Обязательная вакцинация от кори иностранных граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательная вакцинация от кори иностранных граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каком порядке работодатель проводит вакцинацию работников?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок в общем случае путем оформления соответствующего документа на бумажном носителе, подписанного гражданином и медицинским работником либо в форме электронного документа (ч. 7 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, п. п. 1, 3 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Письменный факт отказа от проведения вакцинации служит основанием для исключения ответственности должностных лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок в общем случае путем оформления соответствующего документа на бумажном носителе, подписанного гражданином и медицинским работником либо в форме электронного документа (ч. 7 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, п. п. 1, 3 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Письменный факт отказа от проведения вакцинации служит основанием для исключения ответственности должностных лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия.
Статья: Об иммунизации работников - иностранных граждан против кори
(Давыдова О.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2023 должны обеспечить проведение иммунизации их против кори. Иммунизации подлежат иностранные граждане, которые не болели корью и не имеют прививок или сведений о прививках против кори (п. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 1).
(Давыдова О.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2023 должны обеспечить проведение иммунизации их против кори. Иммунизации подлежат иностранные граждане, которые не болели корью и не имеют прививок или сведений о прививках против кори (п. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 1).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2019 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок, в течение которого работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, должны обеспечить проведение иммунизации против кори данных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок, в течение которого работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, должны обеспечить проведение иммунизации против кори данных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2019 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, должны обеспечить проведение иммунизации против кори данных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, должны обеспечить проведение иммунизации против кори данных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори
Вопрос: О налоге на прибыль, НДФЛ и страховых взносах при оплате организацией стоимости вакцинации работников - иностранных граждан против COVID-19 и кори.
(Письмо Минфина России от 01.08.2023 N 03-03-06/1/71912)Поскольку проведение вышеуказанных профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период пандемии и против кори работников - иностранных граждан направлено на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасных условий труда работников и не связано с выплатами в их пользу, оплата организацией стоимости вакцинации иностранных граждан против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период пандемии и кори по договору с медицинским учреждением не признается объектом обложения страховыми взносами.
(Письмо Минфина России от 01.08.2023 N 03-03-06/1/71912)Поскольку проведение вышеуказанных профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период пандемии и против кори работников - иностранных граждан направлено на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасных условий труда работников и не связано с выплатами в их пользу, оплата организацией стоимости вакцинации иностранных граждан против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период пандемии и кори по договору с медицинским учреждением не признается объектом обложения страховыми взносами.
Вопрос: Вправе ли работодатель запросить у иностранного работника сведения о заболеваемости корью и/или прививках от нее, в том числе при трудоустройстве?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2020)Следует отметить, что, например, для получения патента иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязан представить документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданные по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования. При этом обязанность по предоставлению справок, сведений о заболеваемости корью и/или прививках не установлена (п. 5 ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2020)Следует отметить, что, например, для получения патента иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязан представить документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданные по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования. При этом обязанность по предоставлению справок, сведений о заболеваемости корью и/или прививках не установлена (п. 5 ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Статья: Прививка от кори для мигрантов: нужна всем?
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2019, N 15)В конце марта этого года было обнародовано Постановление Главного государственного санитарного врача РФ о проведении на территории России масштабной иммунизации населения против кори <1>. Это Постановление в числе прочего обязывает работодателей, у которых трудятся иностранцы, до 31.12.2019 обеспечить вакцинацию мигрантов, не болевших корью и не имеющих прививок против кори (либо сведений о них) <2>.
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2019, N 15)В конце марта этого года было обнародовано Постановление Главного государственного санитарного врача РФ о проведении на территории России масштабной иммунизации населения против кори <1>. Это Постановление в числе прочего обязывает работодателей, у которых трудятся иностранцы, до 31.12.2019 обеспечить вакцинацию мигрантов, не болевших корью и не имеющих прививок против кори (либо сведений о них) <2>.
