Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы самостоятельно определять коррупционные риски и индикаторы коррупции, возникающие при закупках, заказчикам целесообразно применять Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при закупках, утвержденные Минтрудом России (см. Письмо Минтруда России от 30.09.2020 N 18-2/10/П-9716).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы самостоятельно определять коррупционные риски и индикаторы коррупции, возникающие при закупках, заказчикам целесообразно применять Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при закупках, утвержденные Минтрудом России (см. Письмо Минтруда России от 30.09.2020 N 18-2/10/П-9716).
Форма: Приказ о проведении оценки коррупционных рисков, возникающих при проведении закупок по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Провести оценку коррупционных рисков при осуществлении закупок для обеспечения нужд ФГБУК "Музей". В ходе оценки выявить условия и обстоятельства, возникающие при осуществлении закупок, которые позволяют злоупотреблять служебными обязанностями в целях получения сотрудниками ФГБУК "Музей" или третьими лицами материальных и нематериальных выгод вопреки законным интересам общества, государства и ФГБУК "Музей".
(КонсультантПлюс, 2025)1. Провести оценку коррупционных рисков при осуществлении закупок для обеспечения нужд ФГБУК "Музей". В ходе оценки выявить условия и обстоятельства, возникающие при осуществлении закупок, которые позволяют злоупотреблять служебными обязанностями в целях получения сотрудниками ФГБУК "Музей" или третьими лицами материальных и нематериальных выгод вопреки законным интересам общества, государства и ФГБУК "Музей".
Нормативные акты
"Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд"
(утв. Минтрудом России)МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(утв. Минтрудом России)МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<Письмо> Минтруда России от 30.09.2020 N 18-2/10/П-9716
<О Методических рекомендациях по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд>МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<О Методических рекомендациях по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд>МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях (например, Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд);
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях (например, Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд);
Статья: Проблемы правового и организационного обеспечения антикоррупционной политики в организациях детского отдыха и оздоровления
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)При оценке коррупционных рисков закупочной деятельности следует руководствоваться Методическими рекомендациями по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд <13>.
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)При оценке коррупционных рисков закупочной деятельности следует руководствоваться Методическими рекомендациями по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд <13>.
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)"О Порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации" от 09.01.2014 N 10.
(КонсультантПлюс, 2025)"О Порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации" от 09.01.2014 N 10.
Статья: Анализ коррупционных рисков в Республике Казахстан: антикоррупционная технология предупреждения и пресечения
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)По итогам анализа информации и показателей составляется аналитическая справка, которая согласовывается со структурными подразделениями, подписывается руководителем организации не позднее десяти рабочих дней со дня завершения внутреннего анализа коррупционных рисков.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)По итогам анализа информации и показателей составляется аналитическая справка, которая согласовывается со структурными подразделениями, подписывается руководителем организации не позднее десяти рабочих дней со дня завершения внутреннего анализа коррупционных рисков.
Вопрос: Как организовать обучение работников по противодействию коррупции?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Также обучение по противодействию коррупции рекомендуем проводить для работников, чье направление деятельности потенциально связано с наиболее высокими коррупционными рисками. К таким направлениям, в первую очередь, относятся следующие (п. 3.3 Рекомендаций по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, утвержденных Минтрудом России (далее - Рекомендации)):
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Также обучение по противодействию коррупции рекомендуем проводить для работников, чье направление деятельности потенциально связано с наиболее высокими коррупционными рисками. К таким направлениям, в первую очередь, относятся следующие (п. 3.3 Рекомендаций по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, утвержденных Минтрудом России (далее - Рекомендации)):
Статья: Противодействие коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок как способ обеспечения экономической безопасности государства
(Соловьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)- совершенствование механизма отбора служащих (работников) для участия в осуществлении закупок, направленное в том числе на выявление и урегулирование конфликта интересов. Наличие конфликта интересов у должностных лиц, участвующих в закупочных процедурах, создает высокие коррупционные риски. Тщательный отбор и проверка сотрудников, привлекаемых к осуществлению закупок, позволяет выявлять и предотвращать конфликт интересов. Разработка и внедрение эффективных механизмов урегулирования выявленных конфликтов интересов способствуют снижению коррупционных рисков.
(Соловьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)- совершенствование механизма отбора служащих (работников) для участия в осуществлении закупок, направленное в том числе на выявление и урегулирование конфликта интересов. Наличие конфликта интересов у должностных лиц, участвующих в закупочных процедурах, создает высокие коррупционные риски. Тщательный отбор и проверка сотрудников, привлекаемых к осуществлению закупок, позволяет выявлять и предотвращать конфликт интересов. Разработка и внедрение эффективных механизмов урегулирования выявленных конфликтов интересов способствуют снижению коррупционных рисков.
Статья: Цифровые технологии и искусственный интеллект как средства профилактики проявлений коррупции в контрольной (надзорной) деятельности: отечественный и зарубежный опыт
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Мексиканский институт конкурентоспособности на основе ИИ разработал Индекс риска коррупции в госзакупках для отдельных органов власти <25>. Проанализировав огромную базу данных из 230 млн ячеек (поступающих из девяти различных источников, анализирующих 700 тыс. закупок, проводимых в стране с 2012 по 2017 г.), благодаря алгоритму, настроенному на поиск подозрительных конкурсов (алгоритм включает 43 фактора, такие как отсутствие конкуренции, отсутствие прозрачности, завышенная стоимость и др.), система составила рейтинг органов власти, наиболее склонных к коррупции при осуществлении государственных закупок.
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Мексиканский институт конкурентоспособности на основе ИИ разработал Индекс риска коррупции в госзакупках для отдельных органов власти <25>. Проанализировав огромную базу данных из 230 млн ячеек (поступающих из девяти различных источников, анализирующих 700 тыс. закупок, проводимых в стране с 2012 по 2017 г.), благодаря алгоритму, настроенному на поиск подозрительных конкурсов (алгоритм включает 43 фактора, такие как отсутствие конкуренции, отсутствие прозрачности, завышенная стоимость и др.), система составила рейтинг органов власти, наиболее склонных к коррупции при осуществлении государственных закупок.
Статья: Правовое регулирование системы государственных закупок как инструмента воздействия на внутреннюю экономику
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Стратегическое использование системы государственных закупок помогает правительствам также активно стимулировать сферу инноваций на национальном и на локальных уровнях, в результате чего можно отметить повышение производительности в данной отрасли. В 80% стран ОЭСР разработаны модели реализации политики и стратегии развития для поддержки инновационных товаров и услуг на базовой основе осуществления государственных закупок. Однако только 34% стран ОЭСР оценивают эффективные результаты таких мер. Согласно отчету ОЭСР "Государственные закупки в области инноваций" инновационные закупки в первую очередь были вызваны запросом на новые продукты или услуги. Еще одним распространенным мотивом является необходимость повышения эффективности существующих продуктов или услуг за счет снижения затрат и/или повышения энергоэффективности. Согласно опросу почти половина опрошенных стран (49%) сообщили о повышении эффективности и удовлетворенности конечных потребителей данных услуг.
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Стратегическое использование системы государственных закупок помогает правительствам также активно стимулировать сферу инноваций на национальном и на локальных уровнях, в результате чего можно отметить повышение производительности в данной отрасли. В 80% стран ОЭСР разработаны модели реализации политики и стратегии развития для поддержки инновационных товаров и услуг на базовой основе осуществления государственных закупок. Однако только 34% стран ОЭСР оценивают эффективные результаты таких мер. Согласно отчету ОЭСР "Государственные закупки в области инноваций" инновационные закупки в первую очередь были вызваны запросом на новые продукты или услуги. Еще одним распространенным мотивом является необходимость повышения эффективности существующих продуктов или услуг за счет снижения затрат и/или повышения энергоэффективности. Согласно опросу почти половина опрошенных стран (49%) сообщили о повышении эффективности и удовлетворенности конечных потребителей данных услуг.
