ОЭСР или ФАТФ
Подборка наиболее важных документов по запросу ОЭСР или ФАТФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние нового минимального корпоративного налога на деофшоризацию мировой экономики
(Тригуб Е.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)В настоящее время характерной чертой антиофшорной политики является ее реализация не каждым отдельно взятым государством, а совместными усилиями за счет кооперации стран [4]. Поэтому государства стремятся на международном уровне решить проблему, с которой не удается справиться в рамках национальных инициатив. Основными международными организациями, которые разрабатывают меры по деофшоризации, являются: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Европейский союз, Организация Объединенных Наций и др. [5]. Ряд инициатив также предлагается такими неформальными объединениями, как "Большая семерка" и "Большая двадцатка".
(Тригуб Е.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)В настоящее время характерной чертой антиофшорной политики является ее реализация не каждым отдельно взятым государством, а совместными усилиями за счет кооперации стран [4]. Поэтому государства стремятся на международном уровне решить проблему, с которой не удается справиться в рамках национальных инициатив. Основными международными организациями, которые разрабатывают меры по деофшоризации, являются: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Европейский союз, Организация Объединенных Наций и др. [5]. Ряд инициатив также предлагается такими неформальными объединениями, как "Большая семерка" и "Большая двадцатка".
Статья: Некоторые исторические и правовые аспекты зарождения, становления и кризиса института банковской тайны
(Кулагин И.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)В процессе противостояния с правовым институтом банковской тайны в первую очередь нужно рассматривать влияние таких международных организаций, как ОЭСР и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В апреле 2009 г. лидеры "Большой двадцатки" заявили: "...эра банковской тайны закончилась..." <20>. С 1990 г. ФАТФ разрабатываются различные рекомендации по борьбе с отмыванием денег. В эти рекомендации включаются конкретные предложения стран-участников по совершенствованию своих законодательных систем и финансовых структур, направленные на повышение эффективности их совместной борьбы с отмыванием денег. Важно отметить, что положения и нормы, вырабатываемые этими международными организациями, распространяются в большинстве государств посредством центральных банков <21>. Так, в сферу публичного права постепенно вводятся те правовые институты, которые прежде являлись исключительно областью частной жизни и частного права.
(Кулагин И.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)В процессе противостояния с правовым институтом банковской тайны в первую очередь нужно рассматривать влияние таких международных организаций, как ОЭСР и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В апреле 2009 г. лидеры "Большой двадцатки" заявили: "...эра банковской тайны закончилась..." <20>. С 1990 г. ФАТФ разрабатываются различные рекомендации по борьбе с отмыванием денег. В эти рекомендации включаются конкретные предложения стран-участников по совершенствованию своих законодательных систем и финансовых структур, направленные на повышение эффективности их совместной борьбы с отмыванием денег. Важно отметить, что положения и нормы, вырабатываемые этими международными организациями, распространяются в большинстве государств посредством центральных банков <21>. Так, в сферу публичного права постепенно вводятся те правовые институты, которые прежде являлись исключительно областью частной жизни и частного права.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, юридические лица - резиденты, являющиеся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами и физическими лицами - резидентами в наличной форме в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации за приобретенные у таких юридических лиц - резидентов выставочные образцы ювелирных изделий в месте проведения международной выставки в случае, если указанные реализованные выставочные образцы классифицируются в товарных позициях 7113, 7114, 7116 - 7118 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, юридические лица - резиденты, являющиеся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами и физическими лицами - резидентами в наличной форме в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации за приобретенные у таких юридических лиц - резидентов выставочные образцы ювелирных изделий в месте проведения международной выставки в случае, если указанные реализованные выставочные образцы классифицируются в товарных позициях 7113, 7114, 7116 - 7118 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"1) иностранные организации с местом учреждения в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл), и (или) членами Евразийского экономического союза;
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"1) иностранные организации с местом учреждения в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл), и (или) членами Евразийского экономического союза;
Статья: Молчание обвиняемого в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации и иностранных юрисдикций
(Шатайлюк Е.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)2) установлено, что имеющиеся факты и обстоятельства позволяют обосновать подозрение (именно подозрение, а не обвинение) в отмывании доходов (англ. "contribute to a suspicion of money laundering"); для того чтобы прийти к такому подозрению, можно использовать различные индикаторы, в том числе опираться на общеизвестные знания <35> и информацию о типологиях отмывания, в том числе выявляемых как международными организациями (например, ФАТФ и ОЭСР), так и национальным подразделением финансовой разведки;
(Шатайлюк Е.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)2) установлено, что имеющиеся факты и обстоятельства позволяют обосновать подозрение (именно подозрение, а не обвинение) в отмывании доходов (англ. "contribute to a suspicion of money laundering"); для того чтобы прийти к такому подозрению, можно использовать различные индикаторы, в том числе опираться на общеизвестные знания <35> и информацию о типологиях отмывания, в том числе выявляемых как международными организациями (например, ФАТФ и ОЭСР), так и национальным подразделением финансовой разведки;
Статья: Современная модель надзора за некредитными финансовыми организациями
(Чистюхин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Правовое регулирование на финансовом рынке в Российской Федерации основывается на лучшей мировой практике, лежащей в основе рекомендаций ведущих международных организаций и объединений - Совета по финансовой стабильности (FSB), ОЭСР (OECD), ФАТФ (FATF), Банка международных расчетов (BIS), Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS) и т.д. Следует отметить, что подходы к регулированию финансового рынка в целом и надзора за некредитными финансовыми организациями в частности за последние два десятилетия претерпели существенные изменения. Так, в зарубежной юридической научной литературе выделяют три концептуальные модели регулирования общественных отношений на финансовом рынке - "регулирование, основанное на принципах" (principle-based regulation), "регулирование, основанное на правилах" (rules-based regulation) и "регулирование, основанное на суждении" (judgement-based regulation). К сожалению, ни в отечественной науке теории государства и права, ни в российском публичном финансовом праве соответствующая тема не нашла должного освещения. Между тем понимание сути и различий указанных концепций носит принципиальный характер для настоящего исследования, поскольку позволяет, во-первых, проследить эволюцию модели правового регулирования надзора за некредитными финансовыми организациями, а во-вторых, спрогнозировать дальнейшее развитие финансового законодательства Российской Федерации.
