Оформление выемки
Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление выемки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, не соглашаясь с позицией общества, процедура и порядок производства выемки документов и предметов сотрудниками налогового органа нарушены не были; результаты выемки оформлены протоколом, соответствуют законодательству.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, не соглашаясь с позицией общества, процедура и порядок производства выемки документов и предметов сотрудниками налогового органа нарушены не были; результаты выемки оформлены протоколом, соответствуют законодательству.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа по производству выемки, изъятия документов и предметов. Суд установил, что в рамках выездной проверки налоговым органом были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о возможном участии общества в схемах, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Полагая, что действия налогоплательщика имеют умышленный характер и могут порождать заинтересованность в сокрытии доказательств, налоговый орган вынес постановление о производстве выемки. Оспаривая действия налогового органа, общество указывало, что изъятию не подлежали документы и предметы, относящиеся к деятельности иных организаций, а также документы, которые не относятся к периодам проверки и не указаны в постановлении о производстве выемки. Отклоняя доводы налогоплательщика, суд указал, что относимость изъятых документов к предмету проверки может быть установлена только после их получения и анализа в совокупности с иными документами, имеющимися у налогового органа, поскольку сведения, необходимые для проведения выездной проверки, могут включать в себя информацию не только о деятельности самого проверяемого лица, но и о его фактических отношениях с иными организациями (контрагентами), в том числе за пределами проверяемого периода. В настоящем деле результаты осмотра и выемки позволили налоговому органу идентифицировать группу налогоплательщиков как единый хозяйствующий субъект экономической деятельности. Следовательно, установленная информация может использоваться не только в качестве доказательств применения схем уклонения от уплаты налогов, но и для выявления реальных бенефициаров в целях обеспечения взыскания доначисленных сумм по результатам налоговой проверки. Поскольку порядок и процедура производства выемки, а также протоколы, оформляющие результат произведенных действий, соответствуют требованиям законодательства, суд отказал в удовлетворении требований.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа по производству выемки, изъятия документов и предметов. Суд установил, что в рамках выездной проверки налоговым органом были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о возможном участии общества в схемах, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Полагая, что действия налогоплательщика имеют умышленный характер и могут порождать заинтересованность в сокрытии доказательств, налоговый орган вынес постановление о производстве выемки. Оспаривая действия налогового органа, общество указывало, что изъятию не подлежали документы и предметы, относящиеся к деятельности иных организаций, а также документы, которые не относятся к периодам проверки и не указаны в постановлении о производстве выемки. Отклоняя доводы налогоплательщика, суд указал, что относимость изъятых документов к предмету проверки может быть установлена только после их получения и анализа в совокупности с иными документами, имеющимися у налогового органа, поскольку сведения, необходимые для проведения выездной проверки, могут включать в себя информацию не только о деятельности самого проверяемого лица, но и о его фактических отношениях с иными организациями (контрагентами), в том числе за пределами проверяемого периода. В настоящем деле результаты осмотра и выемки позволили налоговому органу идентифицировать группу налогоплательщиков как единый хозяйствующий субъект экономической деятельности. Следовательно, установленная информация может использоваться не только в качестве доказательств применения схем уклонения от уплаты налогов, но и для выявления реальных бенефициаров в целях обеспечения взыскания доначисленных сумм по результатам налоговой проверки. Поскольку порядок и процедура производства выемки, а также протоколы, оформляющие результат произведенных действий, соответствуют требованиям законодательства, суд отказал в удовлетворении требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ3. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВЫЕМКИ ДОКУМЕНТОВ И ПРЕДМЕТОВ
Готовое решение: Выемка документов при налоговой проверке
(КонсультантПлюс, 2025)2.4. Как должен быть оформлен протокол выемки
(КонсультантПлюс, 2025)2.4. Как должен быть оформлен протокол выемки
Нормативные акты
Статья: Данные цифровой переписки как уголовно-процессуальные доказательства: проблемы законодательной регламентации
(Дунаева М.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 3)Допустимость и достоверность доказательственной информации обеспечиваются закреплением в уголовно-процессуальном законодательстве четкой процедуры ее получения. Пытаясь решить проблему, законодатель пошел по достаточно спорному пути: положения об изъятии электронной переписки были включены в ст. 185 УПК РФ. У обычной и электронной переписки лишь одна общая черта: они защищены ст. 23 Конституции РФ, предусматривающей право граждан на тайну переписки. Процедура наложения ареста, осмотра и выемки почтово-телеграфной корреспонденции в принципе неприменима к электронным сообщениям в силу того, что она адаптирована для применения в учреждениях связи, для работы с такими материальными носителями информации, как почтовые отправления - письма, бандероли, посылки и т.п. Соответственно, изъятие содержимого электронного почтового ящика невозможно оформить протоколом осмотра или выемки почтово-телеграфной корреспонденции. Кроме того, само название ст. 185 УПК РФ, содержащее термин "почтово-телеграфная корреспонденция", исключает регулирование изъятия электронной переписки с помощью данной нормы.
