Обжалование определения суда по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование определения суда по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 206 "Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающим себя потерпевшим."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 206 "Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающим себя потерпевшим. Указанное обстоятельство подлежит установлению при рассмотрении заявления по существу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение компетентного суда при обращении за судебной защитой по делу об административном правонарушении
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Данный вопрос не разработан в доктрине административного права. Несмотря на то что проблематика определения компетентного суда при обжаловании постановления, решения об административном правонарушении, принятых уполномоченным органом исполнительной власти в сфере предпринимательской деятельности, нашла свое отражение в работах П.А. Гришина [4 - 6], Т.И. Отческой [7], Г.Г. Ячменева [8], Н.А. Нобель [9] и др., работ, посвященных теме способа обеспечения беспрепятственного доступа к судебной защите невластвующего субъекта в случае обращения с жалобой (заявлением) на постановление, решение по делу об административном правонарушении в некомпетентный суд, фактически нет.
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Данный вопрос не разработан в доктрине административного права. Несмотря на то что проблематика определения компетентного суда при обжаловании постановления, решения об административном правонарушении, принятых уполномоченным органом исполнительной власти в сфере предпринимательской деятельности, нашла свое отражение в работах П.А. Гришина [4 - 6], Т.И. Отческой [7], Г.Г. Ячменева [8], Н.А. Нобель [9] и др., работ, посвященных теме способа обеспечения беспрепятственного доступа к судебной защите невластвующего субъекта в случае обращения с жалобой (заявлением) на постановление, решение по делу об административном правонарушении в некомпетентный суд, фактически нет.
Статья: Институт возбуждения дела об административном правонарушении в свете реформы контроля (надзора)
(Карицкая А.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Пункт 9 Постановления N 336, действующий во взаимосвязи с разъяснениями федерального министерства, был расценен контрольно-надзорными органами как основание, исключающее по общему правилу возбуждение дела об административном правонарушении, связанном с нарушением обязательных требований, иначе как при выявлении признаков такого правонарушения в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, что в условиях введенных Правительством РФ существенных ограничений в части назначения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок рассматривалось в качестве препятствия для привлечения к административной ответственности даже в тех случаях, когда для этого имелись материальные основания (т.е. выявленные за рамками контрольно-надзорной деятельности обстоятельства, указывающие на наличие состава административного правонарушения) <25>. Однако суды в делах об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, напротив, нередко придерживались подхода, предполагающего, что само по себе наличие Постановления N 336 и непроведение контрольных (надзорных) мероприятий не являются основанием, исключающим возможность возбуждения дела об административном правонарушении <26>, например в случае выявления нарушений обязательных требований не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий <27>.
(Карицкая А.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Пункт 9 Постановления N 336, действующий во взаимосвязи с разъяснениями федерального министерства, был расценен контрольно-надзорными органами как основание, исключающее по общему правилу возбуждение дела об административном правонарушении, связанном с нарушением обязательных требований, иначе как при выявлении признаков такого правонарушения в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, что в условиях введенных Правительством РФ существенных ограничений в части назначения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок рассматривалось в качестве препятствия для привлечения к административной ответственности даже в тех случаях, когда для этого имелись материальные основания (т.е. выявленные за рамками контрольно-надзорной деятельности обстоятельства, указывающие на наличие состава административного правонарушения) <25>. Однако суды в делах об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, напротив, нередко придерживались подхода, предполагающего, что само по себе наличие Постановления N 336 и непроведение контрольных (надзорных) мероприятий не являются основанием, исключающим возможность возбуждения дела об административном правонарушении <26>, например в случае выявления нарушений обязательных требований не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий <27>.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"Кроме того, поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"Кроме того, поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)При этом применительно к разъяснениям, содержащимся в п. 23 постановления N 10, дело об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление (определение) по делу об административном правонарушении, подлежит рассмотрению судом исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления (определения), поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление (определение).