Вопрос: Должны ли работодатели при наличии соответствующего постановления требовать от иностранных сотрудников документ, подтверждающий вакцинацию от кори, и проводить иммунизацию тех мигрантов, которые вакцинацию не проходили? Как поступать в случае наличия справки о наличии медицинского противопоказания?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)Вопрос: Вакцинация от кори стала обязательной с выходом Постановления Главного санитарного врача РФ N 19 от 07.11.2019 "Об иммунизации против кори трудовых мигрантов, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации". В 2023 году вакцинация от кори должна быть проведена работодателем с 3 апреля по 31 декабря на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08.02.2023 N 1 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2023 N 72548). Кроме этого, согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны выполнять требования постановлений должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологического надзор. Это значит, что если есть соответствующее Постановление, то работодатели должны требовать от иностранных сотрудников документ, подтверждающий, что они вакцинированы от кори, и проводить иммунизацию тех мигрантов, которые вакцинацию не проходили? Как поступать в случае наличия у иностранного гражданина-кандидата на вакантные должности справки о наличии медицинского противопоказания к проведению профилактических прививок против кори, выданной медицинской организацией на территории Российской Федерации? И при наличии вышеуказанной справки, которая выдана медицинскими организациями за пределами Российской Федерации?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)Вопрос: Вакцинация от кори стала обязательной с выходом Постановления Главного санитарного врача РФ N 19 от 07.11.2019 "Об иммунизации против кори трудовых мигрантов, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации". В 2023 году вакцинация от кори должна быть проведена работодателем с 3 апреля по 31 декабря на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08.02.2023 N 1 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2023 N 72548). Кроме этого, согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны выполнять требования постановлений должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологического надзор. Это значит, что если есть соответствующее Постановление, то работодатели должны требовать от иностранных сотрудников документ, подтверждающий, что они вакцинированы от кори, и проводить иммунизацию тех мигрантов, которые вакцинацию не проходили? Как поступать в случае наличия у иностранного гражданина-кандидата на вакантные должности справки о наличии медицинского противопоказания к проведению профилактических прививок против кори, выданной медицинской организацией на территории Российской Федерации? И при наличии вышеуказанной справки, которая выдана медицинскими организациями за пределами Российской Федерации?
Статья: Комментарий к Постановлению Роспотребнадзора от 06.03.2019 N 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации"
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2019, N 4)В рамках реализации этого поручения работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обязаны обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори.
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2019, N 4)В рамках реализации этого поручения работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обязаны обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори.
Вопрос: Работодатель при приеме на работу у иностранного гражданина просит документальное подтверждение вакцинации против кори, анализ на наличие/отсутствие антител к кори. Работодатель зарегистрирован в Москве, сфера деятельности - разработка программного обеспечения, работник также является разработчиком. Правомерно ли это?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: Работодатель при приеме на работу у иностранного гражданина просит документальное подтверждение наличия вакцинации против кори (прививочный сертификат, справка), анализ на наличие/отсутствие антител к кори. Работодатель зарегистрирован в Москве, сфера деятельности - разработка ПО, работник также является разработчиком. Является ли правомерным требовать данные документ?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: Работодатель при приеме на работу у иностранного гражданина просит документальное подтверждение наличия вакцинации против кори (прививочный сертификат, справка), анализ на наличие/отсутствие антител к кори. Работодатель зарегистрирован в Москве, сфера деятельности - разработка ПО, работник также является разработчиком. Является ли правомерным требовать данные документ?
Статья: Правовые модели регулирования вакцинопрофилактики в зарубежных странах: конституционно-правовая обоснованность и поиск баланса между частным и публичным интересом
(Чеснокова Е.А., Акулин И.М.)
