Однократное грубое нарушение трудовой дисциплины
Подборка наиболее важных документов по запросу Однократное грубое нарушение трудовой дисциплины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: За какие нарушения можно применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения
(КонсультантПлюс, 2025)3.3. Как применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины
(КонсультантПлюс, 2025)3.3. Как применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины
Готовое решение: Можно ли уволить пенсионера по инициативе работодателя
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, пенсионера можно уволить в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штата) работников организации, за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины. Например, за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, за прогул. При этом нужно соблюдать процедуру увольнения по соответствующему основанию. Например, при увольнении за прогул в том числе нужно убедиться, что причина отсутствия работника на рабочем месте не была уважительной. Так, уважительной причиной может быть в том числе использование пенсионером в установленном законом порядке дней для прохождения диспансеризации или полагающегося отпуска за свой счет (п. 4 ч. 1 ст. 77, п. п. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 81, ч. 2 ст. 128, ч. 3, 4 ст. 185.1, п. 3 ч. 1, ч. 3, 5 ст. 192, ст. 193 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, пенсионера можно уволить в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штата) работников организации, за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины. Например, за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, за прогул. При этом нужно соблюдать процедуру увольнения по соответствующему основанию. Например, при увольнении за прогул в том числе нужно убедиться, что причина отсутствия работника на рабочем месте не была уважительной. Так, уважительной причиной может быть в том числе использование пенсионером в установленном законом порядке дней для прохождения диспансеризации или полагающегося отпуска за свой счет (п. 4 ч. 1 ст. 77, п. п. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 81, ч. 2 ст. 128, ч. 3, 4 ст. 185.1, п. 3 ч. 1, ч. 3, 5 ст. 192, ст. 193 ТК РФ).
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"Это, однако, не означает полного освобождения беременных женщин от дисциплинарной ответственности при совершении дисциплинарного проступка. В случае однократного грубого нарушения беременной женщиной, проходящей государственную гражданскую службу, своих обязанностей представитель нанимателя может привлечь ее к дисциплинарной ответственности, применив иные, помимо увольнения с государственной гражданской службы, дисциплинарные взыскания.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"Это, однако, не означает полного освобождения беременных женщин от дисциплинарной ответственности при совершении дисциплинарного проступка. В случае однократного грубого нарушения беременной женщиной, проходящей государственную гражданскую службу, своих обязанностей представитель нанимателя может привлечь ее к дисциплинарной ответственности, применив иные, помимо увольнения с государственной гражданской службы, дисциплинарные взыскания.
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Как представляется, данный дисциплинарный проступок в зависимости от обстоятельств его совершения может характеризоваться высокой степенью тяжести и повлечь увольнение даже в случае его однократного совершения. В связи с этим полагаем, что его состав следует закрепить в подп. "е" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о гражданской службе, т.е. в числе однократных грубых дисциплинарных проступков, которые могут повлечь расторжение служебного контракта. Конечно, одновременно следует внести изменения в п. 5 ч. 1 ст. 57 данного Закона, который содержит перечень дисциплинарных проступков, являющихся основанием для увольнения.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Как представляется, данный дисциплинарный проступок в зависимости от обстоятельств его совершения может характеризоваться высокой степенью тяжести и повлечь увольнение даже в случае его однократного совершения. В связи с этим полагаем, что его состав следует закрепить в подп. "е" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о гражданской службе, т.е. в числе однократных грубых дисциплинарных проступков, которые могут повлечь расторжение служебного контракта. Конечно, одновременно следует внести изменения в п. 5 ч. 1 ст. 57 данного Закона, который содержит перечень дисциплинарных проступков, являющихся основанием для увольнения.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В связи с этим считаем необходимым внести изменения в содержание ст. 57 Закона о государственной гражданской службе (п. 5), предусмотрев, что нарушение запретов является однократным грубым дисциплинарным проступком, который может выступать основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Аналогичное изменение нужно внести и в п. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В связи с этим считаем необходимым внести изменения в содержание ст. 57 Закона о государственной гражданской службе (п. 5), предусмотрев, что нарушение запретов является однократным грубым дисциплинарным проступком, который может выступать основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Аналогичное изменение нужно внести и в п. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.
Статья: Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?
(Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)Кроме этого, ст. 81 ТК РФ содержит указание и на то, когда работник может быть уволен сразу, при совершении однократного дисциплинарного проступка, который признается законодательством грубым. К таким проступкам ТК РФ отнесены следующие:
(Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)Кроме этого, ст. 81 ТК РФ содержит указание и на то, когда работник может быть уволен сразу, при совершении однократного дисциплинарного проступка, который признается законодательством грубым. К таким проступкам ТК РФ отнесены следующие:
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Но при таком решении данного вопроса мы приходим к серьезной и большой проблеме, которая неоднократно поднималась на страницах специальной литературы и которая связана с необходимостью нормативной дифференциации дисциплинарных проступков по степени их тяжести или значимости <17>. В рамках трудовых отношений такая дифференциация отнесена к дискреции работодателя (исключая выделение однократных грубых дисциплинарных проступков, которые могут повлечь увольнение работника), поскольку сама эта ответственность в конечном счете призвана защищать частные интересы работодателя в случае недобросовестного исполнения работником своих обязанностей. В рамках же публично-правовых служебных отношений дискреция представителя нанимателя должна быть ограничена законом. В частности, различные нормативно-правовые акты об отдельных видах государственной службы предусматривают выделение так называемых грубых дисциплинарных проступков и коррелирующих им дисциплинарных взысканий. На наш взгляд, было бы целесообразно предусмотреть на государственной гражданской службе перечень не только грубых дисциплинарных проступков, влекущих увольнение гражданского служащего, но и незначительных или малозначительных проступков, за которые к нему непосредственным руководителем может применяться дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора. Подобную дифференциацию на сегодняшний день можно отметить в отношении коррупционных правонарушений. Разумеется, данный вопрос заслуживает отдельного исследования.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Но при таком решении данного вопроса мы приходим к серьезной и большой проблеме, которая неоднократно поднималась на страницах специальной литературы и которая связана с необходимостью нормативной дифференциации дисциплинарных проступков по степени их тяжести или значимости <17>. В рамках трудовых отношений такая дифференциация отнесена к дискреции работодателя (исключая выделение однократных грубых дисциплинарных проступков, которые могут повлечь увольнение работника), поскольку сама эта ответственность в конечном счете призвана защищать частные интересы работодателя в случае недобросовестного исполнения работником своих обязанностей. В рамках же публично-правовых служебных отношений дискреция представителя нанимателя должна быть ограничена законом. В частности, различные нормативно-правовые акты об отдельных видах государственной службы предусматривают выделение так называемых грубых дисциплинарных проступков и коррелирующих им дисциплинарных взысканий. На наш взгляд, было бы целесообразно предусмотреть на государственной гражданской службе перечень не только грубых дисциплинарных проступков, влекущих увольнение гражданского служащего, но и незначительных или малозначительных проступков, за которые к нему непосредственным руководителем может применяться дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора. Подобную дифференциацию на сегодняшний день можно отметить в отношении коррупционных правонарушений. Разумеется, данный вопрос заслуживает отдельного исследования.