(Чистюхин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Правовое регулирование на финансовом рынке в Российской Федерации основывается на лучшей мировой практике, лежащей в основе рекомендаций ведущих международных организаций и объединений - Совета по финансовой стабильности (FSB), ОЭСР (OECD), ФАТФ (FATF), Банка международных расчетов (BIS), Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS) и т.д. Следует отметить, что подходы к регулированию финансового рынка в целом и надзора за некредитными финансовыми организациями в частности за последние два десятилетия претерпели существенные изменения. Так, в зарубежной юридической научной литературе выделяют три концептуальные модели регулирования общественных отношений на финансовом рынке - "регулирование, основанное на принципах" (principle-based regulation), "регулирование, основанное на правилах" (rules-based regulation) и "регулирование, основанное на суждении" (judgement-based regulation). К сожалению, ни в отечественной науке теории государства и права, ни в российском публичном финансовом праве соответствующая тема не нашла должного освещения. Между тем понимание сути и различий указанных концепций носит принципиальный характер для настоящего исследования, поскольку позволяет, во-первых, проследить эволюцию модели правового регулирования надзора за некредитными финансовыми организациями, а во-вторых, спрогнозировать дальнейшее развитие финансового законодательства Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В прежней редакции ч. 1 комментируемой статьи устанавливалось, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Изменение внесено Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 155-ФЗ, разработчиками проекта которого отмечалось следующее: в целях устранения коллизии между положениями ч. 1 и редакции ч. 2 комментируемой статьи (действующей с 1 января 2007 г.), а также в целях установления возможности осуществления резидентами операций, связанных с трансграничными переводами валюты России, законопроект предусматривает установление норм, позволяющих резидентам открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте России в банках, расположенных за пределами территории России; кроме того, законопроектом вносятся соответствующие изменения в ч. 1, 5 и 6.1 комментируемой статьи, предусматривающие основания для зачисления/списания валюты России на такие счета (во вклады).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В прежней редакции ч. 1 комментируемой статьи устанавливалось, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Изменение внесено Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 155-ФЗ, разработчиками проекта которого отмечалось следующее: в целях устранения коллизии между положениями ч. 1 и редакции ч. 2 комментируемой статьи (действующей с 1 января 2007 г.), а также в целях установления возможности осуществления резидентами операций, связанных с трансграничными переводами валюты России, законопроект предусматривает установление норм, позволяющих резидентам открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте России в банках, расположенных за пределами территории России; кроме того, законопроектом вносятся соответствующие изменения в ч. 1, 5 и 6.1 комментируемой статьи, предусматривающие основания для зачисления/списания валюты России на такие счета (во вклады).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Совет по финансовой стабильности <2> является еще одной организацией, которая обеспокоена влиянием рынка криптовалют на финансовую систему государств и мира. После краха ключевых поставщиков услуг в экосистеме криптоактивов и быстрого распространения возникших в связи с этим рисков на другие части экосистемы было принято решение о подготовке рекомендаций. Одной из причин стали события 2022 г., связанные с банкротством ряда участников рынка, включая банкротство одной из крупнейших торговых платформ FTX, которое привело к банкротству ряда участников, связанных с ее деятельностью, помимо убытков, понесенных клиентами. Совет по финансовой стабильности при разработке рекомендаций сотрудничал с рядом международных организаций: Базельским комитетом по банковскому надзору, Комитетом по платежным и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов (CPMI), Международной комиссией по ценным бумагам (IOSCO), Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ключевыми положениями документа являются:
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Совет по финансовой стабильности <2> является еще одной организацией, которая обеспокоена влиянием рынка криптовалют на финансовую систему государств и мира. После краха ключевых поставщиков услуг в экосистеме криптоактивов и быстрого распространения возникших в связи с этим рисков на другие части экосистемы было принято решение о подготовке рекомендаций. Одной из причин стали события 2022 г., связанные с банкротством ряда участников рынка, включая банкротство одной из крупнейших торговых платформ FTX, которое привело к банкротству ряда участников, связанных с ее деятельностью, помимо убытков, понесенных клиентами. Совет по финансовой стабильности при разработке рекомендаций сотрудничал с рядом международных организаций: Базельским комитетом по банковскому надзору, Комитетом по платежным и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов (CPMI), Международной комиссией по ценным бумагам (IOSCO), Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ключевыми положениями документа являются:
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) на срок свыше двух лет (п. 1 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании);
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) на срок свыше двух лет (п. 1 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании);