Обстоятельства отягчающие административную ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Обстоятельства отягчающие административную ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 286 "Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции" АПК РФ"Возражения налогового органа относительно неправомерности снижения судом размера назначенного обществу административного штрафа, подлежат отклонению, поскольку как верно отмечено судами, с учетом санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривающей для юридических лиц наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 20 процентов до 40 процентов суммы незаконной валютной операции, а также в отсутствие установленных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, у налогового органа отсутствовали основания, позволяющих выбрать санкцию выше минимального размера. Более того, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке указанных обстоятельств в соответствии со статьей 286 АПК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)К нарушениям в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ применяются общие правила об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ). К таким обстоятельствам относятся в том числе:
(КонсультантПлюс, 2025)К нарушениям в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ применяются общие правила об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ). К таким обстоятельствам относятся в том числе:
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
Статья: Противодействие преступности в сфере миграции: правообразующие тенденции
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2023, N 1)Так, например, согласно п. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2 Кодекса), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.3 Кодекса). Кроме того, по отдельным административным составам в Кодексе при назначении административного наказания также учитываются продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессия, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства (например, ч. 3.6 ст. 4.1 Кодекса).
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2023, N 1)Так, например, согласно п. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2 Кодекса), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.3 Кодекса). Кроме того, по отдельным административным составам в Кодексе при назначении административного наказания также учитываются продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессия, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства (например, ч. 3.6 ст. 4.1 Кодекса).
Статья: К вопросу о привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя по статье 274.2 Уголовного кодекса РФ
(Семенова И.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)Следует обратить внимание на следующие обстоятельства: Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает, что может быть привлечено к ответственности за административное нарушение лицо, которое достигло 16 лет. Однако для подростков в возрасте от 16 до 18 лет существует возможность избежать такой ответственности. Решение об этом принимает комиссия по делам несовершеннолетних, исходя из всех обстоятельств произошедшего и личных характеристик нарушителя. Вместо наказания к такому лицу могут быть применены специальные меры, предусмотренные законом о защите прав детей. При этом привлечение несовершеннолетнего к совершению правонарушения согласно ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим наказание. Административную ответственность за правонарушения, совершенные лицом с 14 лет, несут его родители или законные представители, что явно диссонирует с теми возможностями, которые государство предоставляет в определенных случаях указанной категории граждан.
(Семенова И.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)Следует обратить внимание на следующие обстоятельства: Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает, что может быть привлечено к ответственности за административное нарушение лицо, которое достигло 16 лет. Однако для подростков в возрасте от 16 до 18 лет существует возможность избежать такой ответственности. Решение об этом принимает комиссия по делам несовершеннолетних, исходя из всех обстоятельств произошедшего и личных характеристик нарушителя. Вместо наказания к такому лицу могут быть применены специальные меры, предусмотренные законом о защите прав детей. При этом привлечение несовершеннолетнего к совершению правонарушения согласно ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим наказание. Административную ответственность за правонарушения, совершенные лицом с 14 лет, несут его родители или законные представители, что явно диссонирует с теми возможностями, которые государство предоставляет в определенных случаях указанной категории граждан.
Статья: Административная ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований: анализ судебной практики
(Васильев И.А., Дмитрикова Е.А., Шевелева Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)В силу ч. 3, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, может быть назначено наказание в виде административного штрафа менее его минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
(Васильев И.А., Дмитрикова Е.А., Шевелева Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)В силу ч. 3, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, может быть назначено наказание в виде административного штрафа менее его минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Учитывая изложенное, в настоящий момент в рамках так называемого пятого антимонопольного пакета после продолжительных дискуссий все-таки предложено рассматривать использование программ для ЭВМ в целях реализации антиконкурентного соглашения как одно из отягчающих административную ответственность обстоятельств (статья 14.32 КоАП РФ) <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Учитывая изложенное, в настоящий момент в рамках так называемого пятого антимонопольного пакета после продолжительных дискуссий все-таки предложено рассматривать использование программ для ЭВМ в целях реализации антиконкурентного соглашения как одно из отягчающих административную ответственность обстоятельств (статья 14.32 КоАП РФ) <1>.
