Официальное толкование нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Официальное толкование нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль официального толкования права в обеспечении единства правоприменительной практики
(Плотникова Л.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)В современной России для правоприменительной практики официальное толкование нормативно-правовых актов приобретает особое значение. При этом закономерно возникает вопрос о субъектах, управомоченных осуществлять такое толкование <4>.
(Плотникова Л.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)В современной России для правоприменительной практики официальное толкование нормативно-правовых актов приобретает особое значение. При этом закономерно возникает вопрос о субъектах, управомоченных осуществлять такое толкование <4>.
Нормативные акты
"Внутрифирменный стандарт аудиторской деятельности "Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения"
(утв. Решением Правления СРО ААС от 16.09.2025, Протокол N 750)Настоящие методические рекомендации подготовлены Комитетом по противодействию коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма СРО ААС, и имеют рекомендательный характер. Ответственность за применение методических рекомендаций лежит на аудиторской организации (аудиторе), члене СРО ААС. Член СРО ААС вправе применять иные документы, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Позиция Комитета СРО ААС не может рассматриваться, как официальное толкование требований нормативных правовых актов, заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора.
(утв. Решением Правления СРО ААС от 16.09.2025, Протокол N 750)Настоящие методические рекомендации подготовлены Комитетом по противодействию коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма СРО ААС, и имеют рекомендательный характер. Ответственность за применение методических рекомендаций лежит на аудиторской организации (аудиторе), члене СРО ААС. Член СРО ААС вправе применять иные документы, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Позиция Комитета СРО ААС не может рассматриваться, как официальное толкование требований нормативных правовых актов, заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора.
"Методические разъяснения о действиях аудитора в отношении исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц"
(утв. СРО ААС)Методические разъяснения СРО ААС не могут рассматриваться как официальное толкование требований нормативных правовых актов. Позиция Минфина России, Банка России, Федерального казначейства или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции Комитета методологии и стандартизации аудиторской деятельности СРО ААС.
(утв. СРО ААС)Методические разъяснения СРО ААС не могут рассматриваться как официальное толкование требований нормативных правовых актов. Позиция Минфина России, Банка России, Федерального казначейства или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции Комитета методологии и стандартизации аудиторской деятельности СРО ААС.
Статья: Интерпретационные правовые акты как предмет судебного контроля
(Ивкин С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 6)<1> См.: Закон Орловской области от 21 марта 1997 г. N 31-ОЗ "Об официальном толковании нормативных правовых актов Орловской области". Статьи 1, 5 // Орловская правда. 1997. 22 апреля.
(Ивкин С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 6)<1> См.: Закон Орловской области от 21 марта 1997 г. N 31-ОЗ "Об официальном толковании нормативных правовых актов Орловской области". Статьи 1, 5 // Орловская правда. 1997. 22 апреля.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Во-вторых, проблему можно решить за счет официального толкования наличествующих нормативных правовых актов и мер стимулирующего свойства. Согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Во-вторых, проблему можно решить за счет официального толкования наличествующих нормативных правовых актов и мер стимулирующего свойства. Согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны.
Статья: Санкционный комплаенс в кредитной организации: организационно-правовые вопросы
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Функция по взаимодействию кредитной организации с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, ассоциациями и участниками финансовых рынков обеспечивается посредством встреч, корреспонденции с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, различными ассоциациями и участниками финансовых рынков. В настоящее время к таким органам можно отнести Банк России и Министерство финансов Российской Федерации. Так, на Банк России в ряде случаев нормативными правовыми актами Президента РФ возложено право официального толкования нормативных правовых актов Президента РФ <14>.
