Обязанности председателя суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности председателя суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Региональное отделение ПФР привлекло общественную организацию к ответственности за непредставление в установленный срок сведений о застрахованном лице. Суд установил, что застрахованное лицо исполняло обязанности председателя организации на общественных началах, в отсутствие между сторонами трудовых или гражданско-правовых отношений, в связи с чем у организации отсутствовала обязанность представлять сведения в отношении председателя, потому привлечение к ответственности является неправомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Региональное отделение ПФР привлекло общественную организацию к ответственности за непредставление в установленный срок сведений о застрахованном лице. Суд установил, что застрахованное лицо исполняло обязанности председателя организации на общественных началах, в отсутствие между сторонами трудовых или гражданско-правовых отношений, в связи с чем у организации отсутствовала обязанность представлять сведения в отношении председателя, потому привлечение к ответственности является неправомерным.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 38 "Стороны" КАС РФ"Возможность оспаривания в порядке административного судопроизводства действий председателя суда, связанных с исполнением им своих должностных обязанностей, то есть с осуществлением правосудия, законодательно не предусмотрена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Досрочное прекращение полномочий председателя суда: отечественный опыт
(Королева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)По схожим основаниям досрочно прекращены полномочия в статусе председателя у С. Амбаловой. Тридцатого марта 2015 г. ВС РФ подтвердил законность решения ВККС РФ от 30 января 2015 г. о досрочном прекращении полномочий председателя 20-го Арбитражного апелляционного суда (далее - 20-й ААС) Симмы Амбаловой <9>. Примечательным является то, что инициаторами обращения о привлечении к ответственности выступили сами судьи 20-го ААС. По мнению заявителей, председатель создавала тяжелую морально-психологическую обстановку, в результате которой за два года должности покинули почти половина судей, а также более 70 сотрудников аппарата суда. ВККС РФ пришла к выводу, что методы работы С. Амбаловой не соответствовали законодательству (судья не направляла своих коллег на очередную аттестацию квалификации), были достаточно предвзятыми и необъективными, в суде наблюдалась безосновательная ротация судебных составов, что также приводило к чрезмерной сверхурочной работе. Поведение руководителя суда значительно не соответствовало нормам Кодекса судейской этики и существенно умаляло их: ВККС РФ установлено, что С. Амбалова пренебрежительно относилась к судьям, позволяла себе унижающие высказывания, угрозы, преследования. В силу изложенного судья дискредитировала себя как руководитель, вследствие чего и возник серьезный и неустранимый без вмешательства органов судейского сообщества конфликт. Несмотря на все возражения бывшего председателя и своего представителя, ВККС РФ и ВС РФ признали, что создание нездоровой обстановки в суде, наличие затяжного конфликта с коллективом и существенный отток кадров стали следствием ненадлежащего исполнения обязанностей председателя суда.
(Королева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)По схожим основаниям досрочно прекращены полномочия в статусе председателя у С. Амбаловой. Тридцатого марта 2015 г. ВС РФ подтвердил законность решения ВККС РФ от 30 января 2015 г. о досрочном прекращении полномочий председателя 20-го Арбитражного апелляционного суда (далее - 20-й ААС) Симмы Амбаловой <9>. Примечательным является то, что инициаторами обращения о привлечении к ответственности выступили сами судьи 20-го ААС. По мнению заявителей, председатель создавала тяжелую морально-психологическую обстановку, в результате которой за два года должности покинули почти половина судей, а также более 70 сотрудников аппарата суда. ВККС РФ пришла к выводу, что методы работы С. Амбаловой не соответствовали законодательству (судья не направляла своих коллег на очередную аттестацию квалификации), были достаточно предвзятыми и необъективными, в суде наблюдалась безосновательная ротация судебных составов, что также приводило к чрезмерной сверхурочной работе. Поведение руководителя суда значительно не соответствовало нормам Кодекса судейской этики и существенно умаляло их: ВККС РФ установлено, что С. Амбалова пренебрежительно относилась к судьям, позволяла себе унижающие высказывания, угрозы, преследования. В силу изложенного судья дискредитировала себя как руководитель, вследствие чего и возник серьезный и неустранимый без вмешательства органов судейского сообщества конфликт. Несмотря на все возражения бывшего председателя и своего представителя, ВККС РФ и ВС РФ признали, что создание нездоровой обстановки в суде, наличие затяжного конфликта с коллективом и существенный отток кадров стали следствием ненадлежащего исполнения обязанностей председателя суда.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае выявления неполадок в работе программных изделий, обеспечивающих размещение Извещения, уполномоченный работник незамедлительно информирует об этом председателя суда (исполняющего обязанности председателя суда) и незамедлительно обращается на горячую линию технической поддержки ГАС "Правосудие".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае выявления неполадок в работе программных изделий, обеспечивающих размещение Извещения, уполномоченный работник незамедлительно информирует об этом председателя суда (исполняющего обязанности председателя суда) и незамедлительно обращается на горячую линию технической поддержки ГАС "Правосудие".
