Обязанность платить за вывоз мусора

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность платить за вывоз мусора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Казенное учреждение: плата за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2024)
Из условий государственного контракта... на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и жидких бытовых отходов с территории [учреждения - ред.]... обязанность по уплате исполнителем платы за негативное воздействие на окружающую среду также не следует.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.04.2022 N Ф09-681/22 по делу N А71-6949/2021
Требование: О признании недействительным предписания об обязании произвести перерасчет за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обстоятельства: Предписание выдано по мотиву начисления платы за услуги в отношении участка, на котором нет жилых построек и не образуются отходы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на участке жилые дома отсутствуют, зарегистрированный там жилой дом фактически разобран и непригоден для проживания, имеющаяся постройка статусом жилого дома не обладает, доказательств образования на участке ТКО и возникновения у собственника обязанности по заключению договора на оказание спорных услуг нет, начисление платы за электроснабжение не свидетельствует о факте образования отходов.
Так Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528 утверждены годовые нормативы накопления ТКО для категории "Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан", что свидетельствует о том, что обязанность оплаты за вывоз мусора, образующегося в связи с пользованием гражданами принадлежащими им земельными участками не зависит только от нахождения на этих участках зарегистрированных объектов недвижимости.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
Установив конкретный перечень коммунальных услуг, предоставляемых нанимателям и собственникам помещений и жилых домов, законодатель положил конец ранее существовавшим спорам о том, относится ли вывоз мусора к коммунальным услугам. Причем обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Статья: Финансовая поддержка людей и экономики: принцип всеобщности vs принцип адресности
(Журавлева О.О.)
("Финансовое право", 2020, N 9)
Однако широкий подход к предоставлению мер поддержки без учета адресности имеет свои недостатки. В частности, идея освобождения потребителей любых услуг ЖКХ (физических и юридических лиц) на период карантина, "нерабочих дней" самоизоляции от их оплаты может создать дополнительные преимущества наиболее состоятельным лицам. При столь широкой формулировке под ее действие попадают все потребители, в том числе и крупные промышленные предприятия и физические лица - обладатели объектов недвижимости с избыточными потребительскими свойствами. Но подобный подход может не согласовываться с принципом социального государства, ибо в выигрыше окажутся наиболее состоятельные и благополучные категории потребителей. В то же время социально уязвимые группы населения поддерживаются государством на основе нормативов потребления, поэтому подход, не учитывающий социальное положение потребителей и не предполагающий нормирование, не соответствует принципам социального государства. Следует также учитывать, что установлен мораторий на начисление неустойки на сумму задолженности по оплате коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт, платы за вывоз мусора на период с 1 апреля до 31 декабря 2020 г. Эта мера не освобождает от обязанности оплачивать коммунальные услуги, но исключает дополнительное увеличение суммы долга из-за просрочки. В результате реализации этой меры будет оказана государственная поддержка не только перечисленным категориям лиц, но и организациям сектора ЖКХ. Последние получат гарантированную государством плату за оказанные услуги. Положительный экономический эффект может возникнуть в силу того, что снизится доля неплатежей и банкротств в указанной сфере.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
20. Если публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности влечет необходимость возмещения публично-правовым образованием убытков лицу, реализовавшему товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Приказ Минстроя РФ от 20.08.1996 N 17-113
(ред. от 11.12.1997)
"Об утверждении Положения о формировании договорных отношений в жилищно - коммунальном хозяйстве"
4.2. Договоры между организациями заключаются на выполнение конкретного объема и видов работ (водоснабжение, водоотведение, тепло- и электроснабжение, обслуживание внутридомовых сетей, прочистка сетей, вывоз мусора, обслуживание лифтового хозяйства и иные виды работ) и содержат точные данные об объемах и качестве оказываемых услуг или выполняемых работ, сведения о разграничении зон обслуживания, сроки и способы оплаты услуг, права, обязанности и ответственность каждой из сторон, включая санкции за нарушение условий договора.