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Функция по взаимодействию кредитной организации с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, ассоциациями и участниками финансовых рынков обеспечивается посредством встреч, корреспонденции с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, различными ассоциациями и участниками финансовых рынков. В настоящее время к таким органам можно отнести Банк России и Министерство финансов Российской Федерации. Так, на Банк России в ряде случаев нормативными правовыми актами Президента РФ возложено право официального толкования нормативных правовых актов Президента РФ <14>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Все эти федеральные службы согласно содержанию принципа законности должны руководствоваться официальными интерпретационными актами, т.е. официальными актами толкования обязательных требований федеральных органов исполнительной власти. Данное законодательное положение способствует тому, что разъяснения станут неотъемлемыми элементами системы административных актов управления, официальными интерпретационными актами толкования подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов власти, как их еще называют "ведомственные акты", чтобы подзаконные акты стали ясны и понятны, чтобы адресаты ведомственных норм права четко соблюдали установленные требования, ответственно готовились к проверкам, а сотрудники федеральных служб честно и ответственно подходили к своим обязанностям и не злоупотребляли служебным положением.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Все эти федеральные службы согласно содержанию принципа законности должны руководствоваться официальными интерпретационными актами, т.е. официальными актами толкования обязательных требований федеральных органов исполнительной власти. Данное законодательное положение способствует тому, что разъяснения станут неотъемлемыми элементами системы административных актов управления, официальными интерпретационными актами толкования подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов власти, как их еще называют "ведомственные акты", чтобы подзаконные акты стали ясны и понятны, чтобы адресаты ведомственных норм права четко соблюдали установленные требования, ответственно готовились к проверкам, а сотрудники федеральных служб честно и ответственно подходили к своим обязанностям и не злоупотребляли служебным положением.
Статья: Мораторий на возбуждение дел о банкротстве и практика взыскания исполнительского сбора
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Позднее позицию апелляции развил Арбитражный суд города Москвы в решении от 8 августа 2022 года по делу N А40-118151/22-122-826. Ключевыми стали три следующих тезиса: мораторий 2022 года абсолютен; бездействие пристава в форме неприостановления исполнительного производства - это очевидное нарушение прав взыскателя, что не может признаваться законным; разъяснение Минюста России, данное в письме от 7 мая 2022 года о применении Постановления Правительства РФ N 497 о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве, не является официальным толкованием нормативного правового акта.
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Позднее позицию апелляции развил Арбитражный суд города Москвы в решении от 8 августа 2022 года по делу N А40-118151/22-122-826. Ключевыми стали три следующих тезиса: мораторий 2022 года абсолютен; бездействие пристава в форме неприостановления исполнительного производства - это очевидное нарушение прав взыскателя, что не может признаваться законным; разъяснение Минюста России, данное в письме от 7 мая 2022 года о применении Постановления Правительства РФ N 497 о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве, не является официальным толкованием нормативного правового акта.
Статья: Толковательная функция нормотворческих органов
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Исследовательская часть. В Законе о НПА получил закрепление ряд теоретико-прикладных аспектов. Так, согласно его ст. 69 в случае обнаружения неясностей и различий в содержании и понимании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения, если не требуется внесение в нормативный правовой акт (его структурные элементы) соответствующих изменений, нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавшее) этот акт, или, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган могут осуществить официальное толкование его нормативных правовых предписаний путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта. При официальном толковании нормативного правового акта разъясняется или уточняется юридический смысл нормативного правового акта, раскрывается содержание его нормативных правовых предписаний, определяется его место в системе нормативных правовых актов, выявляются функциональные и иные связи этих предписаний с другими нормативными правовыми предписаниями, регулирующими различные стороны одного и того же вида общественных отношений. При официальном толковании и письменном разъяснении нормативного правового акта не допускаются изменение содержания его нормативных правовых предписаний, введение или усиление ответственности граждан и юридических лиц, ограничение их прав и свобод либо лишение имеющихся прав и свобод, возложение дополнительных (увеличенных) обязанностей по сравнению с существующими, установление усложненного порядка реализации этих прав, свобод и обязанностей. При принятии уполномоченными государственными органами и иными организациями (должностными лицами) решений, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц, не допускается произвольное толкование нормативных правовых актов при их применении. В случае неясности или неточности предписаний нормативных правовых актов (до их устранения) суды, другие государственные органы, иные организации (должностные лица) принимают решения исходя из максимального учета законных интересов граждан и юридических лиц.
