Обязанность по ликвидации свалки

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по ликвидации свалки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 13 "Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Разрешая спор и отказывая в удовлетворении представления, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", исходил из того, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на территории Санкт-Петербурга возлагается на районные администрации, а не на иные органы исполнительной власти города Санкт-Петербурга, на проведение необходимых мероприятий для ликвидации несанкционированных свалок администрациям выделяется соответствующее бюджетное финансирование, а поскольку ответчик подведомственен Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга (пункт 1.3 Устава), правовые основания для возложения обязанности по ликвидации спорной свалки на ответчика не имеется."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 15 "Вопросы местного значения муниципального района" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования города Кодинск, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 37-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 14 части 1 статьи 15, подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришли к выводу, что обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании и взыскали сумму неосновательного обогащения в виде понесенных обществом расходов по ликвидации несанкционированной свалки."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовое регулирование оценки и учета накопленного вреда окружающей среде
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)
Так, по материалам судебного дела земельный участок предоставлен заявителю для эксплуатации и обслуживания территории городской свалки. Общество в заявлении к нему указало, что на момент обращения с заявкой на участке находилась свалка, образованная от прошлой деятельности других хозяйствующих субъектов. Общество полагает, что объект НВОС (земельный участок) подлежит постановке на учет без учета отходов, размещенных на этом участке до передачи в аренду, а также без учета деятельности общества на нем до указанного времени. Позиция суда состояла в следующем: поскольку на момент заключения договора на участке находилась свалка, арендатор обязуется надлежащим образом содержать участок независимо от момента возникновения названной свалки, то есть обязан ликвидировать все свалки на земельном участке, образованные как до заключения договора, так и в период его исполнения. Поскольку не доказано нарушение другим лицом обязанностей по ликвидации свалки, она подлежит рекультивации арендатором земельного участка (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 года по делу N А13-1506/2017).
Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2024)
В судебной практике есть позиция, когда при отсутствии данных о лице, в деятельности которого образовались отходы, собственником отходов является орган местного самоуправления, юрлицо или ИП, ответственные за территории, где эти отходы находятся, и, соответственно, на них лежит обязанность ликвидировать незаконную свалку (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.01.2020 N 53-КА19-14).

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.