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Введение: значительная часть бюджетных средств в Российской Федерации расходуется на обеспечение публичного интереса путем осуществления закупок товаров, работ и услуг. Распоряжение бюджетными средствами во всех странах мира отнесено к коррупционно опасным рискам. В исследовании рассмотрены проблемы правового обеспечения финансирования публичных закупок в Российской Федерации с учетом мер по противодействию коррупции. Проанализирована практика антикоррупционных мер, реализуемых в процессе осуществления публичных закупок в зарубежных странах. Цель: в ходе исследования установить признаки коррупционных проявлений в публичных закупках с позиции риск-ориентированного подхода для подготовки предложений по оптимизации правового регулирования и повышения эффективности финансового обеспечения национальных публичных закупок. Методы: в исследовании использованы общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия), а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: анализ правоприменительной практики в сфере публичных закупок в России и в зарубежных странах позволил выявить ряд коррупционных рисков с целью их последующей классификации. Представлена авторская классификация, способная стать основой для подготовки комплекса скоординированных правовых, финансовых и кадровых мер, направленных на профилактику и предупреждение коррупции в сфере закупок. Выводы: для акцентирования внимания органов законодательной и исполнительной власти в части минимизации негативных последствий коррупции в публичных закупках представлена авторская классификация коррупционных рисков. Отмечено обязательное наличие системы мониторинга полученных в процессе закупок результатов. Предложено вывести коррупционные правонарушения в сфере закупок из области уголовного преследования и определить их в сферу действия финансовой ответственности, обеспечивающего кратную персональную финансовую ответственность должностного лица, действия (бездействия) которого нанесли ущерб бюджету.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Введение: значительная часть бюджетных средств в Российской Федерации расходуется на обеспечение публичного интереса путем осуществления закупок товаров, работ и услуг. Распоряжение бюджетными средствами во всех странах мира отнесено к коррупционно опасным рискам. В исследовании рассмотрены проблемы правового обеспечения финансирования публичных закупок в Российской Федерации с учетом мер по противодействию коррупции. Проанализирована практика антикоррупционных мер, реализуемых в процессе осуществления публичных закупок в зарубежных странах. Цель: в ходе исследования установить признаки коррупционных проявлений в публичных закупках с позиции риск-ориентированного подхода для подготовки предложений по оптимизации правового регулирования и повышения эффективности финансового обеспечения национальных публичных закупок. Методы: в исследовании использованы общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия), а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: анализ правоприменительной практики в сфере публичных закупок в России и в зарубежных странах позволил выявить ряд коррупционных рисков с целью их последующей классификации. Представлена авторская классификация, способная стать основой для подготовки комплекса скоординированных правовых, финансовых и кадровых мер, направленных на профилактику и предупреждение коррупции в сфере закупок. Выводы: для акцентирования внимания органов законодательной и исполнительной власти в части минимизации негативных последствий коррупции в публичных закупках представлена авторская классификация коррупционных рисков. Отмечено обязательное наличие системы мониторинга полученных в процессе закупок результатов. Предложено вывести коррупционные правонарушения в сфере закупок из области уголовного преследования и определить их в сферу действия финансовой ответственности, обеспечивающего кратную персональную финансовую ответственность должностного лица, действия (бездействия) которого нанесли ущерб бюджету.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Оценка эффективности расходования средств, выделяемых на приобретение товаров, работ, услуг, осуществляется с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции. Государственным (муниципальным) заказчикам проводится анализ возможных рисков, в том числе коррупционных проявлений, при осуществлении закупок, оценка их последствий, вырабатываются превентивные мероприятия по их снижению.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Оценка эффективности расходования средств, выделяемых на приобретение товаров, работ, услуг, осуществляется с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции. Государственным (муниципальным) заказчикам проводится анализ возможных рисков, в том числе коррупционных проявлений, при осуществлении закупок, оценка их последствий, вырабатываются превентивные мероприятия по их снижению.