестирования достаточности собственных средств (капитала)", "Правилами осуществления контроля за соблюдением единым институтом развития в жилищной сфере плана обеспечения своей финансовой устойчивости", "Правилами учета рекомендаций межведомственной рабочей группы, созданной по решению Национального совета по обеспечению финансовой стабильности, по результатам проверки модели количественной оценки кредитного риска")29. Оценка кредитного риска осуществляется путем моделирования денежных потоков, в том числе операционных расходов, денежных расходов и выручки от проекта, в различных сценариях. В рамках симуляционной модели оценки сделок проектного финансирования рассматривается влияние на денежные потоки систематических, связанных с изменением макроэкономической обстановки, и специфических, связанных с проектом, факторов риска и шоков.
"О вопросах, связанных с обеспечением финансовой устойчивости единого института развития в жилищной сфере"
(вместе с "Методикой расчета норматива достаточности собственных средств (капитала), норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, норматива финансового рычага и норматива ликвидности единого института развития в жилищной сфере", "Методикой количественной оценки кредитного риска", "Методикой проведения единым институтом развития в жилищной сфере стресс-тестирования достаточности собственных средств (капитала)", "Правилами осуществления контроля за соблюдением единым институтом развития в жилищной сфере плана обеспечения своей финансовой устойчивости", "Правилами учета рекомендаций межведомственной рабочей группы, созданной по решению Национального совета по обеспечению финансовой стабильности, по результатам проверки модели количественной оценки кредитного риска")29. Оценка кредитного риска осуществляется путем моделирования денежных потоков, в том числе операционных расходов, денежных расходов и выручки от проекта, в различных сценариях. В рамках симуляционной модели оценки сделок проектного финансирования рассматривается влияние на денежные потоки систематических, связанных с изменением макроэкономической обстановки, и специфических, связанных с проектом, факторов риска и шоков.
Статья: Оценка рисков проектов по внедрению робототехнических комплексов
(Косорукова И.В., Перевозчиков С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Неопределенность и риски проекта принято учитывать в его финансовой модели при оценке его эффективности в денежном потоке или в ставке дисконтирования (подробнее см. [16, 17]). В случае с оценкой рисков проектов по внедрению РТК практически все описанные риски будут учитываться в денежном потоке проекта. Учет осуществляется в виде оттоков денежных средств в рамках операционной или инвестиционной деятельности предприятия. Например, если взять за основу инструменты управления риском, указанные в таблице 3, то затраты на проведение тендерного отбора поставщика, энергоаудита, контроля качества, юридическую экспертизу договоров, маркетинговый анализ, обучение персонала необходимо отнести в оттоки денежных средств по операционной деятельности, а приобретение оборудования в лизинг, нового ПО - в оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности.
(Косорукова И.В., Перевозчиков С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Неопределенность и риски проекта принято учитывать в его финансовой модели при оценке его эффективности в денежном потоке или в ставке дисконтирования (подробнее см. [16, 17]). В случае с оценкой рисков проектов по внедрению РТК практически все описанные риски будут учитываться в денежном потоке проекта. Учет осуществляется в виде оттоков денежных средств в рамках операционной или инвестиционной деятельности предприятия. Например, если взять за основу инструменты управления риском, указанные в таблице 3, то затраты на проведение тендерного отбора поставщика, энергоаудита, контроля качества, юридическую экспертизу договоров, маркетинговый анализ, обучение персонала необходимо отнести в оттоки денежных средств по операционной деятельности, а приобретение оборудования в лизинг, нового ПО - в оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности.
Статья: Каких изменений в системе управления рисками стоит ожидать в 2025 году
(Савицкая М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Банк России планирует дополнить "семейство" операционных рисков таким видом риска, как риск недобросовестного поведения <22>.
(Савицкая М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Банк России планирует дополнить "семейство" операционных рисков таким видом риска, как риск недобросовестного поведения <22>.
Статья: Документирование инженерных проектов, переход на ЭДО
(Сухоруких П.)
