Охранная зона национального парка
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона национального парка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"Доводы общества "Нерудтехфинанс" о том, что формально режим охраны спорной территории на момент принятия оспариваемого отказа не установлен, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции с учетом того, что указанными нормами федерального законодательства установлен приоритет охраны окружающей среды, следовательно, разработка месторождения непосредственно в период подготовки проекта приказа по установлению охранной зоны ООПТ не соответствует закону и приведет к негативному воздействию на природный комплекс национального парка "Нечкинский"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации";
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации";
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 N 138
(ред. от 04.10.2021)
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"II. Создание охранных зон государственных природных
(ред. от 04.10.2021)
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"II. Создание охранных зон государственных природных
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории, если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации";
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории, если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации";
Статья: Дисфункции уголовно-правового регулирования экологических отношений: на примере особо охраняемых природных территорий и природных объектов
(Иванов Н.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Благодаря этому нормативу запрет изменения площади, местоположения и границ заповедной зоны легко преодолим, потому что зона может быть передана в ведение другого субъекта Федерации - из зоны федерального значения превратиться в зону региональной подведомственности, как, например, произошло с национальным парком федерального значения "Лосиный остров". Эта поистине детективная история началась с того, что участок Лосиного острова сначала исчез из ЕГРН, где он значился как зона с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Затем 6 декабря 2023 г. было издано Постановление Правительства РФ N 2066 "О передаче уполномоченному исполнительному органу г. Москвы осуществления отдельных полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области организации и использования части территории национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны, расположенных в границах г. Москвы". Этим Постановлением уполномоченному исполнительному органу г. Москвы передаются, в частности, такие полномочия, как утверждение положения о части территории национального парка "Лосиный остров", расположенной в границах г. Москвы; согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на части территории национального парка и его охранной зоны, расположенной в границах г. Москвы; согласование документации по планировке территории, подготовленной применительно к части территории национального парка; выдача в случаях, предусмотренных федеральным законом, разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых на части территории национального парка, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов; принятие решения об установлении, изменении охранной зоны, об установлении ее границ, об определении ее ширины и конфигурации; подготовка и утверждение положения об охранной зоне, которым устанавливается режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны, и т.д. То есть, по существу, уполномоченный орган г. Москвы по собственному усмотрению может хозяйствовать на части территории национального парка, который уже не является федеральной собственностью, устанавливая нормативы, удобные региональным властям. Такие нормативы были приняты еще до указанного Постановления, но после его принятия все вопросы о легитимности вмешательства в охраняемый статус национального парка были сняты. Имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. N 1018 "О видах экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и их охранных зон, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки" (с изменениями от 03.08.2023). Постановление допускает такие виды работ в национальных парках, как добыча полезных ископаемых, предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых, строительство жилых и нежилых зданий, строительство автомобильных и железных дорог, строительство прочих инженерных сооружений, строительство инженерных коммуникаций, разработка и снос зданий, подготовка строительного участка. Все эти манипуляции с нормативами, развязывающие руки хозяйствующим субъектам, необходимы для того, чтобы удовлетворить амбиции определенных кругов, близких к правящей персоне, воплотить в жизнь дающие немалую прибыль планы, не считаясь, в частности, с экологической ситуацией и законодательными запретами, которые, как оказалось, легко преодолимы. В результате растительность части Лосиного острова была вырублена, но уже в легитимном порядке и под хорошо зарекомендовавшим себя лозунгом - во имя народных благ. В такой ситуации ответственность по ст. 262 УК РФ исключается, поскольку де-юре режим заповедных зон не нарушается. Но даже в том случае, если все же допустить или обнаружить нарушения режима заповедных территорий, то уголовная ответственность будет проблематичной в силу того обстоятельства, что практически все "экологические" преступления относятся к материальным составам. В рассматриваемой ст. 262 УК РФ, помимо факта нарушения, необходимо, чтобы в результате такого нарушения был причинен значительный ущерб.
(Иванов Н.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Благодаря этому нормативу запрет изменения площади, местоположения и границ заповедной зоны легко преодолим, потому что зона может быть передана в ведение другого субъекта Федерации - из зоны федерального значения превратиться в зону региональной подведомственности, как, например, произошло с национальным парком федерального значения "Лосиный остров". Эта поистине детективная история началась с того, что участок Лосиного острова сначала исчез из ЕГРН, где он значился как зона с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Затем 6 декабря 2023 г. было издано Постановление Правительства РФ N 2066 "О передаче уполномоченному исполнительному органу г. Москвы осуществления отдельных полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области организации и использования части территории национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны, расположенных в границах г. Москвы". Этим Постановлением уполномоченному исполнительному органу г. Москвы передаются, в частности, такие полномочия, как утверждение положения о части территории национального парка "Лосиный остров", расположенной в границах г. Москвы; согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на части территории национального парка и его охранной зоны, расположенной в границах г. Москвы; согласование документации по планировке территории, подготовленной применительно к части территории национального парка; выдача в случаях, предусмотренных федеральным законом, разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых на части территории национального парка, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов; принятие решения об установлении, изменении охранной зоны, об установлении ее границ, об определении ее ширины и конфигурации; подготовка и утверждение положения об охранной зоне, которым устанавливается режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны, и т.д. То есть, по существу, уполномоченный орган г. Москвы по собственному усмотрению может хозяйствовать на части территории национального парка, который уже не является федеральной собственностью, устанавливая нормативы, удобные региональным властям. Такие нормативы были приняты еще до указанного Постановления, но после его принятия все вопросы о легитимности вмешательства в охраняемый статус национального парка были сняты. Имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. N 1018 "О видах экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и их охранных зон, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки" (с изменениями от 03.08.2023). Постановление допускает такие виды работ в национальных парках, как добыча полезных ископаемых, предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых, строительство жилых и нежилых зданий, строительство автомобильных и железных дорог, строительство прочих инженерных сооружений, строительство инженерных коммуникаций, разработка и снос зданий, подготовка строительного участка. Все эти манипуляции с нормативами, развязывающие руки хозяйствующим субъектам, необходимы для того, чтобы удовлетворить амбиции определенных кругов, близких к правящей персоне, воплотить в жизнь дающие немалую прибыль планы, не считаясь, в частности, с экологической ситуацией и законодательными запретами, которые, как оказалось, легко преодолимы. В результате растительность части Лосиного острова была вырублена, но уже в легитимном порядке и под хорошо зарекомендовавшим себя лозунгом - во имя народных благ. В такой ситуации ответственность по ст. 262 УК РФ исключается, поскольку де-юре режим заповедных зон не нарушается. Но даже в том случае, если все же допустить или обнаружить нарушения режима заповедных территорий, то уголовная ответственность будет проблематичной в силу того обстоятельства, что практически все "экологические" преступления относятся к материальным составам. В рассматриваемой ст. 262 УК РФ, помимо факта нарушения, необходимо, чтобы в результате такого нарушения был причинен значительный ущерб.
Статья: Проектная документация на проведение капитального ремонта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) согласование федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, видов экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) согласование федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, видов экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон;
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)С 1 марта 2026 г. вносятся изменения в порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти видов экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и их охранных зон.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)С 1 марта 2026 г. вносятся изменения в порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти видов экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и их охранных зон.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона N 33-ФЗ юридические и физические лица согласовывают осуществление экономической и иной деятельности на территориях национальных парков и их охранных зон с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона N 33-ФЗ юридические и физические лица согласовывают осуществление экономической и иной деятельности на территориях национальных парков и их охранных зон с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки.