Операции обязательного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Операции обязательного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов и страхования: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Банк России, Росфинмониторинг, иной административный орган) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Например, за неисполнение обязанностей по организации и осуществлению внутреннего контроля; непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Банк России, Росфинмониторинг, иной административный орган) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Например, за неисполнение обязанностей по организации и осуществлению внутреннего контроля; непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области финансов, страхования и рынка ценных бумаг: Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Должностное лицо) не представила в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (об адресе места жительства лица, совершающего операцию, ИНН и т.п.), либо представила недостоверные сведения
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Должностное лицо) не представила в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (об адресе места жительства лица, совершающего операцию, ИНН и т.п.), либо представила недостоверные сведения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учет драгметаллов в вопросах и ответах: контроль операций купли-продажи, расчет ОВП
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)Операции, подлежащие обязательному контролю
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)Операции, подлежащие обязательному контролю
Вопрос: Об отдельных вопросах, касающихся обязательного контроля операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
(Письмо Банка России от 07.08.2025 N 43-7-2/18277)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися применения норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в части обязательного контроля операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
(Письмо Банка России от 07.08.2025 N 43-7-2/18277)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися применения норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в части обязательного контроля операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<7> Пояснительная записка к законопроекту N 658358-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части совершенствования системы обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом)".
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<7> Пояснительная записка к законопроекту N 658358-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части совершенствования системы обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом)".
Статья: Проблемы имплементации в национальное банковское законодательство международных требований в сфере противодействия легализации (отмывания) преступных доходов на примере деятельности НКО в России и США
(Амельков А.Н., Ермолаева В.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)<10> НСФР направил в Госдуму сводную отрицательную позицию кредитных организаций по законопроекту о введении новой категории операций обязательного контроля по ПОД/ФТ // Официальный сайт НСФР. URL: https://rosfinsovet.ru/informatsiya/news/nsfr-napravil-v-gosdumu-svodnuyu-otritsatelnuyu-pozitsiyu-kreditnykh-organizatsii-po-zakonoproektu-o-vvedenii-novoi-kategorii-operatsii-obyazatelnogo-kontrolya-po-pod-ft-3429 (дата обращения: 08.11.2021).
(Амельков А.Н., Ермолаева В.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)<10> НСФР направил в Госдуму сводную отрицательную позицию кредитных организаций по законопроекту о введении новой категории операций обязательного контроля по ПОД/ФТ // Официальный сайт НСФР. URL: https://rosfinsovet.ru/informatsiya/news/nsfr-napravil-v-gosdumu-svodnuyu-otritsatelnuyu-pozitsiyu-kreditnykh-organizatsii-po-zakonoproektu-o-vvedenii-novoi-kategorii-operatsii-obyazatelnogo-kontrolya-po-pod-ft-3429 (дата обращения: 08.11.2021).
Вопрос: Об обязательном контроле операций, связанных с куплей-продажей драгоценных металлов и камней, а также операций по счетам организаций и ИП, осуществляющих такую куплю-продажу.
(Письмо Банка России от 03.06.2025 N 43-7-2/12928)Вопрос: 20.08.2025 вступит в силу новая редакция Закона N 115-ФЗ <1> с изменениями, внесенными Законом N 88-ФЗ <2> (далее - Закон N 115-ФЗ).
(Письмо Банка России от 03.06.2025 N 43-7-2/12928)Вопрос: 20.08.2025 вступит в силу новая редакция Закона N 115-ФЗ <1> с изменениями, внесенными Законом N 88-ФЗ <2> (далее - Закон N 115-ФЗ).
Вопрос: О вопросах, связанных с обязательным контролем операций по счетам юрлиц или ИП, осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных и других изделий из них, лома таких изделий.
(Письмо Банка России от 11.06.2025 N 43-7-2/13724)Вопрос: Банк просит дать разъяснения по вопросам применения Федерального закона N 115-ФЗ <1> (в ред. Федерального закона N 88-ФЗ <2>).
(Письмо Банка России от 11.06.2025 N 43-7-2/13724)Вопрос: Банк просит дать разъяснения по вопросам применения Федерального закона N 115-ФЗ <1> (в ред. Федерального закона N 88-ФЗ <2>).
Вопрос: Об обязательном контроле операции по списанию денежных средств со счета клиента в пользу получателя, отнесенного к группе высокой или средней степени риска совершения подозрительных операций.
(Письмо Банка России от 02.11.2023 N 12-4-2/8196)Вопрос: У банков возникают вопросы по применению Приказа Росфинмониторинга N 52 <1> и по заполнению полей ФЭС <2> в соответствии с Указанием Банка России N 5861-У <3>.
(Письмо Банка России от 02.11.2023 N 12-4-2/8196)Вопрос: У банков возникают вопросы по применению Приказа Росфинмониторинга N 52 <1> и по заполнению полей ФЭС <2> в соответствии с Указанием Банка России N 5861-У <3>.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Ломбарды отнесены положением абз. 7 ч. 1 ст. 5 названного Закона в его целях к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или иных ценностей в ломбард предусмотрено в подп. 4 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 607-ФЗ <101>) среди "иных" операций с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю. Согласно указанному пункту операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Ломбарды отнесены положением абз. 7 ч. 1 ст. 5 названного Закона в его целях к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или иных ценностей в ломбард предусмотрено в подп. 4 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 607-ФЗ <101>) среди "иных" операций с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю. Согласно указанному пункту операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее;
Статья: Применение искусственного интеллекта в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Параллельно в базе данных финансовых расследований Росфинмониторинга обрабатывается информация о транзакциях по банковским картам (операции обязательного контроля и подозрительные финансовые операции по сообщениям кредитных организаций). Эти сведения также относятся к BIG DATA. Информация онлайн-платформ сочетает как структурированную, так и неструктурированную информацию в больших массивах из различных источников (тексты, фото, видео, звук, геолокация и др.).
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Параллельно в базе данных финансовых расследований Росфинмониторинга обрабатывается информация о транзакциях по банковским картам (операции обязательного контроля и подозрительные финансовые операции по сообщениям кредитных организаций). Эти сведения также относятся к BIG DATA. Информация онлайн-платформ сочетает как структурированную, так и неструктурированную информацию в больших массивах из различных источников (тексты, фото, видео, звук, геолокация и др.).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Так, положение абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ <144>) относит приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет к числу операций, которые подлежат обязательному контролю, а положение подп. 1 п. 1 ст. 7 названного Закона обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, до приема на обслуживание идентифицировать клиента.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Так, положение абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ <144>) относит приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет к числу операций, которые подлежат обязательному контролю, а положение подп. 1 п. 1 ст. 7 названного Закона обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, до приема на обслуживание идентифицировать клиента.