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)При этом применительно к разъяснениям, содержащимся в п. 23 постановления N 10, дело об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление (определение) по делу об административном правонарушении, подлежит рассмотрению судом исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления (определения), поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление (определение).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Надо сказать, что судебная практика также исходит из этого, не ограничиваясь формальным толкованием положений ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, а полагаясь на общие начала судопроизводства, ориентирующие на его непрерывность, достижение конечной цели и необходимость соблюдения принципа доступа к правосудию. Так, в Обзоре судебной практики за IV квартал 2007 г. Верховный Суд РФ подтвердил возможность обжалования определения судьи о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, составившим протокол, обратив внимание на то, что такая жалоба может быть подана потерпевшим и лицом, привлекаемым к административной ответственности, если этим определением затронуты его права. Кроме того, Верховный Суд РФ указал на возможность опротестования данного определения прокурором.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Надо сказать, что судебная практика также исходит из этого, не ограничиваясь формальным толкованием положений ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, а полагаясь на общие начала судопроизводства, ориентирующие на его непрерывность, достижение конечной цели и необходимость соблюдения принципа доступа к правосудию. Так, в Обзоре судебной практики за IV квартал 2007 г. Верховный Суд РФ подтвердил возможность обжалования определения судьи о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, составившим протокол, обратив внимание на то, что такая жалоба может быть подана потерпевшим и лицом, привлекаемым к административной ответственности, если этим определением затронуты его права. Кроме того, Верховный Суд РФ указал на возможность опротестования данного определения прокурором.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Такой дополнительный способ исправления возможной судебной ошибки и обеспечения законности судебных решений, как пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, по смыслу положений гл. 30 КоАП возникает при условии своевременного обращения к основному средству судебной защиты прав - обжалованию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного органом или должностным лицом, в соответствующий суд (см. Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1605-О).
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Такой дополнительный способ исправления возможной судебной ошибки и обеспечения законности судебных решений, как пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, по смыслу положений гл. 30 КоАП возникает при условии своевременного обращения к основному средству судебной защиты прав - обжалованию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного органом или должностным лицом, в соответствующий суд (см. Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1605-О).
Статья: Порядок отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если ставился вопрос о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, то соответствующее определение подлежит обжалованию в судах общей юрисдикции. Например, когда объективная сторона административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если ставился вопрос о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, то соответствующее определение подлежит обжалованию в судах общей юрисдикции. Например, когда объективная сторона административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Статья: Проблемы, возникающие у судей судов общей юрисдикции при подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Кроме того, законодательно закрепленная возможность обжалования определения, которым дело об административном правонарушении передается на рассмотрение в другой суд, будет, по нашему мнению, коррелировать с положениями иных процессуальных кодексов, допускающих обжалование судебных актов, которыми дело передается по подсудности.
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Кроме того, законодательно закрепленная возможность обжалования определения, которым дело об административном правонарушении передается на рассмотрение в другой суд, будет, по нашему мнению, коррелировать с положениями иных процессуальных кодексов, допускающих обжалование судебных актов, которыми дело передается по подсудности.
Статья: Обработка персональных данных без согласия их субъекта в договорных правоотношениях в сфере услуг: научно-практический комментарий к п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"
(Львова С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Учитывая 100%-ную ошибочность обжалованных в судебном порядке определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, основанных на применении п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ N 152-ФЗ и вынесенных Управлением Роскомнадзора по Тульской области <19>, исходя из повышенного внимания государства к вопросу о защите прав граждан при обработке ПД (подп. 8 п. 57 Стратегии <20>) вопрос о реализации Роскомнадзором своих полномочий, установленных ч. 1 ст. 23 ФЗ N 152-ФЗ, п. 1 и подп. 6.4 п. 6 Положения о Роскомнадзоре <21>, в целях защиты прав субъектов ПД как никогда является актуальным, что диктует необходимость более активно проводить просветительскую работу, направленную на предупреждение нарушения прав и законных интересов субъектов ПД, особенно в ситуации, когда ПД обрабатываются без согласия граждан со ссылками оператора на существующие договорные правоотношения с конкретным физическим лицом.