("Делопроизводство", 2025, N 3)Этап 1: стратегическое позиционирование. Ключевая задача руководства - позиционировать проект не как центр затрат, а как инвестицию в операционную устойчивость и конкурентное преимущество. Цель - не "сэкономить на бумаге", а снизить риски, повысить скорость принятия решений и прозрачность процессов. Это меняет отношение к проекту на всех уровнях.
(Сухоруких П.)
("Делопроизводство", 2025, N 3)Этап 1: стратегическое позиционирование. Ключевая задача руководства - позиционировать проект не как центр затрат, а как инвестицию в операционную устойчивость и конкурентное преимущество. Цель - не "сэкономить на бумаге", а снизить риски, повысить скорость принятия решений и прозрачность процессов. Это меняет отношение к проекту на всех уровнях.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<367> Проект положения Банка России "О порядке расчета величины операционного риска для включения в нормативы достаточности капитала кредитной организации и осуществления Банком России надзора за его соблюдением".
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<367> Проект положения Банка России "О порядке расчета величины операционного риска для включения в нормативы достаточности капитала кредитной организации и осуществления Банком России надзора за его соблюдением".
Статья: Договорные механизмы распределения рисков в концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Любой проект развития и модернизации инфраструктуры, реализуемый на основе концессионного соглашения, подвержен различного рода рискам: от технологических, строительных и операционных до коммерческих, финансовых, правовых (регуляторных) и политических. Под рисками в инфраструктурных проектах согласно исследованию Минэкономразвития России понимаются "вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту" <1>. Концессионные проекты в отношении инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ, также - коммунальные концессии) не являются исключением и характеризуются не только общепринятыми, но и специфическими рисками, обусловленными особенностями законодательства в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, антимонопольного и тарифного регулирования.
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Любой проект развития и модернизации инфраструктуры, реализуемый на основе концессионного соглашения, подвержен различного рода рискам: от технологических, строительных и операционных до коммерческих, финансовых, правовых (регуляторных) и политических. Под рисками в инфраструктурных проектах согласно исследованию Минэкономразвития России понимаются "вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту" <1>. Концессионные проекты в отношении инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ, также - коммунальные концессии) не являются исключением и характеризуются не только общепринятыми, но и специфическими рисками, обусловленными особенностями законодательства в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, антимонопольного и тарифного регулирования.
Вопрос: О финансовом участии (обеспечении) концедента при исполнении концессионного соглашения.
(Письмо Минфина России от 03.03.2024 N 02-12-12/18879)В случаях, когда расчетная финансово-экономическая модель концессии учитывает риски, связанные с тем, что платежи потребителей (доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности) не позволяют обеспечить возврат инвестиций и окупаемость операционных расходов, концедент принимает финансовое участие <6> в целях снижения рисков или финансирования проектов с нулевой или отрицательной доходностью.
(Письмо Минфина России от 03.03.2024 N 02-12-12/18879)В случаях, когда расчетная финансово-экономическая модель концессии учитывает риски, связанные с тем, что платежи потребителей (доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности) не позволяют обеспечить возврат инвестиций и окупаемость операционных расходов, концедент принимает финансовое участие <6> в целях снижения рисков или финансирования проектов с нулевой или отрицательной доходностью.
Вопрос: О вопросах по управлению операционным риском в кредитной организации, в том числе представлению и формированию отчетности, определению ответственных подразделений и должностных лиц.
(Письмо Банка России от 27.04.2024 N 42-8-2/1699)<6> Потери от реализации события операционного риска учитываются в отчетах по операционному риску вне зависимости от статуса события операционного риска, присвоенного ему в соответствии с абзацем десятым пункта 6.6 Положения N 716-П.
