Обжалование определения о проведении административного расследования
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование определения о проведении административного расследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 N 02АП-7625/2023 по делу N А82-8388/2023
Требование: О признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка заявителя на неверное указание в оспариваемом постановлении места совершения правонарушения (Ярославская область) не принимается апелляционным судом, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о фактическом ошибочном определении места совершения нарушения и проведения административного расследования и, соответственно, не указывает на незаконность оспариваемого постановления.
Требование: О признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка заявителя на неверное указание в оспариваемом постановлении места совершения правонарушения (Ярославская область) не принимается апелляционным судом, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о фактическом ошибочном определении места совершения нарушения и проведения административного расследования и, соответственно, не указывает на незаконность оспариваемого постановления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное расследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ст. 28.7 КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования определения о проведении административного расследования, а ст. 28.2 КоАП РФ - протокола об административном правонарушении как отдельного правоприменительного акта, равно как и ст. 26.10 КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования определений об истребовании сведений и документов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ст. 28.7 КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования определения о проведении административного расследования, а ст. 28.2 КоАП РФ - протокола об административном правонарушении как отдельного правоприменительного акта, равно как и ст. 26.10 КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования определений об истребовании сведений и документов.
Статья: Административное расследование: о целесообразности существования в законодательстве об административных правонарушениях
(Несвит Е.А.)
("Мировой судья", 2024, N 11)В части дополнительных гарантий для лица, в отношении которого ведется производство по делу, можно отметить, что отдельное обжалование определения о проведении по делу административного расследования <8> и определения о продлении срока проведения административного расследования <9> невозможно, а нарушения срока составления протокола об административном правонарушении и срока направления дела в суд не являются существенными нарушениями <10>, поскольку указанные сроки пресекательными не являются.
(Несвит Е.А.)
("Мировой судья", 2024, N 11)В части дополнительных гарантий для лица, в отношении которого ведется производство по делу, можно отметить, что отдельное обжалование определения о проведении по делу административного расследования <8> и определения о продлении срока проведения административного расследования <9> невозможно, а нарушения срока составления протокола об административном правонарушении и срока направления дела в суд не являются существенными нарушениями <10>, поскольку указанные сроки пресекательными не являются.
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"¦___________________________________________¦ права управления транспортным ¦13 - вынесено иное определение не по существу ¦
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"¦___________________________________________¦ права управления транспортным ¦13 - вынесено иное определение не по существу ¦
Определение Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 N 107-О
"По жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЮТР" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 28.7, 29.9 и 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"19 августа 2003 года Арбитражный суд Краснодарского края прекратил производство по делу по жалобе ЗАО "ЮТР" на действия указанного должностного лица со ссылкой на то, что часть 3 статьи 23.1 КоАП Российской Федерации не уполномочивает арбитражные суды рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.2 данного Кодекса, а статьи 28.7, 29.9 и 29.12 КоАП Российской Федерации не допускают обжалования определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
"По жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЮТР" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 28.7, 29.9 и 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"19 августа 2003 года Арбитражный суд Краснодарского края прекратил производство по делу по жалобе ЗАО "ЮТР" на действия указанного должностного лица со ссылкой на то, что часть 3 статьи 23.1 КоАП Российской Федерации не уполномочивает арбитражные суды рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.2 данного Кодекса, а статьи 28.7, 29.9 и 29.12 КоАП Российской Федерации не допускают обжалования определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)По буквальному смыслу анализируемой нормы никакие иные процессуальные акты, принимаемые на стадии возбуждения дела и рассмотрения его по существу, не могут быть обжалованы в порядке гл. 30 КоАП РФ. В связи с этим в судебной практике возникают вопросы, например: правомерно ли обжаловать протокол об административном правонарушении и иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ (протокол задержания; протокол осмотра; протокол изъятия вещей и документов; протокол о направлении на медицинское освидетельствование и др.); определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, определение о направлении дела на рассмотрение по подсудности, а также иные определения, выносимые как при подготовке дела к рассмотрению, так и при рассмотрении дела по существу, и если это возможно, то в каком порядке?
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)По буквальному смыслу анализируемой нормы никакие иные процессуальные акты, принимаемые на стадии возбуждения дела и рассмотрения его по существу, не могут быть обжалованы в порядке гл. 30 КоАП РФ. В связи с этим в судебной практике возникают вопросы, например: правомерно ли обжаловать протокол об административном правонарушении и иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ (протокол задержания; протокол осмотра; протокол изъятия вещей и документов; протокол о направлении на медицинское освидетельствование и др.); определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, определение о направлении дела на рассмотрение по подсудности, а также иные определения, выносимые как при подготовке дела к рассмотрению, так и при рассмотрении дела по существу, и если это возможно, то в каком порядке?
Статья: Проверка или юрисдикция: возвратный механизм административных процедур
(Федотов С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Ограничения, предусмотренные п. 9 Постановления N 336, распространяются только на решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении посредством составления протоколов об административном правонарушении, о применении мер обеспечения, определения о проведении административного расследования и совершения иных действий, предусмотренных ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ.
(Федотов С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Ограничения, предусмотренные п. 9 Постановления N 336, распространяются только на решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении посредством составления протоколов об административном правонарушении, о применении мер обеспечения, определения о проведении административного расследования и совершения иных действий, предусмотренных ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ.