(Львова С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Учитывая 100%-ную ошибочность обжалованных в судебном порядке определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, основанных на применении п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ N 152-ФЗ и вынесенных Управлением Роскомнадзора по Тульской области <19>, исходя из повышенного внимания государства к вопросу о защите прав граждан при обработке ПД (подп. 8 п. 57 Стратегии <20>) вопрос о реализации Роскомнадзором своих полномочий, установленных ч. 1 ст. 23 ФЗ N 152-ФЗ, п. 1 и подп. 6.4 п. 6 Положения о Роскомнадзоре <21>, в целях защиты прав субъектов ПД как никогда является актуальным, что диктует необходимость более активно проводить просветительскую работу, направленную на предупреждение нарушения прав и законных интересов субъектов ПД, особенно в ситуации, когда ПД обрабатываются без согласия граждан со ссылками оператора на существующие договорные правоотношения с конкретным физическим лицом.
Готовое решение: Можно ли обжаловать постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)На то, что нельзя обжаловать решение о возбуждении дела об административном правонарушении, указал Конституционный Суд РФ в Определении от 18.04.2006 N 107-О. Невозможность обжаловать постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2016 N Ф05-4657/2016 по делу N А40-169739/2015).
(КонсультантПлюс, 2025)На то, что нельзя обжаловать решение о возбуждении дела об административном правонарушении, указал Конституционный Суд РФ в Определении от 18.04.2006 N 107-О. Невозможность обжаловать постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2016 N Ф05-4657/2016 по делу N А40-169739/2015).
Готовое решение: Как назначается экспертиза по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Обжаловать такое определение вы сможете только в рамках обжалования постановления по делу об административном правонарушении (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 04.05.2005, 11.05.2005, 18.05.2005).
(КонсультантПлюс, 2025)Обжаловать такое определение вы сможете только в рамках обжалования постановления по делу об административном правонарушении (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 04.05.2005, 11.05.2005, 18.05.2005).
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Есть примеры того, что местная администрация признается потерпевшей, поскольку ее нельзя лишить права на обжалование. Иными словами, надлежащей стороной, обладающей правом на обжалование, признается местная администрация как публично-правовое образование, выполняющее публично-правовые функции. Так, Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2016 г. по делу N А81-5688/2016 местная администрация фактически признана потерпевшей по делу об обжаловании отказа Управлением Росреестра по ЯНАО в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 г. N 08АП-16280/2016 данное решение оставлено без изменения. Оставляя это решение в силе, суд отметил, что в рассматриваемом случае Управление не является участником производства по делу об административном правонарушении и не поименовано в круге лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако орган муниципального земельного контроля как уполномоченный орган, проводивший в отношении Организации плановую выездную проверку соблюдения норм земельного законодательства и установивший при этом признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть лишен права на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2017 г. N Ф04-1593/2017 данное решение оставлено без изменения.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Есть примеры того, что местная администрация признается потерпевшей, поскольку ее нельзя лишить права на обжалование. Иными словами, надлежащей стороной, обладающей правом на обжалование, признается местная администрация как публично-правовое образование, выполняющее публично-правовые функции. Так, Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2016 г. по делу N А81-5688/2016 местная администрация фактически признана потерпевшей по делу об обжаловании отказа Управлением Росреестра по ЯНАО в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 г. N 08АП-16280/2016 данное решение оставлено без изменения. Оставляя это решение в силе, суд отметил, что в рассматриваемом случае Управление не является участником производства по делу об административном правонарушении и не поименовано в круге лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако орган муниципального земельного контроля как уполномоченный орган, проводивший в отношении Организации плановую выездную проверку соблюдения норм земельного законодательства и установивший при этом признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть лишен права на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2017 г. N Ф04-1593/2017 данное решение оставлено без изменения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Еще один пример такого рода - оспаривание гражданином в рамках административного судопроизводства совершенных инспектором ДПС действий по запрету видеофиксации хода оформления материалов дела об административном правонарушении (см. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2021 N 58-КАД20-10-К9).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Еще один пример такого рода - оспаривание гражданином в рамках административного судопроизводства совершенных инспектором ДПС действий по запрету видеофиксации хода оформления материалов дела об административном правонарушении (см. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2021 N 58-КАД20-10-К9).