(Письмо Банка России от 27.04.2024 N 42-8-2/1699)<6> Потери от реализации события операционного риска учитываются в отчетах по операционному риску вне зависимости от статуса события операционного риска, присвоенного ему в соответствии с абзацем десятым пункта 6.6 Положения N 716-П.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)13 - 19. В положениях ч. 13 - 19 комментируемой статьи предусмотрено и регламентировано привлечение оператором по переводу денежных средств поставщика платежного приложения. Части 13 - 18 данной статьи введены с 3 июля 2019 г. Законом 2019 г. N 173-ФЗ, принятым в части регулирования сферы платежных сервисов. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, в настоящее время все большее число банков предоставляет своим клиентам возможность осуществления безналичных платежей с помощью платежных приложений, таких как ApplePay, SamsungPay, MirPay; в целях обеспечения защиты прав клиентов, снижения операционных рисков банков, законопроектом определяются требования к порядку взаимодействия банка и организации - поставщика платежного приложения; предусматривается раскрытие Банку России информации о поставщиках платежных приложений, что будет способствовать повышению эффективности оценки реализуемых банками систем и процедур управления рисками.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)13 - 19. В положениях ч. 13 - 19 комментируемой статьи предусмотрено и регламентировано привлечение оператором по переводу денежных средств поставщика платежного приложения. Части 13 - 18 данной статьи введены с 3 июля 2019 г. Законом 2019 г. N 173-ФЗ, принятым в части регулирования сферы платежных сервисов. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, в настоящее время все большее число банков предоставляет своим клиентам возможность осуществления безналичных платежей с помощью платежных приложений, таких как ApplePay, SamsungPay, MirPay; в целях обеспечения защиты прав клиентов, снижения операционных рисков банков, законопроектом определяются требования к порядку взаимодействия банка и организации - поставщика платежного приложения; предусматривается раскрытие Банку России информации о поставщиках платежных приложений, что будет способствовать повышению эффективности оценки реализуемых банками систем и процедур управления рисками.
Статья: Правовой инжиниринг в системе обеспечения НТР, проектного и процессного управления организациями
(Мажорина М.В., Никишин В.Д., Никитина А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Наукоемкий правовой инжиниринг оказывает прямое воздействие на соответствующую отрасль экономики, снимая правовые барьеры с учетом оценки рисков, ограничений и угроз применения той или иной технологии. Прикладной правовой инжиниринг производит опосредованный эффект на отрасль, содействуя ее развитию через правовое сопровождение технологических проектов и оптимизацию операционной деятельности компаний в соответствии с требованиями законодательства. Иными словами, наукоемкий правовой инжиниринг направлен на содействие запуску новых рынков товаров, работ, услуг, а прикладной правовой инжиниринг - на развитие уже существующих рынков.
(Мажорина М.В., Никишин В.Д., Никитина А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Наукоемкий правовой инжиниринг оказывает прямое воздействие на соответствующую отрасль экономики, снимая правовые барьеры с учетом оценки рисков, ограничений и угроз применения той или иной технологии. Прикладной правовой инжиниринг производит опосредованный эффект на отрасль, содействуя ее развитию через правовое сопровождение технологических проектов и оптимизацию операционной деятельности компаний в соответствии с требованиями законодательства. Иными словами, наукоемкий правовой инжиниринг направлен на содействие запуску новых рынков товаров, работ, услуг, а прикладной правовой инжиниринг - на развитие уже существующих рынков.
Вопрос: О подходах и предложениях по внедрению новых требований к управлению риском аутсорсинга в кредитных организациях.
(Письмо Банка России от 09.11.2023 N 08-42-8/10688)Проектируемые нормы проекта указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 8 апреля 2020 года N 716-П "О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе" (далее - проект указания) синхронизированы с требованиями проекта федерального закона N 404786-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>. Принимая во внимание, что в законодательстве Российской Федерации может быть предусмотрено более широкое описание периметра аутсорсинга, сообщаем, что проект указания устанавливает специальные требования в области управления риском аутсорсинга. В соответствии с релизным подходом Банка России вступление в силу проекта указания запланировано на дату не ранее 01.10.2024.
(Письмо Банка России от 09.11.2023 N 08-42-8/10688)Проектируемые нормы проекта указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 8 апреля 2020 года N 716-П "О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе" (далее - проект указания) синхронизированы с требованиями проекта федерального закона N 404786-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>. Принимая во внимание, что в законодательстве Российской Федерации может быть предусмотрено более широкое описание периметра аутсорсинга, сообщаем, что проект указания устанавливает специальные требования в области управления риском аутсорсинга. В соответствии с релизным подходом Банка России вступление в силу проекта указания запланировано на дату не ранее 01.10.2024.