Общий порядок вступления в силу нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Общий порядок вступления в силу нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 N 66а-1581/2023 (УИД 15RS0011-01-2022-006020-92)
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.06.2023 об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.08.2021 N 253 "О внесении изменения в постановление правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26.12.2014 N 466 "О Перечне медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Республики Северная Осетия-Алания документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных болезней, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".Отсутствие в оспариваемом постановлении указания на дату его вступления в силу не свидетельствует о нарушении порядка введения в действие нормативного правового акта, как ошибочно полагает ООО "Глазная клиника "Прозрение", а, напротив, позволяет сделать вывод о том, что в данном случае подлежат применению общие нормы о порядке вступления нормативного правового акта в силу, содержащиеся в статье 24 Республиканского конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 28 мая 1998 года N 6-З "О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания" и пункте 4 Указа Главы Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2014 года N 94.
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.06.2023 об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.08.2021 N 253 "О внесении изменения в постановление правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26.12.2014 N 466 "О Перечне медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Республики Северная Осетия-Алания документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных болезней, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".Отсутствие в оспариваемом постановлении указания на дату его вступления в силу не свидетельствует о нарушении порядка введения в действие нормативного правового акта, как ошибочно полагает ООО "Глазная клиника "Прозрение", а, напротив, позволяет сделать вывод о том, что в данном случае подлежат применению общие нормы о порядке вступления нормативного правового акта в силу, содержащиеся в статье 24 Республиканского конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 28 мая 1998 года N 6-З "О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания" и пункте 4 Указа Главы Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2014 года N 94.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право органов местного самоуправления на установление местных налогов и сборов
(Чирков Д.К., Яковлева Ю.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Важно подчеркнуть, что противоречия конституционным положениям по вопросу установления местных налогов и сборов органами местного самоуправления содержатся и в ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", в соответствии с которой делается исключение из общего порядка вступления в силу нормативных правовых актов о налогах и сборах и устанавливается особый порядок их вступления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
(Чирков Д.К., Яковлева Ю.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Важно подчеркнуть, что противоречия конституционным положениям по вопросу установления местных налогов и сборов органами местного самоуправления содержатся и в ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", в соответствии с которой делается исключение из общего порядка вступления в силу нормативных правовых актов о налогах и сборах и устанавливается особый порядок их вступления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статья: Законодательные новеллы о корпоративных процедурах и исполнительной надписи
(Корсик К.А.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 9)С 1 июля 2021 года вступили в силу нормативные правовые акты, которые вносят значительные изменения в регулирование порядка проведения общих собраний в целом и ряда корпоративных процедур в хозяйственных обществах, в том числе и обществах с ограниченной ответственностью, а также создают новые правовые модели нотариальной деятельности. Прежде всего следует обратить внимание на положения Федерального закона от 28.06.2021 N 225-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ). Этим Законом вносятся концептуальные изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), во-первых, в части общих положений о собраниях гражданско-правовых сообществ, во-вторых, в части порядка и процедуры подготовки и проведения указанных собраний. Так как подтверждение факта принятия решения общим собранием и состава участников такого собрания может совершаться в непубличных акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, данные положения имеют очень важное значение, поскольку являются материально-правовой основой для осуществления указанных нотариальных действий.
(Корсик К.А.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 9)С 1 июля 2021 года вступили в силу нормативные правовые акты, которые вносят значительные изменения в регулирование порядка проведения общих собраний в целом и ряда корпоративных процедур в хозяйственных обществах, в том числе и обществах с ограниченной ответственностью, а также создают новые правовые модели нотариальной деятельности. Прежде всего следует обратить внимание на положения Федерального закона от 28.06.2021 N 225-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ). Этим Законом вносятся концептуальные изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), во-первых, в части общих положений о собраниях гражданско-правовых сообществ, во-вторых, в части порядка и процедуры подготовки и проведения указанных собраний. Так как подтверждение факта принятия решения общим собранием и состава участников такого собрания может совершаться в непубличных акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, данные положения имеют очень важное значение, поскольку являются материально-правовой основой для осуществления указанных нотариальных действий.