Вопрос: Можно ли обжаловать определение по делу об административном правонарушении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также не обжалуются в самостоятельном порядке определения:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также не обжалуются в самостоятельном порядке определения:
Статья: Механизм функционирования института административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Перейдем к рассмотрению производства по делу об административном правонарушении, которое начинается с возбуждения дела на основании протокола, который направляется в суд или в орган, уполномоченный на рассмотрение данного дела. Затем, если протокол поступил в суд, судья проверяет правильность составления протокола, извещение лиц, наличие ходатайств и отводов, иные обстоятельства. Если протокол об административном правонарушении составлен неверно, он подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, которое не может обжаловать возврат (не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу). Если препятствий для проведения заседания не имеется, то выносится определение о дате и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, также может проводиться по месту органа, который проводил расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается 2 месяца, по необходимости срок может быть продлен, по некоторым категориям дел имеются сокращенные сроки рассмотрения. В ходе рассмотрения дела объявляется, какое дело рассматривается, кто его рассматривает, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, проверяется явка, разъясняются права и обязанности, рассматриваются ходатайства и отводы, оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, заключение прокурора (в случае его присутствия) и выносится постановление по делу либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. К тому же при отсутствии спора судья вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Суд может изменить статью КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, если назначаемое наказание не ухудшит положение привлекаемого лица, при малозначительности правонарушения вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <12>. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления по делу. По большинству дел жалоба рассматривается в течение 10 дней. Суд рассматривает законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает решение, которое также может быть обжаловано. Постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование или после вынесения решения по жалобе. Постановление также может быть опротестовано прокурором <13>. Сроки рассмотрения жалобы аналогичны срокам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам проверки жалобы выносится решение, которое может быть обжаловано или опротестовано прокурором в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов обжалуются в ВС РФ в порядке надзора, если исчерпаны иные способы обжалования. Жалоба подается в уполномоченный суд, постановление по ней выносится не позднее 2 месяцев без проведения заседания (предусмотрены и сокращенные сроки).
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Перейдем к рассмотрению производства по делу об административном правонарушении, которое начинается с возбуждения дела на основании протокола, который направляется в суд или в орган, уполномоченный на рассмотрение данного дела. Затем, если протокол поступил в суд, судья проверяет правильность составления протокола, извещение лиц, наличие ходатайств и отводов, иные обстоятельства. Если протокол об административном правонарушении составлен неверно, он подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, которое не может обжаловать возврат (не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу). Если препятствий для проведения заседания не имеется, то выносится определение о дате и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, также может проводиться по месту органа, который проводил расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается 2 месяца, по необходимости срок может быть продлен, по некоторым категориям дел имеются сокращенные сроки рассмотрения. В ходе рассмотрения дела объявляется, какое дело рассматривается, кто его рассматривает, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, проверяется явка, разъясняются права и обязанности, рассматриваются ходатайства и отводы, оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, заключение прокурора (в случае его присутствия) и выносится постановление по делу либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. К тому же при отсутствии спора судья вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Суд может изменить статью КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, если назначаемое наказание не ухудшит положение привлекаемого лица, при малозначительности правонарушения вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <12>. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления по делу. По большинству дел жалоба рассматривается в течение 10 дней. Суд рассматривает законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает решение, которое также может быть обжаловано. Постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование или после вынесения решения по жалобе. Постановление также может быть опротестовано прокурором <13>. Сроки рассмотрения жалобы аналогичны срокам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам проверки жалобы выносится решение, которое может быть обжаловано или опротестовано прокурором в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов обжалуются в ВС РФ в порядке надзора, если исчерпаны иные способы обжалования. Жалоба подается в уполномоченный суд, постановление по ней выносится не позднее 2 месяцев без проведения заседания (предусмотрены и сокращенные сроки).
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях на основании частных определений, выносимых судами, рассматривающими гражданские и административные дела
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)7. Из этого вытекает еще один вопрос: обладает ли такое определение свойством преюдициальности? Должен ли орган административной юрисдикции проводить расследование и устанавливать признаки правонарушения, если в определении они уже зафиксированы? Как правило, органы перепроверяют все данные самостоятельно <24>. Может ли орган административной юрисдикции, не обжалуя частное определение, прийти к выводу о неверности изложенных в нем данных? Станет ли сам орган после фигурантом административного преследования по статье 17.4 КоАП РФ?
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)7. Из этого вытекает еще один вопрос: обладает ли такое определение свойством преюдициальности? Должен ли орган административной юрисдикции проводить расследование и устанавливать признаки правонарушения, если в определении они уже зафиксированы? Как правило, органы перепроверяют все данные самостоятельно <24>. Может ли орган административной юрисдикции, не обжалуя частное определение, прийти к выводу о неверности изложенных в нем данных? Станет ли сам орган после фигурантом административного преследования по статье 17.4 КоАП РФ?
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 Постановления от 28.06.2022 N 21 в дополнение к этому указал, что не подлежат оспариванию по правилам гл. 22 КАС РФ также и решения, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении и выступающие в качестве доказательств по такому делу, поскольку доводы о недопустимости конкретного доказательства излагаются в ходе рассмотрения соответствующего дела, в рамках обжалования состоявшихся постановлений (решений). Речь в данном случае идет о составляемых должностными лицами в ходе производства по делам об административном правонарушении протоколах об административных правонарушениях, постановлениях о возбуждении дел об административных правонарушениях, определениях о проведении административного расследования и т.п.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 Постановления от 28.06.2022 N 21 в дополнение к этому указал, что не подлежат оспариванию по правилам гл. 22 КАС РФ также и решения, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении и выступающие в качестве доказательств по такому делу, поскольку доводы о недопустимости конкретного доказательства излагаются в ходе рассмотрения соответствующего дела, в рамках обжалования состоявшихся постановлений (решений). Речь в данном случае идет о составляемых должностными лицами в ходе производства по делам об административном правонарушении протоколах об административных правонарушениях, постановлениях о возбуждении дел об административных правонарушениях, определениях о проведении административного расследования и т.п.