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.
Статья: Трудовая функция как трудоправовой элемент профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 1)Организационно-распорядительные полномочия руководителей судов приведены в ст. 6.2 Закона о статусе судей, а также в ст. 24 - 26 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <15>, ст. 12 - 13 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" <16>, ст. 32 - 33, 33.9 - 33.10, 42 - 43, 43.10 - 43.11 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <17>, ст. 19 - 20, 24 - 25 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" <18>, ст. 29 - 31, 35 - 36 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" <19>. Указанные полномочия включают, в частности, организацию работы суда и осуществление руководства деятельностью его аппарата, установление правил внутреннего трудового распорядка, организацию дополнительного профессионального образования судей и иные. Кроме того, перечень должностных обязанностей председателя суда, судей и работников аппарата содержится в Типовых правилах внутреннего распорядка суда, утвержденных Постановлением Совета судей РФ от 18 апреля 2003 г. N 101 "Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка судов" <20>, направленных, как следует из п. 1.1 данных Правил, на установление порядка работы конкретного суда, укрепление дисциплины труда, рациональное использование судьями и работниками аппарата суда рабочего времени. Данный документ по своей трудоправовой природе является Правилами внутреннего трудового распорядка, а применительно к председателям судов - одновременно и аналогом их должностной инструкции.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 1)Организационно-распорядительные полномочия руководителей судов приведены в ст. 6.2 Закона о статусе судей, а также в ст. 24 - 26 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <15>, ст. 12 - 13 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" <16>, ст. 32 - 33, 33.9 - 33.10, 42 - 43, 43.10 - 43.11 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <17>, ст. 19 - 20, 24 - 25 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" <18>, ст. 29 - 31, 35 - 36 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" <19>. Указанные полномочия включают, в частности, организацию работы суда и осуществление руководства деятельностью его аппарата, установление правил внутреннего трудового распорядка, организацию дополнительного профессионального образования судей и иные. Кроме того, перечень должностных обязанностей председателя суда, судей и работников аппарата содержится в Типовых правилах внутреннего распорядка суда, утвержденных Постановлением Совета судей РФ от 18 апреля 2003 г. N 101 "Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка судов" <20>, направленных, как следует из п. 1.1 данных Правил, на установление порядка работы конкретного суда, укрепление дисциплины труда, рациональное использование судьями и работниками аппарата суда рабочего времени. Данный документ по своей трудоправовой природе является Правилами внутреннего трудового распорядка, а применительно к председателям судов - одновременно и аналогом их должностной инструкции.
Статья: Особенности правового статуса руководителя аппарата военного суда - администратора суда
(Кочетова С.П.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Ежегодно в установочном приказе N 1 председатель гарнизонного военного суда производит закрепление функциональных обязанностей за судьями и работниками аппарата суда по вопросам организационной деятельности в суде. В тех гарнизонных военных судах, где должность администратора суда является вакантной, в связи с фактическим отсутствием работника должностные обязанности последнего председатель суда распределяет между действующими государственными гражданскими служащими - своего рода "дополнительная миля". Так, помощники судей и секретари судебных заседаний помимо своих основных должностных обязанностей исполняют дополнительные обязанности "временно отсутствующего" администратора суда, которые, в свою очередь, не включены в их должностные регламенты.