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)В-пятых, по правовым последствиям применения мер административно-правового и административно-процессуального принуждения: 1) меры административно-правового принуждения влекут за собой последствия материально-правового характера для субъекта административных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, по общему правилу назначение административного наказания влечет за собой не только возникновение административной обязанности по его исполнению в установленном законом порядке, но и дополнительные условия под угрозой применения мер административного понуждения к надлежащему и в полном объеме исполнению предписанных правоприменительным актом обязательных требований, а также состояние подвергнутости административному наказанию в период установленного ст. 4.6 КоАП РФ <12> срока, в течение которого вновь совершенное деяние подлежит квалификации в качестве повторного, в том числе является отягчающим административную ответственность обстоятельством. Назначение административного наказания в виде административного штрафа влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством уплаты в указанный в постановлении срок (ст. 32.2 КоАП РФ) под угрозой принудительного взыскания административного штрафа с исполнительским сбором и привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Назначение административного наказания в виде дисквалификации влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством прекращения трудового договора (контракта), а также ограничение занимать соответствующие должности и осуществлять предпринимательскую и иную деятельность на период дисквалификации (ст. 3.11, 32.11 КоАП РФ); 2) меры административно-процессуального принуждения влекут за собой последствия административно-процессуального характера для субъекта административно-процессуальных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административно-процессуальных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, административно-процессуальная обязанность явиться на рассмотрение дела, сдать водительское удостоверение, предоставить доступ к транспортному средству, вещам и документам для досмотра, запрет на пользование арестованным имуществом и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)В-пятых, по правовым последствиям применения мер административно-правового и административно-процессуального принуждения: 1) меры административно-правового принуждения влекут за собой последствия материально-правового характера для субъекта административных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, по общему правилу назначение административного наказания влечет за собой не только возникновение административной обязанности по его исполнению в установленном законом порядке, но и дополнительные условия под угрозой применения мер административного понуждения к надлежащему и в полном объеме исполнению предписанных правоприменительным актом обязательных требований, а также состояние подвергнутости административному наказанию в период установленного ст. 4.6 КоАП РФ <12> срока, в течение которого вновь совершенное деяние подлежит квалификации в качестве повторного, в том числе является отягчающим административную ответственность обстоятельством. Назначение административного наказания в виде административного штрафа влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством уплаты в указанный в постановлении срок (ст. 32.2 КоАП РФ) под угрозой принудительного взыскания административного штрафа с исполнительским сбором и привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Назначение административного наказания в виде дисквалификации влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством прекращения трудового договора (контракта), а также ограничение занимать соответствующие должности и осуществлять предпринимательскую и иную деятельность на период дисквалификации (ст. 3.11, 32.11 КоАП РФ); 2) меры административно-процессуального принуждения влекут за собой последствия административно-процессуального характера для субъекта административно-процессуальных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административно-процессуальных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, административно-процессуальная обязанность явиться на рассмотрение дела, сдать водительское удостоверение, предоставить доступ к транспортному средству, вещам и документам для досмотра, запрет на пользование арестованным имуществом и др.
Статья: Институт административной преюдиции по уголовным делам, или О закономерностях перехода количества в качество
(Головко Л.В.)
("Закон", 2023, N 10)Важно другое: развитая правовая теория никогда не относилась к количественному увеличению числа правонарушений, в том числе совершенных одним лицом, как, по выражению Гегеля, к "дурной бесконечности", т.е. "однообразному и монотонному, не имеющему предела накоплению количественных изменений: 1 + 1 + 1 + 1..." <13>, не влекущему юридических последствий. В современном уголовном праве такой подход вообще немыслим, в противном случае не существовало бы, например, понятие рецидива, играющего при назначении наказания колоссальную роль (ч. 5 ст. 18 УК РФ). Административно-деликтное право также ему сегодня не привержено, считая, допустим, повторное совершение однородного административного правонарушения обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Сторонниками "дурной бесконечности" остаются только критики института административной преюдиции, повторяя мысль о ста кошках, которые никогда не могут превратиться в тигра и которые в результате выстраиваются в механическую линейку деяний с всегда одинаковыми правовыми последствиями по принципу "совершил - заплатил", "снова совершил - снова заплатил то же самое" и т.д. На самом деле, тигр, конечно, возникает - в уголовно-правовом, административно-деликтном и других смыслах им является рецидив, повышающий ответственность в случае совершения повторного правонарушения или преступления и все связанные с ним институты.
(Головко Л.В.)