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Исследовательская часть. В Законе о НПА получил закрепление ряд теоретико-прикладных аспектов. Так, согласно его ст. 69 в случае обнаружения неясностей и различий в содержании и понимании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения, если не требуется внесение в нормативный правовой акт (его структурные элементы) соответствующих изменений, нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавшее) этот акт, или, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган могут осуществить официальное толкование его нормативных правовых предписаний путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта. При официальном толковании нормативного правового акта разъясняется или уточняется юридический смысл нормативного правового акта, раскрывается содержание его нормативных правовых предписаний, определяется его место в системе нормативных правовых актов, выявляются функциональные и иные связи этих предписаний с другими нормативными правовыми предписаниями, регулирующими различные стороны одного и того же вида общественных отношений. При официальном толковании и письменном разъяснении нормативного правового акта не допускаются изменение содержания его нормативных правовых предписаний, введение или усиление ответственности граждан и юридических лиц, ограничение их прав и свобод либо лишение имеющихся прав и свобод, возложение дополнительных (увеличенных) обязанностей по сравнению с существующими, установление усложненного порядка реализации этих прав, свобод и обязанностей. При принятии уполномоченными государственными органами и иными организациями (должностными лицами) решений, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц, не допускается произвольное толкование нормативных правовых актов при их применении. В случае неясности или неточности предписаний нормативных правовых актов (до их устранения) суды, другие государственные органы, иные организации (должностные лица) принимают решения исходя из максимального учета законных интересов граждан и юридических лиц.
Статья: Темпоральные принципы действия судебных прецедентов, правовых позиций судов, иных актов официального толкования
(Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)В статье изложено описание субъектов, издающих официальное толкование нормативных правовых актов. Автором отмечается важная особенность толкования, осуществляемого судами: оно основано на изучении и обобщении судебной практики. В статье обращено внимание на два способа исправления судебной ошибки, заключающейся в неправильном истолковании права при вынесении решения по делу: 1) отмена судебных актов в апелляционном и первом кассационном обжаловании; 2) суд кассационной инстанции вправе направить дело на новое рассмотрение с указанием толкования права, которое следует участь при повторном рассмотрении дела. Отмечено, что органами исполнительной власти может осуществляться официальное и обязательное толкование законов. В случае несогласия с таким толкованием заинтересованные лица вправе их оспорить в суде. Действие во времени актов официального толкования рассмотрено в двух аспектах. Во-первых, толкование нормы права будет применяться с момента опубликования акта, содержащего новое разъяснение. Во-вторых, толкование права может распространяться в прошлое, т.е. действовать с даты принятия разъясненной нормы права или охватывать иной период до появления данного акта толкования права.
(Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)В статье изложено описание субъектов, издающих официальное толкование нормативных правовых актов. Автором отмечается важная особенность толкования, осуществляемого судами: оно основано на изучении и обобщении судебной практики. В статье обращено внимание на два способа исправления судебной ошибки, заключающейся в неправильном истолковании права при вынесении решения по делу: 1) отмена судебных актов в апелляционном и первом кассационном обжаловании; 2) суд кассационной инстанции вправе направить дело на новое рассмотрение с указанием толкования права, которое следует участь при повторном рассмотрении дела. Отмечено, что органами исполнительной власти может осуществляться официальное и обязательное толкование законов. В случае несогласия с таким толкованием заинтересованные лица вправе их оспорить в суде. Действие во времени актов официального толкования рассмотрено в двух аспектах. Во-первых, толкование нормы права будет применяться с момента опубликования акта, содержащего новое разъяснение. Во-вторых, толкование права может распространяться в прошлое, т.е. действовать с даты принятия разъясненной нормы права или охватывать иной период до появления данного акта толкования права.
Ситуация: Как подать жалобу в Конституционный Суд РФ на нарушение прав и свобод гражданина?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого НПА, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого НПА, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается (п. 3 ст. 97 Закона N 1-ФКЗ; Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2686-О).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого НПА, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого НПА, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается (п. 3 ст. 97 Закона N 1-ФКЗ; Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2686-О).