Охранная зона сетей газоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона сетей газоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 07.12.2023 N 88-34512/2023 (УИД 50RS0015-01-2022-004120-49)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) О возложении обязанности восстановить подъездную дорогу к земельным участкам, внести изменения в генеральный план муниципального образования.
Обстоятельства: Истцам на праве собственности принадлежат земельные участки. В непосредственной близости от их земельных участков расположены земельные участки, принадлежащие ответчикам, указанные земельные участки примыкают к смежным земельным участкам, которые расположены на месте существования подъездной дороги к участкам истцов, данные участки ответчики присоединили к своим участкам.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Из возражений ответчиков М. и П.С. следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N с дорогами общего пользования не граничат и с 08 мая 2015 г. распоряжением Министерства Экологии и природопользования Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ обременены охранной зоной газораспределительной сети. Как следует из ответа Филиала АО "Мособлгаз" Северо-Запад от ДД.ММ.ГГГГ N в границах данных участков расположен действующий газопровод высокого давления для газоснабжения жилых домов <адрес>", находящиеся на балансе АО "Мособлгаз". Полагают, что истцами не представлено доказательств того, что в 2000 г. через земельные участки с кадастровыми номерами N и N была оборудована подъездная муниципальная дорога. Представленная ими схема генплана размещения двух участков ЛПХ на территории Павло-Слободского сельского округа с пометкой "предварительно" не может являться доказательством наличия муниципальной дороги, о которой истцы заявляют.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) О возложении обязанности восстановить подъездную дорогу к земельным участкам, внести изменения в генеральный план муниципального образования.
Обстоятельства: Истцам на праве собственности принадлежат земельные участки. В непосредственной близости от их земельных участков расположены земельные участки, принадлежащие ответчикам, указанные земельные участки примыкают к смежным земельным участкам, которые расположены на месте существования подъездной дороги к участкам истцов, данные участки ответчики присоединили к своим участкам.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Из возражений ответчиков М. и П.С. следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N с дорогами общего пользования не граничат и с 08 мая 2015 г. распоряжением Министерства Экологии и природопользования Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ обременены охранной зоной газораспределительной сети. Как следует из ответа Филиала АО "Мособлгаз" Северо-Запад от ДД.ММ.ГГГГ N в границах данных участков расположен действующий газопровод высокого давления для газоснабжения жилых домов <адрес>", находящиеся на балансе АО "Мособлгаз". Полагают, что истцами не представлено доказательств того, что в 2000 г. через земельные участки с кадастровыми номерами N и N была оборудована подъездная муниципальная дорога. Представленная ими схема генплана размещения двух участков ЛПХ на территории Павло-Слободского сельского округа с пометкой "предварительно" не может являться доказательством наличия муниципальной дороги, о которой истцы заявляют.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2024 N 15АП-10882/2024, 15АП-11409/2024 по делу N А32-48301/2022
Требование: О сносе торговых павильонов, об обязании устранить нарушения охранной зоны подземного газопровода.
Встречное требование: Об обязании осуществить перенос газопровода за границы земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, устанавливают правовой режим использования участка в пределах охранных зон в случае законного строительства систем газоснабжения (законного занятия участка) и не исключают необходимость получения прав на участок для строительства.
Требование: О сносе торговых павильонов, об обязании устранить нарушения охранной зоны подземного газопровода.
Встречное требование: Об обязании осуществить перенос газопровода за границы земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, устанавливают правовой режим использования участка в пределах охранных зон в случае законного строительства систем газоснабжения (законного занятия участка) и не исключают необходимость получения прав на участок для строительства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль Конституционного Суда России в конституционализации экономической свободы личности
(Плотникова И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)При возникновении же коллизий между нормами отраслевого законодательства последние, по утверждению Суда, должны толковаться и применяться в пользу прав и законных интересов человека, исходя из ст. 2 и 18 Конституции РФ. В Постановлении от 11 ноября 2021 г. N 48-П по делу о проверке конституционности положений п. 6 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ю.В. Тихонова Конституционным Судом РФ были рассмотрены коллизии норм гражданского законодательства (касающиеся защиты прав лица, которое добросовестно возвело жилой дом и иные хозяйственные постройки на принадлежащем ему земельном участке, но при этом не знало и не могло знать об ограничении использования своего земельного участка ввиду его нахождения в охранной зоне газораспределительных сетей) и закона о газоснабжении, предусматривающего снос зданий и сооружений, построенных ближе установленных минимальных расстояний до объектов газоснабжения, за счет их владельца. Суд отметил, что в случае повышенной опасности производственных объектов снос объектов, находящихся в охранных зонах, может быть произведен при условии возмещения собственнику земельного участка всех убытков, возникших в связи с произведенным сносом.