Нормативные акты
Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки "со" или "после" срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми законами, например: Гражданским кодексом РФ (глава 11), Налоговым кодексом РФ (статья 6.1). Также отмечается, что такой подход больше соотносится с положениями специальных нормативных актов, регулирующих общий порядок вступления в силу НПА, в числе которых Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 5, 6 и 12). В перечисленных актах при установлении общего порядка вступления в силу НПА используется предлог "после".
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки "со" или "после" срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми законами, например: Гражданским кодексом РФ (глава 11), Налоговым кодексом РФ (статья 6.1). Также отмечается, что такой подход больше соотносится с положениями специальных нормативных актов, регулирующих общий порядок вступления в силу НПА, в числе которых Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 5, 6 и 12). В перечисленных актах при установлении общего порядка вступления в силу НПА используется предлог "после".
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)3. В случае, если к договору аренды земельного участка подлежит применению регулируемая арендная плата, порядок определения ее размера, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа, по общему правилу применяется для таких договоров с момента вступления в силу данного акта, даже если в момент заключения договора аренды такой порядок еще не был установлен.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)3. В случае, если к договору аренды земельного участка подлежит применению регулируемая арендная плата, порядок определения ее размера, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа, по общему правилу применяется для таких договоров с момента вступления в силу данного акта, даже если в момент заключения договора аренды такой порядок еще не был установлен.
Статья: Исчисление срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случае возвращения исполнительного документа по инициативе взыскателя
(Ильин А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Как указал КС РФ в п. 3 Постановления от 8 ноября 2012 г. N 25-П <7>, вынесенное по итогам рассмотрения дела постановление, которым нормативный правовой акт или его отдельные положения признаются не соответствующими Конституции РФ, действует непосредственно, а значит, отмена их органом, принявшим данный нормативный правовой акт, не требуется, поскольку эти положения считаются отмененными, т.е. недействительными, с момента вступления Постановления КС РФ в силу; решение КС РФ не требует подтверждения другими органами и должностными лицами; юридическим последствием постановления КС РФ о признании неконституционными положений нормативного правового акта является утрата ими силы на будущее время; это означает, что с момента вступления в силу постановления КС РФ такие нормативные положения не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом; таким образом, общим порядком, вытекающим из ч. 1 и 3 ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является утрата силы акта или его отдельных положений, признанных неконституционными, с момента провозглашения постановления КС РФ (Постановления КС РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П и от 11 апреля 2000 г. N 6-П, Определения КС РФ от 4 декабря 2000 г. N 243-О и от 5 февраля 2004 г. N 78-О).
(Ильин А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Как указал КС РФ в п. 3 Постановления от 8 ноября 2012 г. N 25-П <7>, вынесенное по итогам рассмотрения дела постановление, которым нормативный правовой акт или его отдельные положения признаются не соответствующими Конституции РФ, действует непосредственно, а значит, отмена их органом, принявшим данный нормативный правовой акт, не требуется, поскольку эти положения считаются отмененными, т.е. недействительными, с момента вступления Постановления КС РФ в силу; решение КС РФ не требует подтверждения другими органами и должностными лицами; юридическим последствием постановления КС РФ о признании неконституционными положений нормативного правового акта является утрата ими силы на будущее время; это означает, что с момента вступления в силу постановления КС РФ такие нормативные положения не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом; таким образом, общим порядком, вытекающим из ч. 1 и 3 ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является утрата силы акта или его отдельных положений, признанных неконституционными, с момента провозглашения постановления КС РФ (Постановления КС РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П и от 11 апреля 2000 г. N 6-П, Определения КС РФ от 4 декабря 2000 г. N 243-О и от 5 февраля 2004 г. N 78-О).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно Положению Банка России от 18.07.2000 N 115-П "О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России" Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако "обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение Банка России".
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно Положению Банка России от 18.07.2000 N 115-П "О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России" Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако "обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение Банка России".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По общим правилам административного судопроизводства суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, если: оспаривание нормативного правового акта должно осуществляться в порядке конституционного судопроизводства либо данный акт вообще не может быть оспорен в судебном порядке; лицо, обратившееся в суд, не обладает правом судебного оспаривания данного нормативного правового акта; имеется вступившее в законную силу решение суда по иску об оспаривании данного нормативного правового акта или его отдельных положений и др.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По общим правилам административного судопроизводства суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, если: оспаривание нормативного правового акта должно осуществляться в порядке конституционного судопроизводства либо данный акт вообще не может быть оспорен в судебном порядке; лицо, обратившееся в суд, не обладает правом судебного оспаривания данного нормативного правового акта; имеется вступившее в законную силу решение суда по иску об оспаривании данного нормативного правового акта или его отдельных положений и др.