(Дунаева М.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 3)Допустимость и достоверность доказательственной информации обеспечиваются закреплением в уголовно-процессуальном законодательстве четкой процедуры ее получения. Пытаясь решить проблему, законодатель пошел по достаточно спорному пути: положения об изъятии электронной переписки были включены в ст. 185 УПК РФ. У обычной и электронной переписки лишь одна общая черта: они защищены ст. 23 Конституции РФ, предусматривающей право граждан на тайну переписки. Процедура наложения ареста, осмотра и выемки почтово-телеграфной корреспонденции в принципе неприменима к электронным сообщениям в силу того, что она адаптирована для применения в учреждениях связи, для работы с такими материальными носителями информации, как почтовые отправления - письма, бандероли, посылки и т.п. Соответственно, изъятие содержимого электронного почтового ящика невозможно оформить протоколом осмотра или выемки почтово-телеграфной корреспонденции. Кроме того, само название ст. 185 УПК РФ, содержащее термин "почтово-телеграфная корреспонденция", исключает регулирование изъятия электронной переписки с помощью данной нормы.
Статья: Комментарий к статье 94 НК РФ "Выемка документов и предметов"
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, время, которое необходимо для составления протокола выемки документов и предметов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц и подписания этого протокола, не включается в период времени производства выемки (изъятия) документов и предметов, что обусловливает возможность процессуального оформления результатов осуществления выемки в ночное время (Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-02-08/64830, Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2022 N 305-ЭС22-2684 по делу N А40-35042/2021, Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2022 N 305-ЭС22-2669 по делу N А40-34955/2021, Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2021 N 305-ЭС21-10647 по делу N А40-313524/2019, Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2020 N 305-ЭС20-2738 по делу N А40-282571/2018, Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2018 N 302-КГ18-20113 по делу N А19-20216/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2021 N Ф05-5243/2021 по делу N А40-63817/2020, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2020 N Ф05-26097/2019 по делу N А40-58932/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.11.2018 N Ф05-18085/2018 по делу N А40-13608/2018).
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, время, которое необходимо для составления протокола выемки документов и предметов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц и подписания этого протокола, не включается в период времени производства выемки (изъятия) документов и предметов, что обусловливает возможность процессуального оформления результатов осуществления выемки в ночное время (Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-02-08/64830, Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2022 N 305-ЭС22-2684 по делу N А40-35042/2021, Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2022 N 305-ЭС22-2669 по делу N А40-34955/2021, Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2021 N 305-ЭС21-10647 по делу N А40-313524/2019, Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2020 N 305-ЭС20-2738 по делу N А40-282571/2018, Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2018 N 302-КГ18-20113 по делу N А19-20216/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2021 N Ф05-5243/2021 по делу N А40-63817/2020, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2020 N Ф05-26097/2019 по делу N А40-58932/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.11.2018 N Ф05-18085/2018 по делу N А40-13608/2018).
Статья: Выемка. Особенности процедуры
(Гин К.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 11)Не стоит забывать, что после завершения процедуры выемки начнется ее документальное оформление. С точки зрения времени это очень продолжительная часть мероприятия. Поэтому нередко выемка может завершиться глубоким вечером.
(Гин К.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 11)Не стоит забывать, что после завершения процедуры выемки начнется ее документальное оформление. С точки зрения времени это очень продолжительная часть мероприятия. Поэтому нередко выемка может завершиться глубоким вечером.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, не соглашаясь с позицией общества, процедура и порядок производства выемки документов и предметов сотрудниками налогового органа нарушены не были; результаты выемки оформлены протоколом, соответствуют законодательству.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, не соглашаясь с позицией общества, процедура и порядок производства выемки документов и предметов сотрудниками налогового органа нарушены не были; результаты выемки оформлены протоколом, соответствуют законодательству.
Статья: Основания и порядок производства выемки. Комментарий к ст. 183 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Окончанием выемки в том значении, которое в него вложено в ч. 8 ст. 182 УПК РФ, следует признавать завершение оформления протокола следственного действия на месте производства выемки. Если же протоколирование осуществляется не на месте производства выемки, то, как минимум, запрет покидать место производства выемки теряет свою силу сразу после удаления с места следователя (дознавателя и др.), изъявшего и упаковавшего необходимые предметы (документы). Думается, с этого же времени стоит разрешить присутствовавшим при выемке лицам общение друг с другом, если таковое следователем (дознавателем и др.) было запрещено. Но, если следователь (дознаватель и др.) этого не сделал, формально запрет, по меньшей мере в части общения с не присутствовавшими при производстве выемки лицами, действует, пока не будет окончательно подписан протокол искомого следственного действия.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Окончанием выемки в том значении, которое в него вложено в ч. 8 ст. 182 УПК РФ, следует признавать завершение оформления протокола следственного действия на месте производства выемки. Если же протоколирование осуществляется не на месте производства выемки, то, как минимум, запрет покидать место производства выемки теряет свою силу сразу после удаления с места следователя (дознавателя и др.), изъявшего и упаковавшего необходимые предметы (документы). Думается, с этого же времени стоит разрешить присутствовавшим при выемке лицам общение друг с другом, если таковое следователем (дознавателем и др.) было запрещено. Но, если следователь (дознаватель и др.) этого не сделал, формально запрет, по меньшей мере в части общения с не присутствовавшими при производстве выемки лицами, действует, пока не будет окончательно подписан протокол искомого следственного действия.