Обжалование ненормативных актов государственных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование ненормативных актов государственных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 198 АПК РФ "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными"2.2.2. Лицо не вправе требовать изменения гражданско-правового договора между другим лицом с органом государственной власти в процедуре, предусмотренной для оспаривания ненормативных правовых актов (позиция ВАС РФ) >>>
Важнейшая практика по ст. 110 АПК РФСудебные расходы при оспаривании ненормативных актов госорганов, возлагающих имущественную обязанность, распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Реорганизация ООО.
Правомерно ли решение регистрирующего органа о госрегистрации реорганизации ООО, если нет доказательств письменного уведомления кредиторов
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа входит факт нарушения данным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Правомерно ли решение регистрирующего органа о госрегистрации реорганизации ООО, если нет доказательств письменного уведомления кредиторов
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа входит факт нарушения данным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)3.5. Иные пресекательные меры, не связанные с оспариванием
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)3.5. Иные пресекательные меры, не связанные с оспариванием
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ
(ред. от 01.04.2025)Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий
Статья: Пересмотр судебных актов в странах общего права (на примере Англии и Британских Виргинских Островов)
(Котельников А.Г.)
("Закон", 2021, N 7)В России отсутствует как таковая система трибуналов, характерная для стран общего права, несмотря на то, что некоторые государственные органы зачастую выполняют весьма схожие функции (например, федеральный антимонопольный орган при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства - ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Однако понимание особой роли и характера деятельности органов административной юстиции, которые влияют в том числе на пересмотр решений по административным делам, безусловно, есть и в нашей стране. Это проявляется в установлении особого порядка пересмотра соответствующих решений, в частности в правилах оспаривания ненормативных актов государственных и иных органов и в порядке пересмотра постановлений о привлечении к административной ответственности.
(Котельников А.Г.)
("Закон", 2021, N 7)В России отсутствует как таковая система трибуналов, характерная для стран общего права, несмотря на то, что некоторые государственные органы зачастую выполняют весьма схожие функции (например, федеральный антимонопольный орган при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства - ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Однако понимание особой роли и характера деятельности органов административной юстиции, которые влияют в том числе на пересмотр решений по административным делам, безусловно, есть и в нашей стране. Это проявляется в установлении особого порядка пересмотра соответствующих решений, в частности в правилах оспаривания ненормативных актов государственных и иных органов и в порядке пересмотра постановлений о привлечении к административной ответственности.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Можно ли обжаловать в арбитражном суде акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ правонарушениях
(КонсультантПлюс, 2025)Из ст. 29 АПК РФ следует, что арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов госорганов, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Можно ли обжаловать в арбитражном суде акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ правонарушениях
(КонсультантПлюс, 2025)Из ст. 29 АПК РФ следует, что арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов госорганов, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)По своей сути акт и дополнения к нему не обладают признаками ненормативного правового акта, не подлежат самостоятельному оспариванию в судебном порядке, а являются одним из доказательств, подлежащих исследованию в случае обжалования принятого на его основе ненормативного правового акта государственного органа.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)По своей сути акт и дополнения к нему не обладают признаками ненормативного правового акта, не подлежат самостоятельному оспариванию в судебном порядке, а являются одним из доказательств, подлежащих исследованию в случае обжалования принятого на его основе ненормативного правового акта государственного органа.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует помнить, что отмена ГПЗУ возможна не только в рамках судебного оспаривания его как ненормативного акта государственного органа, но и в рамках "самоконтроля" уполномоченного органа за своей деятельностью.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует помнить, что отмена ГПЗУ возможна не только в рамках судебного оспаривания его как ненормативного акта государственного органа, но и в рамках "самоконтроля" уполномоченного органа за своей деятельностью.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном гл. 7 КАС РФ, с учетом особенностей административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 85 КАС РФ. Приостановление действия ненормативного правового акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ в качестве МПЗ понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже совершены либо их осуществление началось, судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемые меры предварительной защиты фактически исполнимы и эффективны, а также оценивать, может ли непринятие таких мер привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение итогового судебного акта.