Операции подлежащие обязательному контролю
Подборка наиболее важных документов по запросу Операции подлежащие обязательному контролю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов и страхования: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Банк России, Росфинмониторинг, иной административный орган) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Например, за неисполнение обязанностей по организации и осуществлению внутреннего контроля; непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Банк России, Росфинмониторинг, иной административный орган) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Например, за неисполнение обязанностей по организации и осуществлению внутреннего контроля; непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области финансов, страхования и рынка ценных бумаг: Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Должностное лицо) не представила в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (об адресе места жительства лица, совершающего операцию, ИНН и т.п.), либо представила недостоверные сведения
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Должностное лицо) не представила в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (об адресе места жительства лица, совершающего операцию, ИНН и т.п.), либо представила недостоверные сведения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учет драгметаллов в вопросах и ответах: контроль операций купли-продажи, расчет ОВП
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)Операции, подлежащие обязательному контролю
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)Операции, подлежащие обязательному контролю
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
Статья: К вопросу о признании малозначительными некоторых административных правонарушений в сфере финансового мониторинга
(Прошунин М.М., Салюк А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Квалификация действий лица по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ осуществляется в случае совершения действий (бездействия), не повлекших непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо подозрительных операциях (операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма), но приведших к представлению названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
(Прошунин М.М., Салюк А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Квалификация действий лица по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ осуществляется в случае совершения действий (бездействия), не повлекших непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо подозрительных операциях (операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма), но приведших к представлению названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
Статья: Правовые основы и перспективы использования цифровых финансовых активов и цифровой валюты в трансграничных операциях
(Исмаилов И.Ш.)
("Финансовое право", 2024, N 10)В условиях санкционных ограничений и попытки обеспечения вовлеченности отечественных экспортеров и импортеров в мировую торговлю в России были приняты соответствующие поправки в законодательство, признавшие валютными ценностями и позволившие использовать в качестве средства платежа цифровые финансовые активы, цифровые права и утилитарные цифровые права, но только во внешнеэкономической деятельности, а такие операции будут подлежать обязательному контролю <11>.
(Исмаилов И.Ш.)
("Финансовое право", 2024, N 10)В условиях санкционных ограничений и попытки обеспечения вовлеченности отечественных экспортеров и импортеров в мировую торговлю в России были приняты соответствующие поправки в законодательство, признавшие валютными ценностями и позволившие использовать в качестве средства платежа цифровые финансовые активы, цифровые права и утилитарные цифровые права, но только во внешнеэкономической деятельности, а такие операции будут подлежать обязательному контролю <11>.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Ломбарды отнесены положением абз. 7 ч. 1 ст. 5 названного Закона в его целях к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или иных ценностей в ломбард предусмотрено в подп. 4 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 607-ФЗ <101>) среди "иных" операций с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю. Согласно указанному пункту операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Ломбарды отнесены положением абз. 7 ч. 1 ст. 5 названного Закона в его целях к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или иных ценностей в ломбард предусмотрено в подп. 4 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 607-ФЗ <101>) среди "иных" операций с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю. Согласно указанному пункту операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее;
Статья: Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изъятие земельного участка в принудительном порядке по решению суда на основании ст. 282 ГК РФ и п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ не является сделкой. Следовательно, операция по переводу денежных средств, являющихся возмещением по принудительному изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании решения суда, не соответствует критериям отнесения операции к подлежащим обязательному контролю в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ). Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое на основании соглашения об изъятии, должно рассматриваться в качестве сделки, а операция по переводу денежных средств, являющихся возмещением по изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании соглашения об изъятии, на сумму, равную или превышающую 5 млн руб., либо эквивалент в иностранной валюте подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ (Письмо Росфинмониторинга от 28.03.2025 N 01-01-33/8549 "О рассмотрении обращения").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изъятие земельного участка в принудительном порядке по решению суда на основании ст. 282 ГК РФ и п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ не является сделкой. Следовательно, операция по переводу денежных средств, являющихся возмещением по принудительному изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании решения суда, не соответствует критериям отнесения операции к подлежащим обязательному контролю в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ). Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое на основании соглашения об изъятии, должно рассматриваться в качестве сделки, а операция по переводу денежных средств, являющихся возмещением по изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании соглашения об изъятии, на сумму, равную или превышающую 5 млн руб., либо эквивалент в иностранной валюте подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ (Письмо Росфинмониторинга от 28.03.2025 N 01-01-33/8549 "О рассмотрении обращения").
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Так, положение абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ <144>) относит приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет к числу операций, которые подлежат обязательному контролю, а положение подп. 1 п. 1 ст. 7 названного Закона обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, до приема на обслуживание идентифицировать клиента.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Так, положение абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ <144>) относит приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет к числу операций, которые подлежат обязательному контролю, а положение подп. 1 п. 1 ст. 7 названного Закона обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, до приема на обслуживание идентифицировать клиента.