("Закон", 2023, N 10)Важно другое: развитая правовая теория никогда не относилась к количественному увеличению числа правонарушений, в том числе совершенных одним лицом, как, по выражению Гегеля, к "дурной бесконечности", т.е. "однообразному и монотонному, не имеющему предела накоплению количественных изменений: 1 + 1 + 1 + 1..." <13>, не влекущему юридических последствий. В современном уголовном праве такой подход вообще немыслим, в противном случае не существовало бы, например, понятие рецидива, играющего при назначении наказания колоссальную роль (ч. 5 ст. 18 УК РФ). Административно-деликтное право также ему сегодня не привержено, считая, допустим, повторное совершение однородного административного правонарушения обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Сторонниками "дурной бесконечности" остаются только критики института административной преюдиции, повторяя мысль о ста кошках, которые никогда не могут превратиться в тигра и которые в результате выстраиваются в механическую линейку деяний с всегда одинаковыми правовыми последствиями по принципу "совершил - заплатил", "снова совершил - снова заплатил то же самое" и т.д. На самом деле, тигр, конечно, возникает - в уголовно-правовом, административно-деликтном и других смыслах им является рецидив, повышающий ответственность в случае совершения повторного правонарушения или преступления и все связанные с ним институты.
Статья: Об оценке состояния опьянения военнослужащего, совершившего административное правонарушение (по материалам военно-судебной практики)
(Сотникова В.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Постановлением судьи гарнизонного военного суда, оставленным без изменения решением судьи окружного военного суда, К. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год 9 месяцев. Признав К. виновным в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, судья гарнизонного военного суда при назначении административного наказания в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, указал на совершение этим лицом правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. В подтверждение этого судья сослался на справку о результатах химико-токсикологического исследования, согласно которому в биологическом объекте (крови) К. обнаружен этиловый спирт (0,93 мг/л).
(Сотникова В.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Постановлением судьи гарнизонного военного суда, оставленным без изменения решением судьи окружного военного суда, К. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год 9 месяцев. Признав К. виновным в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, судья гарнизонного военного суда при назначении административного наказания в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, указал на совершение этим лицом правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. В подтверждение этого судья сослался на справку о результатах химико-токсикологического исследования, согласно которому в биологическом объекте (крови) К. обнаружен этиловый спирт (0,93 мг/л).
Статья: К вопросу о повышении эффективности профилактического воздействия выносимого полицией официального предостережения
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В научной литературе с опорой на исторический опыт высказано мнение о необходимости расширения перечня обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, с включением следующего обстоятельства: "Совершение административного правонарушения лицом, в отношении которого ранее было вынесено официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения" <8>. Соглашаясь с таким подходом, полагаем, что и перечень обстоятельств, отягчающих наказание за совершение преступления, закрепленных в ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации <9>, следовало бы дополнить формулировкой "Совершение преступления лицом, которому ранее выносилось официальной предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений".
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В научной литературе с опорой на исторический опыт высказано мнение о необходимости расширения перечня обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, с включением следующего обстоятельства: "Совершение административного правонарушения лицом, в отношении которого ранее было вынесено официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения" <8>. Соглашаясь с таким подходом, полагаем, что и перечень обстоятельств, отягчающих наказание за совершение преступления, закрепленных в ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации <9>, следовало бы дополнить формулировкой "Совершение преступления лицом, которому ранее выносилось официальной предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений".
Статья: Юридические факты в административно-процессуальных правоотношениях
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)В то же время не все правовые состояния имеют административно-процессуальное значение. Так, согласно ст. 4.3 КоАП РФ, совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Приведенное правовое состояние оказывает влияние на содержание итогового административно-процессуального решения, но не на само течение процесса.
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)В то же время не все правовые состояния имеют административно-процессуальное значение. Так, согласно ст. 4.3 КоАП РФ, совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Приведенное правовое состояние оказывает влияние на содержание итогового административно-процессуального решения, но не на само течение процесса.
Статья: Проблемы внедрения антимонопольного комплаенса в электроэнергетике
(Громов В.В., Кинев А.Ю.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)Особый интерес в данном случае имеет мнение С.А. Пузыревского, который считает, что законодательству еще предстоит разработать формулу, по которой будут наказываться компании, внедрившие антимонопольный комплаенс только лишь с целью ухода от ответственности <7>. В качестве одного из решений данной проблемы рассматривается отнесение повторного нарушения требований антимонопольного законодательства при внедренном комплаенсе к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
(Громов В.В., Кинев А.Ю.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)Особый интерес в данном случае имеет мнение С.А. Пузыревского, который считает, что законодательству еще предстоит разработать формулу, по которой будут наказываться компании, внедрившие антимонопольный комплаенс только лишь с целью ухода от ответственности <7>. В качестве одного из решений данной проблемы рассматривается отнесение повторного нарушения требований антимонопольного законодательства при внедренном комплаенсе к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).