("Закон", 2020, N 7)Однако ввиду неблагоприятной эпидемиологической ситуации в 2017 г. правительством были приняты срочные меры, направленные на ужесточение политики в вопросах вакцинирования. Законодательным декретом от 07.06.2017 N 73 <22>, конвертированным с поправками в Закон от 31.07.2017 N 119 <23>, для несовершеннолетних от рождения до 16 лет, в том числе для всех несовершеннолетних иностранцев, находящихся в стране без сопровождения, была введена обязательная бесплатная вакцинация по возрастным группам в соответствии с национальным календарем для профилактики полиомиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, гемофильной инфекции типа b, вирусного гепатита B, кори, краснухи, эпидемического паротита, ветряной оспы, пневмококковой инфекции, ротавирусной инфекции <24>. Предусмотрены и санкции для законных представителей несовершеннолетних в случае уклонения от обязательной вакцинации. Так, согласно ст. 4 названного Декрета при уклонении от вакцинации территориальный орган здравоохранения приглашает законных представителей для собеседования с целью предоставления дополнительной информации о вакцинопрофилактике. Если в установленные компетентным органом сроки после проведения собеседования вакцинация несовершеннолетнего так и не будет осуществлена, данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на законного представителя несовершеннолетнего в размере от 100 до 500 евро. Интересно, что согласно циркуляру министерства здравоохранения от 16.08.2017 <25> оплата административного штрафа освобождает от обязанности вакцинации. По мнению некоторых представителей правовой доктрины, учитывая, что наложение административного штрафа за отказ от вакцинации применяется однократно, а не в начале каждого учебного года, данная санкция, по сути, представляет собой плату за освобождение от вакцинации и ставит родителей несовершеннолетних в неравное положение, давая возможности для свободного волеизъявления обеспеченным гражданам <26>. Однако важно то, что в соответствии с этим циркуляром оплата административного штрафа хотя и освобождает от обязанности вакцинации, но не позволяет несовершеннолетнему посещать детские образовательные организации независимо от их формы собственности не только в течение года установления факта невыполнения обязательства, но и в последующие годы, вплоть до выполнения родителем требования по вакцинации. Подобное решение является довольно спорным в свете соблюдения прав детей на получение образования. В данном аспекте следует отметить, что итальянские суды зачастую рассматривают уклонение от обязательной вакцинации детей в соответствии с национальным календарем как ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, в том числе и ввиду наличия ограничительных мер, препятствующих невакцинированным несовершеннолетним посещать детские образовательные организации и затрудняющих их общение со сверстниками. Конституционно-правовая обоснованность полномочий суда заместить законных представителей в принятии решения о проведении вакцинопрофилактики была подтверждена Конституционным судом Итальянской Республики <27>, который в 1992 г. провел проверку положений Закона от 04.02.1966 N 51 "Обязательность вакцинации против полиомиелита" на предмет их соответствия ст. ст. 32 и 34 Конституции, провозглашающим права несовершеннолетних на медицинскую помощь и на образование. Основанием для проверки стало обращение Апелляционного суда Тренто, по мнению которого положения указанного Закона не были конституционными в части, устанавливающей в качестве единственной санкции для законного представителя, уклоняющегося от обязательной вакцинации несовершеннолетнего, административный штраф и не предусматривающей принудительную вакцинацию в целях защиты прав ребенка на здоровье и образование, а также общественного права на здоровье. По итогам рассмотрения дела Конституционный суд признал оспариваемые положения соответствующими Конституции, указав, что санкцию в виде административного штрафа следует рассматривать в контексте других мер, предусмотренных действующим законодательством в целях защиты общественного здоровья относительно рисков, связанных с неисполнением обязательства по вакцинации, а также принимая во внимание иные юридические инструменты, служащие для защиты прав ребенка в случае, если родители ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. В связи с этим Конституционный суд отметил, что введение административной ответственности за нарушение обязательства вакцинировать детей в соответствии с национальным календарем не исключает возможности применения положений Гражданского кодекса <28>, дающих суду право в случае, если поведение родителей представляется вредным для ребенка, принять с учетом обстоятельств дела решения, необходимые как в интересах самого ребенка, так и в общественных интересах.
(Чеснокова Е.А., Акулин И.М.)