(Кочетова С.П.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Ежегодно в установочном приказе N 1 председатель гарнизонного военного суда производит закрепление функциональных обязанностей за судьями и работниками аппарата суда по вопросам организационной деятельности в суде. В тех гарнизонных военных судах, где должность администратора суда является вакантной, в связи с фактическим отсутствием работника должностные обязанности последнего председатель суда распределяет между действующими государственными гражданскими служащими - своего рода "дополнительная миля". Так, помощники судей и секретари судебных заседаний помимо своих основных должностных обязанностей исполняют дополнительные обязанности "временно отсутствующего" администратора суда, которые, в свою очередь, не включены в их должностные регламенты.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Еще один пример. Исполняющий обязанности председателя Северского районного суда Краснодарского края Е.И. Полозков в своей статье пишет: "Неотвратимость наказания, что это, и как она проявляется в обычной жизни, вот о чем многие, наверное, задумываются. Принцип неотвратимости ответственности, а следовательно, и наказания означает, что лицо, совершившее преступление, подлежит заслуженному наказанию за совершенное им деяние. Неотвратимость ответственности и наказания обеспечивается деятельностью милиции, прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших преступления, изобличать их в противоправных деяниях. Суды, в свою очередь, должны выносить справедливые решения. Содеянное лицом должно получить публичную огласку и подвергнуться государственному осуждению со стороны государства в лице его органов, т.е. суда. Вопрос о назначении наказания решается индивидуально. Все ситуации, когда правонарушитель не несет заслуженной ответственности, негативно сказываются на правосознании гражданского общества. Резко падает престиж действующих законов. В сознании населения усиливается действие негативных оценок как действующего законодательства, так и власти, неспособной последовательно и полно провести принцип неотвратимости наказания" <1>.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Еще один пример. Исполняющий обязанности председателя Северского районного суда Краснодарского края Е.И. Полозков в своей статье пишет: "Неотвратимость наказания, что это, и как она проявляется в обычной жизни, вот о чем многие, наверное, задумываются. Принцип неотвратимости ответственности, а следовательно, и наказания означает, что лицо, совершившее преступление, подлежит заслуженному наказанию за совершенное им деяние. Неотвратимость ответственности и наказания обеспечивается деятельностью милиции, прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших преступления, изобличать их в противоправных деяниях. Суды, в свою очередь, должны выносить справедливые решения. Содеянное лицом должно получить публичную огласку и подвергнуться государственному осуждению со стороны государства в лице его органов, т.е. суда. Вопрос о назначении наказания решается индивидуально. Все ситуации, когда правонарушитель не несет заслуженной ответственности, негативно сказываются на правосознании гражданского общества. Резко падает престиж действующих законов. В сознании населения усиливается действие негативных оценок как действующего законодательства, так и власти, неспособной последовательно и полно провести принцип неотвратимости наказания" <1>.
Статья: О судебном администрировании в Российской Федерации на примере зарубежного опыта
(Штефан Д.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Кроме судейского самоуправления и управления судами, в законодательстве Эстонии существует надзорный контроль (supervisory control). Так, действующий Закон Эстонии "О судах" <3> возлагает на председателей судов обязанность осуществлять наблюдательный контроль за надлежащим отправлением правосудия и исполнением судьями их обязанностей. Председатель суда может требовать от судей объяснений, проверять ведение делопроизводства и собирать другую информацию. Контроль за судьями судов первой инстанции осуществляет также председатель окружного суда.
(Штефан Д.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Кроме судейского самоуправления и управления судами, в законодательстве Эстонии существует надзорный контроль (supervisory control). Так, действующий Закон Эстонии "О судах" <3> возлагает на председателей судов обязанность осуществлять наблюдательный контроль за надлежащим отправлением правосудия и исполнением судьями их обязанностей. Председатель суда может требовать от судей объяснений, проверять ведение делопроизводства и собирать другую информацию. Контроль за судьями судов первой инстанции осуществляет также председатель окружного суда.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда.
Статья: Право и политика: история и современность. К вопросу о роли суда в формировании норм реального уголовного и уголовно-процессуального права
(Грязнова Т.Е., Поляков С.Б.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Ныне исполняющий обязанности председателя Верховного Суда РФ Ю.Г. Иваненко в свое время (тогда еще будучи председателем судебного состава Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ) назвал решения, принимаемые Президиумом Верховного Суда РФ, а равно любой из семи судебных коллегий Верховного Суда РФ, практикообразующими (!). Ниже Юрий Григорьевич пояснил: "Являясь, по сути, судебным прецедентом, оно (решение. - Т.Г., С.П.) оперативно обеспечивает дальнейшую единообразную судебную практику, которая до принятия такого решения могла отличаться в различных федеральных судебных округах" <25>.
(Грязнова Т.Е., Поляков С.Б.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Ныне исполняющий обязанности председателя Верховного Суда РФ Ю.Г. Иваненко в свое время (тогда еще будучи председателем судебного состава Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ) назвал решения, принимаемые Президиумом Верховного Суда РФ, а равно любой из семи судебных коллегий Верховного Суда РФ, практикообразующими (!). Ниже Юрий Григорьевич пояснил: "Являясь, по сути, судебным прецедентом, оно (решение. - Т.Г., С.П.) оперативно обеспечивает дальнейшую единообразную судебную практику, которая до принятия такого решения могла отличаться в различных федеральных судебных округах" <25>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)За сохранность вещественных доказательств, находящихся в административном деле, несет ответственность судья, под председательством которого оно рассматривается. За сохранность вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от административного дела, несет ответственность лицо, на которого приказом председателя суда возложена обязанность по учету и хранению вещественных доказательств.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)За сохранность вещественных доказательств, находящихся в административном деле, несет ответственность судья, под председательством которого оно рассматривается. За сохранность вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от административного дела, несет ответственность лицо, на которого приказом председателя суда возложена обязанность по учету и хранению вещественных доказательств.