Вопрос: О приостановлении операции и направлении сведений о ней как о подлежащей обязательному контролю при погашении займа физлицом, включенным в Перечень экстремистов/террористов, и заполнении ФЭС МФО.
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)Вопрос: У членов саморегулируемой организации микрофинансовых организаций (далее - МФО, Общество) возникают вопросы о порядке распределения обязанности направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, между МФО и кредитными организациями (далее - КО), участвующими в проведении операции погашения обязательств по выданному микрозайму, одной из сторон которой является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организаций или физического лица (далее - ОПОК).
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)Вопрос: У членов саморегулируемой организации микрофинансовых организаций (далее - МФО, Общество) возникают вопросы о порядке распределения обязанности направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, между МФО и кредитными организациями (далее - КО), участвующими в проведении операции погашения обязательств по выданному микрозайму, одной из сторон которой является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организаций или физического лица (далее - ОПОК).
Статья: Правовое положение инвесторов - физических лиц, участвующих в деятельности с использованием инвестиционных платформ
(Борлакова К.Д.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)<25> Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 331-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (СЗ РФ. 2022. N 29 (часть III). Ст. 5298) порог суммы, на которую совершается операция, подлежащая обязательному контролю, увеличена до 1 млн руб.
(Борлакова К.Д.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)<25> Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 331-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (СЗ РФ. 2022. N 29 (часть III). Ст. 5298) порог суммы, на которую совершается операция, подлежащая обязательному контролю, увеличена до 1 млн руб.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В названном Письме Минфина России от 25 декабря 2013 г. N 07-04-15/57289 при применении указанного документа N ПЗ-11/2013 предписано иметь в виду, что внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон, организуется и осуществляется экономическим субъектом в соответствии с такими федеральными законами. В качестве примера такого "иного" федерального законодательного акта можно упомянуть Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <236>, предусматривающий внутренний контроль, представляющий собой согласно определению, данному в ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ <237>) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В названном Письме Минфина России от 25 декабря 2013 г. N 07-04-15/57289 при применении указанного документа N ПЗ-11/2013 предписано иметь в виду, что внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон, организуется и осуществляется экономическим субъектом в соответствии с такими федеральными законами. В качестве примера такого "иного" федерального законодательного акта можно упомянуть Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <236>, предусматривающий внутренний контроль, представляющий собой согласно определению, данному в ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ <237>) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Статья: Элементы правового и регуляторного рисков, подлежащих учету при осуществлении в кредитной организации деятельности по ПОД/ФТ
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)- участие сотрудников подразделения, ответственного за организацию системы ПОД/ФТ и реализацию ПВК по ПОД/ФТ, подразделений кредитной организации, участвующих в осуществлении банковских операций и других сделок, юридического подразделения, подразделения безопасности, службы внутреннего аудита, службы внутреннего контроля кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)- участие сотрудников подразделения, ответственного за организацию системы ПОД/ФТ и реализацию ПВК по ПОД/ФТ, подразделений кредитной организации, участвующих в осуществлении банковских операций и других сделок, юридического подразделения, подразделения безопасности, службы внутреннего аудита, службы внутреннего контроля кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Статья: Пути совершенствования государственно-частного партнерства в сфере противодействия финансированию терроризма
(Милосердова Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)Проблемный вопрос заключается в том, что подразделения финансовых разведок полагаются на получение сообщений о подозрительных операциях, т.е. тех операциях, которые подлежат обязательному контролю. Однако часто террористы, не желая попадать в поле зрения правоохранительных и иных государственных органов, используют, например, методы дробления и совершают транзакции на небольшие суммы, не достигающие пороговых значений для мониторинга и отчетности. Кроме этого, террористы все чаще прибегают к использованию посредников, также известных как дропы, на счета которых собираются средства и отправляются или обналичиваются в конечном счете в пользу террористов <6>. Такие схемы значительно снижают уровень выявления фактов финансирования терроризма правоохранительными органами.
(Милосердова Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)Проблемный вопрос заключается в том, что подразделения финансовых разведок полагаются на получение сообщений о подозрительных операциях, т.е. тех операциях, которые подлежат обязательному контролю. Однако часто террористы, не желая попадать в поле зрения правоохранительных и иных государственных органов, используют, например, методы дробления и совершают транзакции на небольшие суммы, не достигающие пороговых значений для мониторинга и отчетности. Кроме этого, террористы все чаще прибегают к использованию посредников, также известных как дропы, на счета которых собираются средства и отправляются или обналичиваются в конечном счете в пользу террористов <6>. Такие схемы значительно снижают уровень выявления фактов финансирования терроризма правоохранительными органами.