Статья: Судебная защита прав и интересов от незаконных нормативных правовых актов
(Никитин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)В юридической литературе высказывались предложения о необходимости правовой регламентации основания и порядка пересмотра вступившего в законную силу решения по делу, которое послужило основанием для обращения гражданина (организации) в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением об оспаривании незаконного нормативного правового акта, примененного в этом деле в отношении данного гражданина или организации <15>.
(Никитин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)В юридической литературе высказывались предложения о необходимости правовой регламентации основания и порядка пересмотра вступившего в законную силу решения по делу, которое послужило основанием для обращения гражданина (организации) в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением об оспаривании незаконного нормативного правового акта, примененного в этом деле в отношении данного гражданина или организации <15>.
Статья: Актуальные вопросы сохранения наследственной массы одиноко проживавших граждан
(Тужилова-Орданская Е.М., Гибадуллина А.А.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 1)При таких обстоятельствах полагаем целесообразным предусмотреть на уровне нормативных правовых актов органов местного самоуправления утверждение порядка сообщения управляющими организациями (организациями коммунально-бытового обслуживания), правоохранительными органами о факте смерти одиноко проживающего гражданина нотариусу либо направления судами общей юрисдикции вступивших в законную силу решений о признании умершим одиноко проживающего гражданина нотариусу по последнему месту жительства такого гражданина.
(Тужилова-Орданская Е.М., Гибадуллина А.А.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 1)При таких обстоятельствах полагаем целесообразным предусмотреть на уровне нормативных правовых актов органов местного самоуправления утверждение порядка сообщения управляющими организациями (организациями коммунально-бытового обслуживания), правоохранительными органами о факте смерти одиноко проживающего гражданина нотариусу либо направления судами общей юрисдикции вступивших в законную силу решений о признании умершим одиноко проживающего гражданина нотариусу по последнему месту жительства такого гражданина.
Статья: Место и роль государственного контроля (надзора) в механизме правового регулирования
(Зырянов С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Правовые основы оценки эффективности регулирования заложены в ст. 3 и 12 Закона об обязательных требованиях, предписывающей проводить оценку фактического воздействия обязательных требований по общему правилу по истечении шести лет со дня вступления в силу в порядке, определенном Правительством РФ <17>. Данный порядок требует давать оценку достижения целей введения обязательных требований для каждого нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования в данной области регулирования. К сожалению, законодатель, определяя в указанной статье общий порядок оценки применения обязательных требований, применил два разных термина - "обязательные требования" и "нормативный правовой акт" - которые в контексте проблемы имеют разные значения, вследствие чего допустил неоднозначное толкование правовой нормы. Также не ясно, как оценивать обязательные требования, установленные федеральным законом или нормативным правовым актом, принятым в соответствии с федеральным законом.
(Зырянов С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Правовые основы оценки эффективности регулирования заложены в ст. 3 и 12 Закона об обязательных требованиях, предписывающей проводить оценку фактического воздействия обязательных требований по общему правилу по истечении шести лет со дня вступления в силу в порядке, определенном Правительством РФ <17>. Данный порядок требует давать оценку достижения целей введения обязательных требований для каждого нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования в данной области регулирования. К сожалению, законодатель, определяя в указанной статье общий порядок оценки применения обязательных требований, применил два разных термина - "обязательные требования" и "нормативный правовой акт" - которые в контексте проблемы имеют разные значения, вследствие чего допустил неоднозначное толкование правовой нормы. Также не ясно, как оценивать обязательные требования, установленные федеральным законом или нормативным правовым актом, принятым в соответствии с федеральным законом.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Согласно статье 8 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат публичному обсуждению. Сроки их вступления в силу должны определяться исходя из сроков, необходимых органам государственной власти, гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми обязательными требованиями. Обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах, не применяются.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Согласно статье 8 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат публичному обсуждению. Сроки их вступления в силу должны определяться исходя из сроков, необходимых органам государственной власти, гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми обязательными требованиями. Обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах, не применяются.