Охранная зона особо охраняемого природного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона особо охраняемого природного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Памятник природы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 ст. 95 ЗК РФ, п. п. 10, 11 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством РФ. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий принимаются в отношении охранных зон памятников природы федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории (если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации"); охранных зон памятников природы регионального значения - высшим должностным лицом субъекта РФ. Охранная зона памятника природы относится к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 95 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 ст. 95 ЗК РФ, п. п. 10, 11 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством РФ. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий принимаются в отношении охранных зон памятников природы федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории (если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации"); охранных зон памятников природы регионального значения - высшим должностным лицом субъекта РФ. Охранная зона памятника природы относится к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 95 ЗК РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Предметом муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с п. "в" ч. 2 ст. 33 Закона N 33-ФЗ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях местного значения обязательных требований, установленных данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: 1) режима особо охраняемой природной территории; 2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; 3) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Предметом муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с п. "в" ч. 2 ст. 33 Закона N 33-ФЗ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях местного значения обязательных требований, установленных данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: 1) режима особо охраняемой природной территории; 2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; 3) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, в том числе на подземных водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков), статьей 7.4 (в части необеспечения сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами), статьей 7.6 (в части водных объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 7.7 - 7.10 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 7.11 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.5 - 8.9 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.12 - 8.14 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 8.16 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.17 и 8.18 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.21 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.25 - 8.36 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.38 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.39, статьей 8.45.1 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.48 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения), частями 11 - 15, 20, 21 статьи 14.51 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях) настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)1. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, в том числе на подземных водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков), статьей 7.4 (в части необеспечения сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами), статьей 7.6 (в части водных объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 7.7 - 7.10 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 7.11 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.5 - 8.9 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.12 - 8.14 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 8.16 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.17 и 8.18 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.21 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.25 - 8.36 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.38 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.39, статьей 8.45.1 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.48 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения), частями 11 - 15, 20, 21 статьи 14.51 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях) настоящего Кодекса.
Постановление Правительства РФ от 04.08.2022 N 1386
(ред. от 29.10.2024)
"О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений"
(вместе с "Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений")исполнительные органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположен объект, - в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в случае размещения объекта в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения или охранных зон указанных особо охраняемых природных территорий.
(ред. от 29.10.2024)
"О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений"
(вместе с "Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений")исполнительные органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположен объект, - в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в случае размещения объекта в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения или охранных зон указанных особо охраняемых природных территорий.
Статья: Правовая охрана георазнообразия
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Ключевые слова: георазнообразие, особо охраняемая природная территория, охранная зона, государственный природный заказник, памятник природы, геопарк, объекты археологического наследия, зона охраны объектов культурного наследия, среда обитания, объекты животного мира, пещера.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Ключевые слова: георазнообразие, особо охраняемая природная территория, охранная зона, государственный природный заказник, памятник природы, геопарк, объекты археологического наследия, зона охраны объектов культурного наследия, среда обитания, объекты животного мира, пещера.
Статья: Буферные зоны объектов всемирного природного наследия в российской и зарубежной практике
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Ключевые слова: буферные зоны, особо охраняемые природные территории, природоохранная деятельность, объект всемирного природного наследия, режим правовой охраны, охранные зоны, Комитет всемирного наследия, экологическое право, международное право, озеро Байкал.
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Ключевые слова: буферные зоны, особо охраняемые природные территории, природоохранная деятельность, объект всемирного природного наследия, режим правовой охраны, охранные зоны, Комитет всемирного наследия, экологическое право, международное право, озеро Байкал.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии со ст. 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относятся только охранные зоны особо охраняемых природных территорий (вероятно, по логике законодателя, в данном случае ЗОУИТ является территория, устанавливаемая в связи с существованием определенного объекта, но не сама территория такого объекта, что не отменяет необходимость соблюдения специального режима в границах самого объекта). Правовой режим самих особо охраняемых природных территорий устанавливается путем т.н. зонирования (п. 14 ст. 2 Закона N 33-ФЗ в ред. Законов N 342-ФЗ и N 505-ФЗ):
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии со ст. 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относятся только охранные зоны особо охраняемых природных территорий (вероятно, по логике законодателя, в данном случае ЗОУИТ является территория, устанавливаемая в связи с существованием определенного объекта, но не сама территория такого объекта, что не отменяет необходимость соблюдения специального режима в границах самого объекта). Правовой режим самих особо охраняемых природных территорий устанавливается путем т.н. зонирования (п. 14 ст. 2 Закона N 33-ФЗ в ред. Законов N 342-ФЗ и N 505-ФЗ):
Статья: Правовое регулирование охраны пятнистых оленей. Включение территории их воспроизводства в категорию особо охраняемых природных территорий
(Латипова Р.А.)
("Современное право", 2024, N 8)Для предотвращения неблагоприятного воздействия антропогенных факторов на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и заповедники на земельных участках и водных объектах, прилегающих к ним, необходимо установить охранные зоны и запретить строительство коммерческих объектов и предпринимательскую деятельность на территории особо охраняемой природной зоны. Это исключит взимание платы за посещение территории для людей, желающих увидеть животных и покормить их, а также не позволит извлекать прибыль от продажи оленьих рогов. На текущий момент рыночная цена пантов - более 10 тысяч рублей за 1 кг, а посещение территории является бесплатным.
(Латипова Р.А.)
("Современное право", 2024, N 8)Для предотвращения неблагоприятного воздействия антропогенных факторов на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и заповедники на земельных участках и водных объектах, прилегающих к ним, необходимо установить охранные зоны и запретить строительство коммерческих объектов и предпринимательскую деятельность на территории особо охраняемой природной зоны. Это исключит взимание платы за посещение территории для людей, желающих увидеть животных и покормить их, а также не позволит извлекать прибыль от продажи оленьих рогов. На текущий момент рыночная цена пантов - более 10 тысяч рублей за 1 кг, а посещение территории является бесплатным.