(Плотникова И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)При возникновении же коллизий между нормами отраслевого законодательства последние, по утверждению Суда, должны толковаться и применяться в пользу прав и законных интересов человека, исходя из ст. 2 и 18 Конституции РФ. В Постановлении от 11 ноября 2021 г. N 48-П по делу о проверке конституционности положений п. 6 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ю.В. Тихонова Конституционным Судом РФ были рассмотрены коллизии норм гражданского законодательства (касающиеся защиты прав лица, которое добросовестно возвело жилой дом и иные хозяйственные постройки на принадлежащем ему земельном участке, но при этом не знало и не могло знать об ограничении использования своего земельного участка ввиду его нахождения в охранной зоне газораспределительных сетей) и закона о газоснабжении, предусматривающего снос зданий и сооружений, построенных ближе установленных минимальных расстояний до объектов газоснабжения, за счет их владельца. Суд отметил, что в случае повышенной опасности производственных объектов снос объектов, находящихся в охранных зонах, может быть произведен при условии возмещения собственнику земельного участка всех убытков, возникших в связи с произведенным сносом.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)169) создания условий для развития газификации и участия в организации газоснабжения граждан, утверждения программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, установления, изменения, прекращения существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)169) создания условий для развития газификации и участия в организации газоснабжения граждан, утверждения программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, установления, изменения, прекращения существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети;
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)169) создания условий для развития газификации и участия в организации газоснабжения граждан, утверждения программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, установления, изменения, прекращения существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)169) создания условий для развития газификации и участия в организации газоснабжения граждан, утверждения программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, установления, изменения, прекращения существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети;
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) в абзаце третьем части второй статьи 8 слова "правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения," заменить словами "положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов,";
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) в абзаце третьем части второй статьи 8 слова "правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения," заменить словами "положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов,";
Вопрос: Нужно ли утверждать границы охранных зон в государственных или муниципальных органах?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение об установлении, изменении и о прекращении существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети принимается органом государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительным органом власти федеральной территории (ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение об установлении, изменении и о прекращении существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети принимается органом государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительным органом власти федеральной территории (ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
Статья: Проблемы квалификации самовольных построек в современном российском праве
(Карпов И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)В итоговом определении по этому спору от 13 января 2021 года N 88-787/2021 Первый кассационный суд общей юрисдикции указал следующее. Возведение зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения, охранной зоны и зоны нормативного расстояния (минимально допустимого расстояния) до газопровода высокого давления само по себе не может служить достаточным основанием для возложения на собственника (владельца) такой постройки обязанности за счет собственных средств освободить от зданий, строений и сооружений охранную зону и зону нормативного расстояния (минимально допустимого расстояния) до газопровода посредством сноса этих зданий, строений и сооружений, а обеспечение требований безопасности при осуществлении строительства и газоснабжения подлежит иными способами за счет виновного лица. Виновность же ответчика - собственника спорных зданий и строений (его правопредшественника либо иного лица, за совершение действий которого ответчик несет гражданско-правовую ответственность в силу прямого указания закона или договора) в допущении нарушения, служащая одним из условий возникновения гражданско-правовой ответственности, своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судами нижестоящих инстанций не нашла. Указание истцом на наличие вины органа местного самоуправления юридического значения применительно к предмету и основаниям заявленного иска не имеет, поскольку гражданско-правовой ответственности в виде сноса зданий и строений за собственный счет ответчика не влечет. При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований о сносе не имеется.
(Карпов И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)В итоговом определении по этому спору от 13 января 2021 года N 88-787/2021 Первый кассационный суд общей юрисдикции указал следующее. Возведение зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения, охранной зоны и зоны нормативного расстояния (минимально допустимого расстояния) до газопровода высокого давления само по себе не может служить достаточным основанием для возложения на собственника (владельца) такой постройки обязанности за счет собственных средств освободить от зданий, строений и сооружений охранную зону и зону нормативного расстояния (минимально допустимого расстояния) до газопровода посредством сноса этих зданий, строений и сооружений, а обеспечение требований безопасности при осуществлении строительства и газоснабжения подлежит иными способами за счет виновного лица. Виновность же ответчика - собственника спорных зданий и строений (его правопредшественника либо иного лица, за совершение действий которого ответчик несет гражданско-правовую ответственность в силу прямого указания закона или договора) в допущении нарушения, служащая одним из условий возникновения гражданско-правовой ответственности, своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судами нижестоящих инстанций не нашла. Указание истцом на наличие вины органа местного самоуправления юридического значения применительно к предмету и основаниям заявленного иска не имеет, поскольку гражданско-правовой ответственности в виде сноса зданий и строений за собственный счет ответчика не влечет. При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований о сносе не имеется.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Сборы за первичное благоустройство связаны с мероприятиями, необходимыми для развития городских территорий, за счет строительства дорог, парковок, канализаций, водопроводных сетей, сетей электроснабжения и газоснабжения, уличного освещения и оборудованных зеленых зон. Сборы за вторичное благоустройство - с созданием детских садов, школ, спортивных сооружений, культурных и медицинских учреждений. Эти сборы также включают работы по утилизации отходов, очистке загрязненных территорий и другие мероприятия по охране окружающей среды.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Сборы за первичное благоустройство связаны с мероприятиями, необходимыми для развития городских территорий, за счет строительства дорог, парковок, канализаций, водопроводных сетей, сетей электроснабжения и газоснабжения, уличного освещения и оборудованных зеленых зон. Сборы за вторичное благоустройство - с созданием детских садов, школ, спортивных сооружений, культурных и медицинских учреждений. Эти сборы также включают работы по утилизации отходов, очистке загрязненных территорий и другие мероприятия по охране окружающей среды.