("Закон", 2020, N 7)Однако ввиду неблагоприятной эпидемиологической ситуации в 2017 г. правительством были приняты срочные меры, направленные на ужесточение политики в вопросах вакцинирования. Законодательным декретом от 07.06.2017 N 73 <22>, конвертированным с поправками в Закон от 31.07.2017 N 119 <23>, для несовершеннолетних от рождения до 16 лет, в том числе для всех несовершеннолетних иностранцев, находящихся в стране без сопровождения, была введена обязательная бесплатная вакцинация по возрастным группам в соответствии с национальным календарем для профилактики полиомиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, гемофильной инфекции типа b, вирусного гепатита B, кори, краснухи, эпидемического паротита, ветряной оспы, пневмококковой инфекции, ротавирусной инфекции <24>. Предусмотрены и санкции для законных представителей несовершеннолетних в случае уклонения от обязательной вакцинации. Так, согласно ст. 4 названного Декрета при уклонении от вакцинации территориальный орган здравоохранения приглашает законных представителей для собеседования с целью предоставления дополнительной информации о вакцинопрофилактике. Если в установленные компетентным органом сроки после проведения собеседования вакцинация несовершеннолетнего так и не будет осуществлена, данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на законного представителя несовершеннолетнего в размере от 100 до 500 евро. Интересно, что согласно циркуляру министерства здравоохранения от 16.08.2017 <25> оплата административного штрафа освобождает от обязанности вакцинации. По мнению некоторых представителей правовой доктрины, учитывая, что наложение административного штрафа за отказ от вакцинации применяется однократно, а не в начале каждого учебного года, данная санкция, по сути, представляет собой плату за освобождение от вакцинации и ставит родителей несовершеннолетних в неравное положение, давая возможности для свободного волеизъявления обеспеченным гражданам <26>. Однако важно то, что в соответствии с этим циркуляром оплата административного штрафа хотя и освобождает от обязанности вакцинации, но не позволяет несовершеннолетнему посещать детские образовательные организации независимо от их формы собственности не только в течение года установления факта невыполнения обязательства, но и в последующие годы, вплоть до выполнения родителем требования по вакцинации. Подобное решение является довольно спорным в свете соблюдения прав детей на получение образования. В данном аспекте следует отметить, что итальянские суды зачастую рассматривают уклонение от обязательной вакцинации детей в соответствии с национальным календарем как ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, в том числе и ввиду наличия ограничительных мер, препятствующих невакцинированным несовершеннолетним посещать детские образовательные организации и затрудняющих их общение со сверстниками. Конституционно-правовая обоснованность полномочий суда заместить законных представителей в принятии решения о проведении вакцинопрофилактики была подтверждена Конституционным судом Итальянской Республики <27>, который в 1992 г. провел проверку положений Закона от 04.02.1966 N 51 "Обязательность вакцинации против полиомиелита" на предмет их соответствия ст. ст. 32 и 34 Конституции, провозглашающим права несовершеннолетних на медицинскую помощь и на образование. Основанием для проверки стало обращение Апелляционного суда Тренто, по мнению которого положения указанного Закона не были конституционными в части, устанавливающей в качестве единственной санкции для законного представителя, уклоняющегося от обязательной вакцинации несовершеннолетнего, административный штраф и не предусматривающей принудительную вакцинацию в целях защиты прав ребенка на здоровье и образование, а также общественного права на здоровье. По итогам рассмотрения дела Конституционный суд признал оспариваемые положения соответствующими Конституции, указав, что санкцию в виде административного штрафа следует рассматривать в контексте других мер, предусмотренных действующим законодательством в целях защиты общественного здоровья относительно рисков, связанных с неисполнением обязательства по вакцинации, а также принимая во внимание иные юридические инструменты, служащие для защиты прав ребенка в случае, если родители ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. В связи с этим Конституционный суд отметил, что введение административной ответственности за нарушение обязательства вакцинировать детей в соответствии с национальным календарем не исключает возможности применения положений Гражданского кодекса <28>, дающих суду право в случае, если поведение родителей представляется вредным для ребенка, принять с учетом обстоятельств дела решения, необходимые как в интересах самого ребенка, так и в общественных интересах.
Статья: Принимаем на работу студента-иностранца
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 3)Если студент прибыл из визовой страны, то подтверждением его учебы являются учебная виза и миграционная карта, в которой должна быть указана цель въезда - учеба. Кроме того, студент-иностранец должен представить:
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 3)Если студент прибыл из визовой страны, то подтверждением его учебы являются учебная виза и миграционная карта, в которой должна быть указана цель въезда - учеба. Кроме того, студент-иностранец должен представить:
Статья: Новости от 05.04.2019
("Главная книга", 2019, N 8)Организации и ИП, привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, должны до конца года обеспечить проведение вакцинации против кори заграничных работников.
("Главная книга", 2019, N 8)Организации и ИП, привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, должны до конца года обеспечить проведение вакцинации против кори заграничных работников.
Вопрос: В декабре работники организации, являющиеся гражданами Киргизии, были привиты против кори. Обязан ли работодатель уведомлять территориальный орган МВД России о проведенной вакцинации против кори работников - граждан Киргизии?
(Консультация эксперта, 2020)Действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган МВД России о проведенной вакцинации против кори иностранных работников, в том числе граждан Киргизии.
(Консультация эксперта, 2020)Действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган МВД России о проведенной вакцинации против кори иностранных работников, в том числе граждан Киргизии.