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном гл. 7 КАС РФ, с учетом особенностей административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 85 КАС РФ. Приостановление действия ненормативного правового акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ в качестве МПЗ понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже совершены либо их осуществление началось, судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемые меры предварительной защиты фактически исполнимы и эффективны, а также оценивать, может ли непринятие таких мер привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение итогового судебного акта.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Иное не согласуется с задачами защиты гражданских прав в рамках административной процедуры оспаривания ненормативного правового акта государственного органа и реализуемой в рамках этой процедуры публично-правовой функцией государственного органа, уполномоченного принимать решение по итогам рассмотрения административного спора.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Иное не согласуется с задачами защиты гражданских прав в рамках административной процедуры оспаривания ненормативного правового акта государственного органа и реализуемой в рамках этой процедуры публично-правовой функцией государственного органа, уполномоченного принимать решение по итогам рассмотрения административного спора.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Для целей данного пункта под поручением имущественного характера следует понимать в том числе обжалование действий, бездействия, нормативных и ненормативных актов органов государственной власти и их должностных лиц, которыми может быть причинен вред имущественным интересам доверителя, выраженный в денежной форме.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Для целей данного пункта под поручением имущественного характера следует понимать в том числе обжалование действий, бездействия, нормативных и ненормативных актов органов государственной власти и их должностных лиц, которыми может быть причинен вред имущественным интересам доверителя, выраженный в денежной форме.
Статья: Перспективы цифровизации юридической функции в сфере ТЭК
(Мартемьянов В.В.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Договорно-правовая работа в организации представляет собой правовую проработку договорных схем, обеспечение соответствия заключаемых договоров требованиям действующего законодательства, консультирование бизнеса в области частноправовых отношений. Корпоративно-правовое сопровождение бизнеса связано прежде всего с обеспечением функционирования органов управления юридического лица в соответствии с требованиями закона, в том числе путем издания соответствующих актов в организации (приказов, указаний, решений и т.п.), обеспечения соответствия деятельности компании актуальным нормам права. Претензионно-исковая деятельность направлена на осуществление защиты законных интересов организации в области предпринимательской деятельности. Такая работа ведется как в гражданско-правовом векторе отношений (например, путем обеспечения защиты юридического лица вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения договорных обязательств контрагентом), так и в публично-правовом (например, путем оспаривания ненормативных актов государственных или муниципальных органов либо постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц, необоснованно нарушающих права организации и ее работников).
(Мартемьянов В.В.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Договорно-правовая работа в организации представляет собой правовую проработку договорных схем, обеспечение соответствия заключаемых договоров требованиям действующего законодательства, консультирование бизнеса в области частноправовых отношений. Корпоративно-правовое сопровождение бизнеса связано прежде всего с обеспечением функционирования органов управления юридического лица в соответствии с требованиями закона, в том числе путем издания соответствующих актов в организации (приказов, указаний, решений и т.п.), обеспечения соответствия деятельности компании актуальным нормам права. Претензионно-исковая деятельность направлена на осуществление защиты законных интересов организации в области предпринимательской деятельности. Такая работа ведется как в гражданско-правовом векторе отношений (например, путем обеспечения защиты юридического лица вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения договорных обязательств контрагентом), так и в публично-правовом (например, путем оспаривания ненормативных актов государственных или муниципальных органов либо постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц, необоснованно нарушающих права организации и ее работников).
Статья: Особенности рассмотрения земельных споров
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- споры, возникающие вследствие изменения правового режима земельных участков (связанные с переводом земель или земельных участков из одной категории в другую; с изменением вида разрешенного использования земельного участка; об оспаривании установленного вида разрешенного использования земельного участка; об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, ограничивающих или изменяющих существующий вид разрешенного использования земельного участка);
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- споры, возникающие вследствие изменения правового режима земельных участков (связанные с переводом земель или земельных участков из одной категории в другую; с изменением вида разрешенного использования земельного участка; об оспаривании установленного вида разрешенного использования земельного участка; об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, ограничивающих или изменяющих существующий вид разрешенного использования земельного участка);
Статья: Оспаривание ненормативных правовых актов
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 2 ст. 182 АПК РФ предусмотрено, что подлежат немедленному исполнению в том числе решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов.
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 2 ст. 182 АПК РФ предусмотрено, что подлежат немедленному исполнению в том числе решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов.